Рабочая программа крымскотатарской литературе,1кл


МОУ»Заречненская школа с крымскотатарским языком обучения»
«Рассмотрено»
На заседании МО
____Л.С.ЯгьяеваПротокол№___от«___»____2015г «Согласовано»
Зам.директора по УВР
____Н.Б.Аживефиева«__»_____2015г «Утверждено»
Директор школы
_____Р.Р.УмеровПриказ № ___от«___» ______2015г
Рабочая программа
по крымскотатарскому языку
1 класс
на 2015-2016 учебный год
учитель начальных классов: Аблякимова Л.Э.
Заречное,2015г
Примерная образовательная программа по крымскотатарскому (родному) языку
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Примерная образовательная программа по крымскотатарскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание предмета.
Основная цель предмета – развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
Задачи:
развитие речи, познавательности, уважения к родному языку, этнического самосознания;
формирование гражданских, патриотических чувств;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике крымскотатарского языка;
овладение умениями правильного чтения и письма;
составление простых высказываний, пересказов, письменных описаний небольших объемов;
воспитание положительного ценностного отношения к родному языку.
Основные содержательные линии:
Материал предмета представлен такими содержательными линиями: фонетика, орфография, состав слова, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности
Обучение направлено на развитие организационных, познавательных, контрольно-оценочных умений.
В ходе изучения родного языка формируются умения обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, а также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с учебной и справочной литературой).
Ценностные ориентиры содержания предмета «Крымскотатарский язык»
Обучение языку дает возможности для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, развития социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры.
Особое внимание уделяется языковым аспектам: толкованию значения и особенностям употребления слов, пословиц, поговорок и других фольклорных жанров, работе над текстами, правильному использованию этнографических элементов.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты обучающихся:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности (осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому этносу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства, формирование патриотических ценностей);
овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия;
формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, любви к природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;
развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные ситуации;
формирование мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные результаты обучающихся:
формирование умений использовать родной язык с целью поиска различной информации, умения составлять диалог на заданную тему, способности ориентироваться в средствах и условиях общения;
подбирать языковые средства для ведения диалога, составления письменных текстов;
учиться работать с различной информацией, правильно использовать орфографические и пунктуационные правила.
Предметные результаты обучающихся:
овладение начальными представлениями о нормах родного языка (орфографическими, лексическими, грамматическими), правилами речевого этикета;
формирование понятия о родном языке как части национальной культуры народа;
формирование умений применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы, части слова, части речи, члены предложения;
знание правил правописания;
применение полученных знаний в общении;
развитие способности работать с текстами, справочной литературой, словарями, проверять написанное, обобщать знания о языке и применять на практике.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой деятельности
Слушание
Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы на вопросы.
Говорение
Развитие диалогической речи. Овладения нормами речевого этикета, культурой общения. Соблюдение речевых норм языка. Практическое овладение монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение
Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное чтение. Нахождение необходимой информации в тексте и ее обобщение.
Письмо
Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку, письменное изложение. Составление небольших описаний, рассказов.
Обучение грамоте
Фонетика
Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Совообразующая функция гланых звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж].
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Произношение звуков в соответствии с нормами крымскотатарского языка. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения.Смыслоразличительная роль ударения (алма – фрукт, алма – отрицательная форма глагола).
Графика
Различение звука и буквы. Знакомство с крымскотатарским алфавитом. Функция букв е, ё, ю, я.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Лексика
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Прямое и переносное значение слова.
Устойчивые сочетания слов. Работа с разными словарями.
Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и омонимов. Выделение в словах корня. Разбор слов по составу. Различение слова и предложения. Работа с предложением. Предложение. Порядок слов в предложении (подлежащее предшествует сказуемому). Связь слов в предложении. Виды предложений. Интонация в предложении. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применением:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после мягкого слога или твердого ;- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Текст. Абзац. Виды текста. Части текста.
Морфология. Части речи
Имя существительное.
Значение и употребление в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Множественное число имен существительных. Принадлежность у имен существительных (битам, битанъ, битасы). Сказуемость у имен существительных. Аффиксы словообразования имен существительных (-чы, чи, джы, джи, лук, люк, лик, лыкъ). Изменение имен существительных по падежам. Изменение имен существительных в притяжательной форме. Изменение имен существительных в непритяжательной форме. Чередование согласных къ, к, п в корне слова у существительных в форме принадлежности.
Имя прилагательное.
Значение и употребление в речи. Аффиксы словообразования имен прилагательных (-лы, -ли, -лу, -лю, -сыз, -сиз, -суз, -сюз). Усилительные прилагательные (ап-акъ, бем-беяз).
Местоимение.
Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения.
Наречие. Значение и употребление в речи
Глагол.
Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы глагола. Времена глагола. Глаголы повелительного наклонения
Развитие речи.
Уроки развития речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении и при его прослушивании. Правильное восприятие чужого текста и создание своего. Учить  слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру, развивать умение общаться. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии картинок, наблюдений, на основе опорных слов. Учить пользоваться родным словом, понимать и чувствовать его, развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Место предмета в учебном плане На изучение крымскотатарского языка в начальной школе выделяется приблизительно 340 ч. В 1 классе — 82ч (2.5 ч в неделю, 33 учебные недели)
1 класс.
Наша речь. Язык и речь
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Крымскотатарский алфавит. Гласные и согласные звуки. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Твердые и мягкие гласные звуки. Губные и негубные гласные звуки.
Слог. Слово. Ударение. Слово и слог. Ударение. Перенос слов.
Текст. Предложение. Диалог. Текст и предложение. Диалог
Примерное тематическое планирование
Наименование разделов и тем Всего
часов
1-й класс. «Обучение грамоте и развитие речи»
Подготовительный этап Букварный период Послебукварный период Итого 57ч.
1-й класс
Наша речь Звуки и буквы Слово. Слог. Ударение Предложение Текст Итого 25ч
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Крымскотатарский язык

Основная учебная литература для обучаемых1 класс С.Харахады. Тетрадь для обучения грамоте в 1 классе. – Симферополь: «Крымучпедгиз», 2013. В двух частях (по 56 страниц)

Дополнительная учебная литература для обучаемых1 класс Л.Асанова. Крымскотатарский язык. Учебник для 1 класса. – 2-е изд., Симферополь: «Крымучпедгиз», 2009. – 144 с.

Научно-методическая литература для обучающихся2 – 4 классы М.И.Алидинова, С.М.Усеинов
Учебный словарь крымскотатарского языка
2 – 4 классы У.Куркчи. Крымскотатарско-русский фразеологический словарь. – Симферополь: КРП «Издательство «Учпедгиз», 2011. – 296 с.

Обеспеченность технических аудиовизуальных средств обучения
1 – 4 классы Меджитова Л.М., Ганиева Э.С., Сейдаметова Н.С. «Алем – и Сарф» (Грамматика. Упражнения). Обучающая программа по крымскотатарскому языку. Симферополь. – КРП «Издательство «Крымучпедгиз» , 2008.