Презентация по изобразительному искусству на тему Русь деревянная (8класс)
ру 1.Сформировать представление об архитектуре Руси 10 – 12 веков.2. Сформировать представление о крестово-купольном храмекак образе космоса 3. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и культуре своей Родины.4. Развивать творческую познавательную активность.5. Формировать практические навыки работы в конкретном материале по макетированию. репродукции и иллюстрации с изображением архитектуры;схемы-таблицы одноглавого храма;;художественные материалы для выполнения эскиза-рисунка и макета;литературный ряд : стихи Д. Блынского;видеоряд: слайды «Кижи» 1.Организационная часть2.Целеполагание 3.Актуализация знаний учащихся4.Беседа об архитектуре Руси 10-12в. Постановка проблемы5.Знакомство с представлением наших предков о храме как образе космоса.6.Постановка художественной задачи.7.Практическая работа по макетированию.8.Подведение итогов.9.Рефлексия. Что такое архитектура ? Архитектура – это система зданий, сооружений, формирующих среду, в которой живёт человек.-Откуда пошло слово «архитектура» ? Слово «архитектура»- древнегреческое, состоит из двух слов: «архи» - старший и «тект» - строитель.-Каковы 3 основных свойства архитектуры по Витрувию ? Польза, прочность, красота.-Какие виды архитектуры вы знаете ? Жилая, общественная, садово-парковая, промышленная, градостроительство, реставрация.-Почему архитектуру называют «застывшей в камне музыкой» ? Строят из камня, по сооружениям можно судить о прошлом. . Послушайте, что говорил об архитектуре Н. В. Гоголь: «архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничего не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на неё нас осениламысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за её существование». Действительно, архитектура-это огромная книга, на страницах которой отображены эпохи жизни человечества. Любое архитектурное сооружение несёт на себе печать своего времени. Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как монументализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искажённом виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные строения на Руси не были результатом механического копирования византийских образцов. Это и понятно, ведь дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного зодчества, сложившиеся технические и художественные приёмы, своё понимание архитектурного ансамбля. Русские зодчие рубили и первые деревянные христианские храмы. К сожалению, история не сохранила имён древнейших зодчих Руси, первые известные нам относятся к 11 в.( Миролег и Ждан-Никола) – знатные мастера из Киева. Таким мастерам посвящено стихотворение Д. Блынского : В грубые передники одеты- У кого в деревни не спроси,- Вечно мои прадеды и деды Плотниками были на Руси Не на них с малолетства глядя, В руки брали сыновья топор, Потому и мастерами дяди Значатся в округе до сих пор. На земле стоят дома и хаты. Где б я ни был, я как дома в них: Может, здесь стучал топор когда-то Одного из родичей моих. До наших дней деревянных построек сохранилось немного. Среди них – музей – заповедник Кижи. Кижи – маленький островок в северной части Онежского озера – знаменитый уникальными памятниками архитектуры. Не только величественный ансамбль Кижского погоста – старинного русского поселения, но и перевезённые сюда из других мест часовенки, крестьянские дома, мельница, а также расположенные на соседних островах сооружения поражают красотой, гармонией и удивительным слиянием с окружающей природой. Все эти произведения деревянного зодчества достойны восхищения как замечательные памятники труда и непревзойденного таланта безвестных мастеров, свидетельство достижений народного искусства. С принятием христианства на Руси в качестве образца был заимствован крестово –купольный тип храма. Как же был устроен русский храм тех времён ? В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, Космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем фоне. Под купольным – небом развёртывалось литургическое действо. Крестово – купольная конструкция-два пересекающихся под прямым углом свода – была заимствована из Византии.В плане своды эти образуют крест – фигуру, символическую для христианства. два пересекающихся под прямым углом свода – была заимствована из Византии. На месте пересечения сводов водружается купол, поддерживаемый световым барабаном. Пространства между концами креста, образующегося пересечением сводов, обстраивали стенами и перекрывали дополнительными сводами, внутри храма стены заменяли арками. Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах: чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов.В Киевской Софии, одном из крупнейших храмов Древней Руси, было более сорока внутренних опор.Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары, повторяя очертания сводов.Это странное слово-»закомары» произошло от древнего «комара» - свод.Закомарой называли засводную стену. Венчали храм купола. Их форма менялась в русском зодчестве. Древнейшие, яйцевидные купола, заимствовали из Византии, шлемовидные – очень похожие на современные. В московском зодчестве больше прижились луковичные главки. Различным было и количество куполов на храмах: у церкви Покрова на Нерли – один; у Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом – два; три купола первоначально было у Благовещенского собора Московского Кремля; пять – У Софийского собора в Новгороде; тринадцать – у Киевской Софии и даже 22 –У деревянной Преображенской церкви в Кижах. В летописи есть упоминание о строительстве в древнем Киеве собора « о двадцати пяти верхах». Количество куполов в культовом зодчестве не только зависело от размеров храма, но и имело символический смысл. Два купола трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как ипостаси Бога, пять – как Христос и 4 евангелиста, 13 куполов символизировали Христа с 12 апостолами. Храм всегда ставился алтарём на восток- навстречу солнцу – не случайно: Бог ассоциируется со светом. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам –полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество ( один, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки. С западной стороны в древних храмах устраивался притвор. В притворе во время службы находились те, кому за совершенные грехи временно запрещался вход в храм, а также готовящиеся принять крещение. Из притвора дверь ведёт в среднюю, самую просторную часть храма. Именно здесь находятся верущие во время богослужения. В восточной части храма находится алтарь. В древние времена он был отделен невысокой преградой, уставленной иконами.Позже преграда превратилась в высокий иконостас. В глубине алтаря находится главная святыня храма – престол. Это четырехугольный каменный стол, символизирующий «гроб Господень». По религиозным представлениям, во время богослужения на престоле незримо восседает сам Бог. Иногда в основании храма имелись глубокие подвальные помещения – подклети, где устраивались захоронения знатных людей. Самый знаменитый русский некрополь находится в подклети Архангельского собора Московского Кремля. Там покоятся почти все русские цари допетровского времени. Так храм как символический образ космоса воплотил в себе и небесное и земное. 1. Выполнить эскиз одноглавого храма2. Принять участие в коллективном макетировании Понял, но есть проблемы Все понял, умею Могу научить других