Рабочая программа по крымскотатарской литературе. 5 класс
Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение «Денисовская школа» СимферопольскогорайонаРеспубликиКрымул. Школьная,14, с. Денисовка, Симферопольский район, Республика Крым, 297534,
тел. (0652) 34-52-19, e-mail: den-school@yandex.ru Код ЕГРПОУ 24404452
__________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
__________циклаПротокол № от ______
Руководитель МО:
З. И. ЗиядиноваСОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР:
_________И.В.Трунова«___»__________ 2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Директор
Приказ от _______
№ __________
________А.А.Иванушкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Крымскотатарская литература»
Класс: 5-б
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы: 2016 /2017 гг.
Количество часов по учебному плану: всего - 34 ч/год; 1 ч/неделю
Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г № 1897) Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных организаций Республики Крым 5-9 классы. Под редакцией А. С. Аблятипова.
Учебник: Примерная программа по крымскотатарской литературе. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 5 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 5 класс), авторы Велиулаева А. и другие. Къырымтатар эдебияты. 5 сыныф (Крымскотатарская литература. 5 класс), авторы Велиулаева А. и другие.
Рабочую программу составила: ____Эмирова Фадме Изетовнас. Денисовка, 2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для МБОУ «Денисовская школа» по учебному курсу «Крымскотатарский язык» для 5-Б класса с изучением крымскотатарского языка и литературы, Рабочая программа для 5 класса по учебному курсу «Крымскотатарская литература» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования на основе «Примерные программы по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)», «Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций/ [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.:Просвещение, 2015. – 175 с. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Крымскотатарская литература» изучается в 5 классе в количестве 34 часа (1 час в неделю). Учебник «Крымскотатарская литература» 5 класс, авторы Велиулаева А. и другие.
Планируемые предметные результаты освоения программы учебного предмета «Крымскотатарская литература».
Личностные результаты:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительное отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культуре других народов;
использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные при- чинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, умение анализировать литературное произведение (определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений);
определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
владение элементарными литературными терминами;
приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;
понимание авторской позиции и формирование своего отношения к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров и их осознанное чтение;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, создание творческих работ, рефератов на литературные и общественные темы.
Предметные результаты освоения программы учебного предмета
В результате изучения литературы:2
Выпускник научится:
определять тему и основную мысль произведения;
пересказывать сюжет, владеть различными видами пересказа;
характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики;
выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними;
определять авторское отношение к героям и событиям;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, эссе, создания проекта на заранее объявленную литературную или публицистическую тему.
Выпускник получит возможность научиться:
знать и понимать:
- образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути (перечислить авторов);
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.
КРЫМСКОТАТАРСКИИ ФОЛЬКЛОР (2ч.)
Богатства отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле. Народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Частушки (Чынъ ее манелер). Малые жанры фольклора. Оюн текерлемелери. (Считалки). Саюв текерлемелери (Скороговоорки). Тапмаджалар (Загадки). Народные скази.
Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.
Загадки. Тапмаджалар. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Кораткость, выразительность и образность загадок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.3
Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» (одна из каждого вида по выбору); «Туварджынынъ акъыллы къызы», «Мырзанен ногъай», «Алтыны чокъ, шенълиги ёкъ», «Къозлагъан къазан», «Тылсымлы таз огълан», «Алим». Сказка кА популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных сюжетов.
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ПОСИДЕЛКИ (1 ч.)
Народные праздники (Наврез и Хыдырлез). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых работ.
Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения посиделок.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.
ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (3 ч.)
Н. Челебиджихан. «Ант эткенмен» («Я поклялся…»).
Слово о поэте. Клятва верности Родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье.
Образ родины и ее воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую ее судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Ш. Селим «Ватан недир? Деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге», «Тувгъан тилим»; А. Гирайбай «Меним Къырымым»; А. Велиев «Ана тилим» и другие произведения по выбору учителя.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (5 ч.)
И. Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынь тырнагъы» (отрывок). Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях. Влияние взрослого друга на формирование характера османа. Воспитание любви к природе, к животным.
Э. Амит. «Чанта», «Анамнынъ умюти». Становление характера подростка.Влияние мудрых натавлений матери и примера трудолюбивой и целеустремленной сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи, потерявшей на войне отца. Стойксть матери и сына.
Дж. Гъафар нынъ терджимеиалы. «Асанчыкьнынь кунълеринден»эсерлери;
Н. Умеров. «Энь татлы», «Юзюм», «Анамнынь дуасы».
Р. Myедин. Рассказы «Кабаат кимде?», «Татлы ве аджджы», «Къоркьакъ Кьадыр». Нравоучительное содержание произведений. Автор и его отношение к поступкам героев.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КРЫМСКОТАТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (3 ч.)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции в рассказе.4
Э. Шемьи-заде «Кьыш келе», «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында»; Ю. Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси»; М. Дибагъ «Балкъуртлар» и другие произведения о красоте родной земли (по выбору).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (3 ч.)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
С. Эмин. Стихотворения «Гьалебе акъшамы», «Дженктен кельдим», «Окопта»; Дж. Аметов, Энвер Арифов. «Абдул Тейфукь» (отрывок из повести); Р.Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из повести); А. Велиев «Байраккьа тамгьан козъяшлар» (отрывок из повести).
ТЕМА ДЕПОРТАЦИИ В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (5 ч.)
А. Осман. «Таныш козьлер». Рассказ о трагических страницах истории крымских татар депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя.
Э. Умеров. Рассказы «Кьара поездлар», «Янгьызлыкъ», «Рухсет» (один по выбору).
Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ».
Ш. Аппазов. Стихотворение «Хатыра».
У. Эдемова. «Айдын геджеде » (отрывок из романа).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Народные песни (по выбору).
Н. Челебиджихан «Ант эткенмен...».
Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях».
Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях писателей и поэтов» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая отрывок из прозы).
5
Тематический план по крымскотатарской литературе в 5 классе.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
№
п/пРазделы Кол-во часов Из них В том числе
УРР УВЧ Тесты Сочинение
Аудиторное Домашнее
1. Кириш. Эдебият – сёз санаты.
1 2. Къырымтатар халкъ агъыз яратыджылыгъы2 3. Халкъ урф-адетлери ве байрамлары. Джыйын.
1 4. Къырымтатар элебиятынынъ шиириетинде Ватан образы ве ана тилининъ ифаделиги, гузеллиги.
3 1 1 1 5. Ахлякъ дерслери. 5 1 1 1 6. Къырымтатар шаир ве языджыларынынъ эсерлеринде тувгьан табиат мевзусы.
3 1 7. Къырымтатар элебиятында Улу Ватан дженки мевзусы.
3 1 1 1
8. Къырымтатарэдебиятында сюргюнлик мевзусы. 4 1 1 Всего 22 4 4 1 2 1
6
Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение «Денисовская школа» СимферопольскогорайонаРеспубликиКрымул. Школьная,14, с. Денисовка, Симферопольский район, Республика Крым, 297534,
тел. (0652) 34-52-19, e-mail: den-school@yandex.ru Код ЕГРПОУ 24404452
__________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
__________циклаПротокол № от ______
Руководитель МО:
З. И. Зиядинова СОГЛАСОВАНО
Замдиректора поУВР:
_________И.В.Трунова«___»__________ 2016г УТВЕРЖДЕНО
Директор
Приказ от _______
№ __________
________А.А.Иванушкина
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебного курса «Крымскотатарская литература»
Класс: 5-б
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы: 2016 /2017 гг.
Количество часов по учебному плану: всего - 34 ч/год; 1 ч/неделю
Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г № 1897) Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных организаций Республики Крым 5-9 классы. Под редакцией А. С. Аблятипова.
Учебник: Примерная программа по крымскотатарской литературе. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 5 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 5 класс), авторы Велиулаева А. и другие. Къырымтатар эдебияты. 5 сыныф (Крымскотатарская литература. 5 класс), авторы Велиулаева А. и другие.
Рабочую программу составила: ____Эмирова Фадме Изетовнас. Денисовка, 2016 г.
Календарно-тематическое планирование по крымскотатарской литературе в 5 классе (34 часа в год, 1 час в неделю)
№ п/пСроки выполнения Название раздела, тема урока, количество отведенных часов Примечание
Планированная дата Фактическая дата 1 черикЭдебият – сёз санаты (1 с.).
1. Кириш. Китап инсаннынъ аятында.
Къырымтатар халкъ агъыз
яратыджылыгъы (2 с.).
2. Саювлар ве тезайтымлар, аталар сезлер,тапмаджалар – къырымтатар халкъ агъыз яратаджылыкътан.
3. Халкъ масаллары. «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» масалы. Халкъ урф- адетлери ве байрамлар (1 с.)
4. Миллий байрамлар. Наврез ве Хыдырлез байрамлары.
Къырымтатар эдебиятынынъ шиириетинде Ватан образы ее ана тилининъ ифаделиги ве гузеллиги (3 с.)
5. Н. Челебиджихан. «Ант эткенмен» шииринде ватанперверликнинъ акс этюви (эзбер).
6. Ш. Селим фаалиети. «Ватан недир?» шиири. Шиириет акъкъында анълам.
7. А. Гирайбай, терджимеиалы «Меним Къырымым» эсериндеки эпитетлернен танышув.
8. Н.и. 1. Шиирлернинъ анализ этмек. Оларнынъ умумий чизгилерини сечип алмакъ.
9. С.т.окъ.1. А. Велиевнинъ фаалиети. «Ана тили» эсернинъ мевзу ве гъаеси.
10. Тестлев. Кечирильген мевзулар боюнджа.
2 черикАхлякъ дерси (5 с.) 11. И. Паши, терджимеиалы. «Фындыкъ джыйгьанда» эсери. Генч къараманларнынъ тербиелюви.
12. Э. Амитнынъ терджимеиалы. «Чанта» эсери. Къорантанынъ фаджиасы акъкъында.
2
13. Н. и. 2. Эсерде баш къараманнынъ образыны талить этюв.
14. Дж. Гъафар, фаалиети. «Асанчыкънынъ куньлеринден» эсери. Эсернинъ насиаллы тарафы.
15. Н. Умеров, шиириети «Анамнынъ дуасы» шиирнинъ талили. Языджынынъ къараманларгъа мунасебети.
16. Незарет инша. Ана мевзусына багъышлангъан. «Меним севимли анам».
17. Р. Муедин, фаалиети. Икяелер. «Татлы ве аджджы», «Къабаат кимде?». Икяелернинъ эсас гъаелери.
18. С.т.окъ.2.. Х. А. Я. «Алтын башнен Хыяр баш масалы. 3 черикКъырымтатар шаир ве языджыларнынъ эсерлеринде тувгъан табиат
мевзусы (3 с.) 19. Э. Шемьи-заде, терджимеиалы. «Къыш келе», «Гедже» эсерлери (эзбер). Эсерлерде къыяслав.
20. Ю.Болатнынъ омюр ёлу. «Туфанда къалгъан къой сюрюсю». Эсерде Къырымнынъ табиаты мевзусы.
21. Н.и. 3. Икяеге план тизмеге огренюв.
22. М. Дибагъ, терджимеиалы. «Балкъуртлар» эсеринде табиатнынъ дюльберлигининъ тасвири.
Къырымтатар эдебиятында Улу Ватан дженк мевзусы (3 с.)
23. С. Эмин, шиириети. «Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим». Улу Ватан дженк мевзусынынъ ачыкъланувы.
24. С.т.окъ.3. Дж. Аметов, Э. Арифов «Абдул Тейфукъ» (повесттен парча).Къараманларгъы багъышлангъан эсер.
25. Незарет инша. Къырымтатар эдебиятында Улу Ватан дженк мевзусына багъышлангъан. « Севимли къараманым».
26. Р. Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы» (парча).
27. Н. и. 4. Адисеге озь мунасебетини бильдирюв. 4 черикКъырымтатар эдебиятында сюргюнлик
мевзусы (4 с.) 3
28. А. Осман, «Таныш козьлер» икяесинде къырымтатар халкъынынъ фаджиасы.
29. Э. Умеров, фаалиети. «Къара поездлар» икяеси. Сюргюнликнинъ тасвири.
30. Р. Фазыл, шиириети «Унутмайыкъ» (эзбер). Сюргюнлик мевзусына багъышлангъан.
31. Незарет инша. Сюргюнликке багъышлангъан бри де бир эсерге теэссуратларыны бильдирмек.
32. Ш. Аппазов, шиириети «Хатыра». Эсас гъаени шиирде акс этюв.
33. С.т.окъ.4. У. Эдемова «Айдын геджеси» (романдан парча).Эсас къараманларынынъ такъдири.
34. Нетидже дерс. 5 сыныфта кечильген мевзулар боюнджа. 4