Рабочая программа по крымскотатарской литературе для 5 класса


Статус документа
1.Программа по учебному курсу «Крымскотатарская литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897)

2. Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных организаций Республики Крым. 5-9 классы, под редакцией А.С.Аблятипова.
3.Инструктивно-методического письма Крымского КРИППО от 19.05.2014 №01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 учебный год».
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитическогомышления,творческоговоображения,читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе изучения предмета закладываются все базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, семейные ценности, труд и творчество, искусство и литература, духовность. Предмет способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этике
межнационального общения.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации отводит по 2 часа в неделю для изучения учебного предмета «Крымскотатарская литература» на этапе основного общего образования.
В примерной программе, предусмотрены часы для дополнительного чтения для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не приводит к перегрузке учащихся.
Результаты изучения предмета «Крымскотатарская литература»
Личностные результаты: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; • использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы; • умение самостоятельно организовать собственную деятельность; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты:
• понимание проблематики изученных произведений крымскотатарскойлитературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одногоилинесколькихпроизведений; • определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;• владение элементарными литературными терминами;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностямидругихнародов; •понимание авторской позициии свое отношение кней; • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; • написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного,практико-ориентированногоиличностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;овладениезнаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывании, диалоги, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаиватьсвою, писать изложения с элементами сочинения,отзывыосамостоятельнопрочитанныхпроизведениях, сочинения.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 5 классе (68 ч) На изучение художественных произведений – 54 ч.
Уроки развития речи – 8 ч. Дополнительное чтение – 4 ч. Резерв – 4 ч.
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч)
Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (8 ч)
Богатствоотражениямиравфольклорныхпроизведениях.Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Малые жанры фольклора (Оюн текерлемелери. Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Загадки.) Народные сказки.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках.Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности. Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки.Скороговорки как средство развития речи детей.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговоркахнародной мудростииморальногосводаправилжизни.Образцынародного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпиненайнеджитильки»(однаизкаждоговидаповыбору); «Туварджынынъ акъыллы къызы», «Мырзанен ногъай», «Алтыны чокъ, шенълиги ёкъ»; «Къозлагъан къазан», «Тылсымлы таз огълан», «Алим». Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных сюжетов.
Народные праздники. Посиделки (2 ч.)
Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых работ.
Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения посиделок.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.
ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (7 ч.)
Н. Челебиджихан«Ант эткенмен» («Я поклялся…»).
Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье.
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Ш. Селим «Ватан недир? деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге», «Тувгъан тилим»; Ю. Кандым«Байрагъым»;И. Абдураман « Меним Ватаным – Къырым», «Ана тилим»; И. Асанинъ «Бир авуч топракъ»; А. Гирайбай «Меним Къырымым»; Ю. Темиркъая «Тувгъан тиль»; А. Велиев «Ана тилим»; С. Эмин «Ана тили», «Топрагъым» и другие произведения по выбору учителя.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятиео поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (12 ч.)
Дж. Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс». Сложность человеческих судеб в послевоенное время. Забота о детях, пострадавших в годы войны. Гуманизм рассказа.
И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ тырнагъы» (отрывок). Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях.
Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным.
А.Осман. «Балалар эви янында». Нравственные проблемы произведения. Герои и сюжет произведения. Внутренний мир героев.
Э. Амит. «Чанта», «Анамнынъ умюти».Становление характера подростка. Влияниемудрыхнаставленийматериипримератрудолюбивойи целеустремленной сестрына формированиевзглядовглавного героя.Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына. Дж. Гъафар. «Асанчыкънынъ куньлеринден»;
Шерьян Али. «Эдиечик ве Эдип», «Экимизге бир чана», «Селямсыз Саре». Э.Фазыл. «Олсун байрамлар», «Насиат»
Н.Умеров. «Энъ татлы», «Юзюм, «Анамнынъ дуасы»
Р. Муедин. Рассказы «Кабаат кимде?», «Татлы ве аджджы», «Къоркъакъ Къадыр».Нравоучительноесодержаниепроизведений.Авториего отношение к поступкам героев.
М.Нузет. «Къартбабамен торуны». Глубина особенностей национального характера героев в стихотворении.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой.Портрет. Связь между внешним обликами поступками героя.
ПРИРОДА КРЫМА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (8 ч.) Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром.Особенности пейзажа в произведении.Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции в рассказе.
Я. Шакир-Али«Йыртыджы» къушлар», «Денъиз иле ель», «Къартал ве йырджыкъушлар»; М.Нузет«Озен», «Эчкичик»; О. Амит«Озенде»; Э. Шемьи-заде«Къыш келе», «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында»; Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси»; Т.Халилов «Акъбардакъ». Э.Амит «Денъиз ташчыкълары», «Ягъмур токътады», «Денъизде геми ялдай»; М. Дибагъ. «Балкъуртлар»и другие произведения о красоте родной земли (по выбору).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (8 ч.)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
С. Эмин. Стихотворения «Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим», «Окопта», «Джеллятлар»; Дж. Аметов, Энвер Арифов. «Абдул Тейфукъ» (отрывок из повести); Р. Халид. Рассказ«Ватан хызметине берильген омюр»; Р. Мурад. Стихотворения«Генералнынъ икяеси», «Биль джеллят», «Матрос», «Партизанлар геджеси»; А.Умеров.«Ватан къызы» (отрывок из повести); Р.Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из повести); А. Велиев. «Байраккъа тамгъан козьяшлар (отрывок из повести) А. Дерменджи. «Баш эгмегенлер» (отрывок из повести).
ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ (12 ч)
Черкез-Али.Стихотворения «Ювез», седасы», «Майренинъ икяеси».
Ш.Селим.Стихотворения«Яз «Къаргъыш».
А. Велиев.«Сюргюнлик хатыралар».
«Тапсам да анамны»,
акъшамыкъарагъач«Анамнынътюбюнде»
ТРАГИСЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ (12 часов)
Черкез-Али.Стихотворения «Ювез», седасы», «Майренинъ икяеси».
Ш.Селим.Стихотворения«Яз «Къаргъыш».
А. Велиев.«Сюргюнлик хатыралар».
А.Осман.«Таныш козьлер». Рассказ о трагических страницах истории крымских татар – депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя.
Э. Умеров. Рассказы «Къара поездлар», «Янгъызлыкъ», «Рухсет» (один по выбору).
Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ». Шерьян Али. «Хатырылар юкю» (очерк). Ш. Аппазов. Стихотворение «Хатыра».
Ш. Рамазанов. «Дженэннемден къайткъанлар» (отрывок из романа). У. Эдемова. «Айдын геджеде»(отрывок из романа).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ. Народные песни (по выбору)
Н. Челебиджихан «Я поклялся…».
Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях».
Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях писателей и поэтов» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе» (включая отрывок из прозы).
Учебно-тематический план
5 класс
№ Наименование разделов Учебные часы К/р1 ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
2 КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР
3 Литературная сказка 4 ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
5 УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ 6 РОДНАЯ ПРИРОДА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ ТРАГЕДИЯ ДЕПОРТАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ