Статья Регулятивные универсальные учебные действия.
Статья « Регулятивные универсальные учебные действия».
Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объёма; усложнение содержания учебного материала школьного образования. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного- квалифицированного исполнителя.
Сегодняшнее общество запрашивает человека , способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, включая умение учиться.
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Именно поэтому « Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные , но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Универсальные учебные действия означают саморазвитие самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Виды универсальных учебных действий :
1.личностный;
2.регулятивный(включающий также действия саморегуляции);
3.познавательный;
4.коммуникативный.
Рассмотрим регулятивные УУД. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Сейчас любую информацию нужную информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня- это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объёме. Чтобы ребёнок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД- универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Функция регулятивных УУД- организация учащимся своей учебной деятельности.
Номенклатура регулятивных УУД:
- целеполагание;
-планирование;
-прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценка;
-волевая саморегуляция.
Условия формирования и развития регулятивных действий.
1.С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи.
2.С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе его предшествующих и последующих достижений.
3.Поощрение детей за активность, за любой ответ, даже не верный. Я использую в работе такие формы как:
-организация взаимной проверки заданий;
-учебный конфликт;
-обсуждение участниками способов своего действия.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие виды заданий:
-«преднамеренные ошибки»
-поиск информации в предложенных источниках;
-взаимоконтроль.
Для сформированности регулятивной структуры деятельности оказываю помощь:
-если действие выполняется неуверенно, то ребёнок получает поддержку;
-если возникают трудности, остановка- говорю «Попробуй ещё раз»;
-действие выполняется ошибочно, повторяю вопрос»Почему?» с просьбой объяснить причину действия.
Владение РУУД даёт:
-ученик умеет составлять план действий;
-ученик может внести необходимые дополнения и;
-ученик осознаёт то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
-ученик владеет навыками самоконтроля;
-у ученика сформирован внутренний план действий;
-ребёнок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Мне понравилась по формированию регулятивных универсальных учебных действий, разработанная памятка. Предлагая ребёнку выполнить какое-либо поручение, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребёнка мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше его понять его содержание, предложить им сразу подробно спланировать свои действия, определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий. Поставленные перед ребёнком цели должны быть не общими(стать отличником, исправить своё поведение ).а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения. Которые легко можно контролировать. Необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок ( на данную перемену, на первые 10 минут урока).
Если у ребёнка возникают трудности при оценивании, контроле своей деятельности, то рекомендуется: организация совместной работы у младших школьников, выполнение учебных заданий во внеурочное время, дома или в группе продлённого дня, коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.
Если у ребёнка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно использовать игры с правилами.
Я применяю в работе удачное средство, помогающее ребёнку регулировать свой темп деятельности- песочные часы.
Главное для учителя – помнить, что все учащиеся-звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие, но одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свою траекторию полёта. Каждая звёздочка мечтает сиять.
И наша задача-помочь ученикам в этом.
Желаю вам терпения и творчества!
15