Студия изобразительного творчества «Радуга»

Мингалиева Лена Халиловна
Учитель ИЗО
Г.Мегион,ХМАО-Югра
МБОУ «СОШ№2»
(из опыта работы)

Студия изобразительного творчества «Радуга»

«Использование различных художественных материалов в сюжетном рисовании»
Пояснительная записка

Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку. Именно здесь искусство нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений.
Многочисленные кружки, студии, школы искусств воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.
Традиции русской художественной педагогики, развивающие уникальный опыт таких мастеров, как П.П.Чистяков, В.С.Щербаков, Н.С.Зверев, Л.Н.Алексеева и др., легли в основу многочисленных направлений дополнительного художественного образования. Очевидно, что на современном этапе необходимо объективно осмыслить реальное состояние системы дополнительного образования в целом и целенаправленно развивать продуктивные, проверенные временем и подтвержденные педагогической наукой направления.
Государственной политикой в области дополнительного художественного образования является развитие сети учебных заведений по всей России, обеспечение условий для сохранения лучших традиций в области культуры и искусства.
Развивающее, организующее, возвышающее действие искусства на всех без исключения людей в процессе творческой деятельности давно не требует доказательств. Задача в том, каким образом организовать эту деятельность, какие методы и педагогические технологии применить в каждом конкретном случае. Необходимо большое количество разнообразных программ для дополнительного образования, которые наиболее отвечают интересам детского коллектива, интересам детей, возможностям и интересам преподавателя.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное - раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые свойственны всем детям.
В студию принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу студии не входит профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение .Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Программа «Использование различных художественных материалов в сюжетном рисовании» учитывает органичную связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б. М. Неменского.

Основная задача данной программы - развитие художественно-творческих способностей детей. Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста и могут быть применены в любых учреждениях дополнительного образования, так как в основу был положен принцип универсальности и соответствия возрастным особенностям детей. Практически каждый педагог сможет найти в этой программе то, что поможет ему повысить качество своей работы, выйти на новый уровень педагогического творчества, так как она отличается большим разнообразием тем и оригинальным подходом к всестороннему раскрытию творчества детей.
Материал, изложенный в программе, рассчитан на один год обучения (занятия 3 часа в неделю)
Задания в программе адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их возможностей и предпочтений.
При реализации творческих замыслов предлагается применять такие художественные материалы как, гуашь, акварель, пастель, сангина, тушь, перо, палочки, воск и восковые мелки, карандаш и уголь и т.д.
Важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, является овладение графическими навыками. Одна из самостоятельных и важных задач изобразительной деятельности- освоение техники рисования.
На занятиях по рисованию решаются общеобразовательные и воспитательные задачи:
учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;
учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;
учит планировать свою деятельность, организовывать свое рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;
учить формировать предварительный замысел и реализовать его;
развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы:
восприятие, память, мышление, связную устную речь;
воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;
Учитель показывает способы действий с нетрадиционными материалами, инструментами, учит детей пользоваться ими, помогает создать сюжетный рисунок, стимулирует максимальное проявление творческих способностей: самостоятельное создание замысла и воплощение его на бумаге. Задача учителя - активизировать речь детей, научить их планировать свою деятельность, выполнять действия в определенной последовательности, адекватно оценивать свою работу и рисунки сверстников. Руководство учителя заключается в контроле, напоминании, оказании помощи при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия.
Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений.
Стремление к овладению художественными знаниями, желание выразить свое отношение к окружающей жизни вызывает у ребенка стремление исследовать свои пока еще скрытые возможности, т.е. на практике попробовать себя в каждом из видов изобразительной деятельности.
Задания, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставляя местами. Педагог вправе предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы.
Программа не должна ограничивать педагога в его творческих поисках.
При составлении данной программы были использованы материалы из методического пособия таких авторов как, Ельченко Н.Ю. и Коротеева Е.И., и Программа дополнительного художественного образования детей.
Данная программа предназначена учителям изобразительного искусства, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетического цикла образовательных школ и учреждений дополнительного образования.


Содержание учебных тем

Точка. Линия. Пятно.
Практическая работа.
Задание 1. Нарисовать сначала линии - игривые, нежные, загадочные, а потом веселого зверька. При изображении линий использовать различный нажим.
Задание 2. Выполнить карандашом рисунок на тему «У нас во дворе» с использованием линий и небольших темных пятен, которые помогают подчеркнуть форму предмета.
Материалы: бумага, карандаш мягкий, резинка.

Рисуем пером.
Практическая работа.
Задание. Нарисовать перышком волшебную птицу с красивым оперением.
Материалы: тушь, набор ученического пера, птичье перо, бумага.

Рисуем кистью.
Практическая работа. Выполнить рисунок на тему «На дне океана», используя мягкую и жесткую кисть.
Материалы: тушь, мягкая и жесткая кисть.

Рисуем палочкой.
Практическая работа. Нарисовать лес с деревьями, елками, кустами, используя разнообразные приемы работы с палочкой. (варианты тем: «снегопад», «вьюга», «тает снег»).
Материалы: тушь, бумага, палочки разной толщины.

5. Не отрывая руки.
Практическая работа. Изображение любимой игрушки.
Материалы: бумага, карандаши.

Создание пятна в графике.
Практическая работа. Создание образа старого пня с помощью тоновых пятен.(варианты: «загадка», «радость»).
Материалы: бумага, карандаш.


Уголь. Мел. Сангина.
Практическая работа. Рисование женского или мужского портрета.(освещенные части подчеркнуть мелом, затемненные – углем)
Материалы: бумага разнофактурная, мел, сангина, уголь.

Цветовое пятно.
Практическая работа. Варианты тем для рисования: «Принцесс ягод», «Яблочная королева», «Фантазия».
Материалы: бумага, цветные карандаши.

9. «Пушистые» пятна.
Практическая работа. Варианты тем для рисования: «Лесной волшебник», «Тайна», «Утро».
Материалы: бумага, тушь ,кисть, перо, палочки разной толщины.

10. Цветные «пушистые» пятна.
графическими элементами. Можно использоваться черной тушью, но аккуратно.
Практическая работа. Рисование клумбы с разноцветными и яркими цветами.( «нежность», «травы» «яблоня», «рассвет»)
Материалы: бумага, черная и разноцветная тушь, кисть.

11. Образ дерева.Практическая работа. Рисование различных образов деревьев( грустное, игривое, легкое, загадочное, доброе, трагическое и т.д.)
Материалы: бумага, графические материалы и инструменты.

12. Монотипия.
«Практическая работа. Примерные темы для рисования: «Мир насекомых», «Цветы», «Фантастическое животное», «Пейзаж», «Космос», «Море», «Фантазия», «Вальс бабочек» и т.д.
Материалы: лист бумаги, кисть, гуашь или акварель, баночка для воды.

13. Печатание листьями.
Практическая работа. Выполнение различных тематических композиций, поздравительных открыток, пригласительных билетов.
Материалы: листья деревьев и кустарников, бумага для рисования, гуашь, кисть флейц, баночка для воды.
14. Печатание бумагой.
Практическая работа. Примерные темы для рисования: «Иллюстрирование сказки», «Облака», «Пушистый котенок», «Мой ласковый и нежный зверь».
Материалы: куски плотной бумаги, гуашь, бумага для рисования, розетки для краски.

15. Нитеграфия.
Примерные темы для рисования: «Насекомые», «Птицы», «Животные», «Цветы», «Портрет», «Тематические композиции».
Материалы: швейные нитки любого цвета, гуашь разных цветов, альбомная бумага, емкость для использованных ниток.

16. Кляксография (пятнография)
Примерные темы для рисования: «Веселые человечки», «Насекомые», «Танцующие страусы», «Необыкновенный жук»
Материалы: черная тушь или жидко разведенная гуашь (акварель), кисть, бумага для рисования, черная гелевая ручка.

17. Рисование мыльной пеной.
Примерные темы для рисования: «Салют», «Воздушные шары», «Космос», «Фантастический пейзаж»
Материалы: мыло или сильно пенящееся средство, безопасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть, бумага рисования, губка из поролона, простой карандаш.

18. Рисование методом наката.
Налить гуашь в емкость. На валик намотать веревку в хаотичном или задуманном порядке. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.
Примерные темы для рисования: «Река», «Небо», «Дорога», «На морском дне», «Горный пейзаж»
Материалы: валик, гуашь, бумага для рисования, емкость для краски, подставка для валика.




19. Рисование ребром картона.
Примерные темы для рисования: «Парусник», «Горный пейзаж», «Крыши домов», «Букет из васильков», «Злотые рыбки».
Материалы: полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм ), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть

20. Рисование с помощью соли.
Материалы: акварельные краски, бумага для рисования, кисть, баночка для воды, соль.

21. Рисование методом напыления.

Примерные темы для рисования: «Салют», «Фрукты», «Букет цветов»
Материалы: кисть флейц, палочки или спички, гуашь, розетки для краски, два листа бумаги для рисования одинакового размера, фартуки, баночка для воды, шаблоны.

22. Выдувание из трубочки
Примерные темы для рисования: «Сказочные деревья», «Волшебный лес», «Пушистый зверек», «Портрет льва»
Материалы: полые трубочки, акварельные краски, тонкая и широкая кисти, бумага для рисования, баночка для воды, подставка для кисти.

23. Восковая техника.
Примерные темы: «Подводный мир», «Паутинка в лесу», «Узоры на зимнем окне», «Весенний букет»
Материалы: восковые мелки или восковая свеча, акварельные краски, бумага для рисования, кисти беличьи(№ 2, 6), подставка для кисти.

24. Клеевая техника.
Примерные темы: «Сказочная птица», «Замок снежной королевы», «Мой город», «Декоративное окно» (эскиз витража).




25. Рисование руками.
Темы для рисования: «Осенний лес», «Цветы», «Зоопарк», «Бабочки», «Мир животных», «Подводное царство»
Материалы: бумага для рисования размером А-3 или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце.

26. Рисование по кругу.
Материалы: бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисти, баночка для воды, запись музыкального произведения.

27. Мятый рисунок.
Примерные темы: «Старый замок», «Цветы на окне», «Кактусы», «Сказочный мир»
Материалы: бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для красок, баночка для воды, губка или небольшой кусок поролона.

28. Рисование по клейстеру.
Примерные темы: «Осенний лес», «На дворе зима», «Рыбы в пруду»
Материалы: мука, вода горячая и холодная, стека (палочка, картон), гуашь, емкость для клейстера, жесткая кисть больших размеров с плоским ворсом.

29. Рисование по стеклу.
Примерные темы: «Новый год», «Пингвины на льдине»
Материалы: оргстекло размером 15х20 см, клей ПВА, гуашь, кисти, баночка для воды, бумага для рисования, простой карандаш, розетка для красок.

30. Цветы на бумаге, покрытые гипсом.
Примерные темы: «Гортензии», «Нежные астры», «Полевые цветы»
Материалы: полимерный гипс, бумага для рисования, кисти, цветные карандаши.

31. Полирование.
Примерные темы: «Цветы в вазе», «После дождя», «Пейзаж», «Рыбки в аквариуме» и т.д.
Материалы: бумага для рисования тонированная, цветные карандаши.



32. Использование цветных карандашей с растворителями.
Примерные темы: «Лилии», «Цветы», «Нежные лотосы па пруду», «Весна», «Летний дождь»
Материалы: цветные карандаши, бумага для рисования, скипидар, цветные и бесцветные маркеры, емкость с водой.

33. Приемы штриховки.
Практическая работа: нарисовать любые предметы, изображения линией и передать фактуру этих предметов, используя различные приемы штриховки
Материалы: бумага для рисования, карандаш простой.

34. Точечное тонирование.
Примерные темы: «Морской пейзаж», «Летний пейзаж», «Рисуем небо», «Натюрморт»
Материалы: бумага для рисования: бумага для рисования, простой карандаш.

35. Текстурное изображение предметов.
Примерные темы: сюжетные композиции на свободную тему (пейзаж, портрет, анималистические жанры)
Материалы: бумага разнофактурная, тонированная, карандаши.

36. Комбинированный прием с соприкасающимися линиями.
Примерные темы: «Морской берег», «Животный мир моего края», «Птица счастья», «Сенокос».)
Материалы: бумага для рисования, графические материалы.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Заголовок 115