Комплексная программа по физическому воспитанию, разработанная для подготовки учащихся лицея №2 к Спартакиаде школьников Альметьевского муниципального района
Муниципальное автономное образовательное учреждение – лицей №2 города Альметьевск Республики Татарстан
Комплексная программа
по физическому воспитанию,
разработанная для подготовки
учащихся лицея №2
к Спартакиаде школьников Альметьевского муниципального района
Составитель:
Левитская Е.Е.,
Высшая квалификационная
категория.
Альметьевск, 2015 год
Учебно – тематическое планирование
комплексной программы по физическому воспитанию
Раздел программы:
Месяцы
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Всего
1.
Теория
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2.
Лёгкая атлетика:
-теория
1
1
1
3
-ОФП
4
2
2
4
12
-СФП
16
4
6
17
43
-тестирование
1
1
2
-соревнования
1
1
2
3.
Мини –футбол: - теория
1
1
-ОФП
5
2
7
-СФП
15
2
17
-тестирование
1
1
-соревнования
1
1
4.
Акробатика: -теория
1
1
-ОФП
3
2
5
-СФП
17
17
-тестирование
1
1
-соревнования
1
1
5.
Баскетбол: -теория
1
1
2
-ОФП
3
2
4
9
-СФП
17
3
17
37
-тестирование
1
1
-соревнования
1
1
2
6.
Волейбол: -теория
1
1
-ОФП
2
2
1
5
-СФП
18
3
13
34
-тестирование
1
1
-соревнования
1
1
2
7
Итого:
24
24
24
24
24
24
24
24
24
216
Пояснительная записка.
Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности. Благодаря целенаправленным занятиям учащиеся обладают достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.
Комплексная программа по физическому воспитанию, разработанная для подготовки учащихся лицея №2 к Спартакиаде школьников Альметьевского муниципального района, способствует расширению знаний в области истории и теории физической культуры, а также развитию интереса учащихся к урокам физической культуры. Данная программа позволяет содействовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию мира; осознанию значения физической культуры в обществе, успешное овладение основами техники физических упражнений в различных видах спорта.
Программа рассчитана на различные возрастные категории учащихся и предполагает постепенное физическое развитие занимающихся, формирующее совершенное владение различными видами спорта, включённых в Спартакиаду школьников Альметьевского муниципального района.
Комплексная программа по физическому воспитанию, разработанная для подготовки учащихся лицея №2 к Спартакиаде, предусматривает проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года в объёме 216 часов; 3 раза в неделю по 2 часа.
Цель программы:
Всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности и привычки заниматься физическими упражнениями, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности.
Задачи программы:
1. укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
2. приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;
3. приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
4. воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
5. создание условий для успешного выступления учащихся по различным видам Спартакиады школьников.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Планируемый результат.
Применяя комплексную программу по физическому воспитанию, мы планируем занять лидирующие позиции по итогам Спартакиады школьников Альметьевского муниципального района, а также подготовиться к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.
Программа разработана в соответствии.
Настоящая комплексная программа по физическому воспитанию составлена с учетом следующих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в школе:
Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ);
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р;
Конвенции о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года);
Письмо Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (от 11 декабря 2006 года №06-1844)
устав МАОУ – лицея №2 (от 10 января 2013 года)
программа практических испытаний Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;
положение о Спартакиаде школьников Альметьевского муниципального района;
типовая программа по физической культуре;
типовая программа по баскетболу;
типовая программа по волейболу;
типовая программа по легкой атлетике;
типовая программа по мини-футболу;
типовая программа по акробатике;
В содержание курса комплексной программы по физическому воспитанию, разработанной для подготовки учащихся лицея №2 к Спартакиаде школьников Альметьевского муниципального района, вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и групповых формах занятий. При этом отбор учебного содержания осуществляется с учетом возрастных интересов учащихся.
Работа ведётся по трём направлениям: теоретические знания, практические знания и спортивное совершенствование.
Направление: Теоретические знания, включает в себя историю развития физической культуры, основные понятия спортивной подготовки, технику безопасности.
Направление: Практические знания, содержит комплексы упражнений, средства общей физической подготовки и специальной физической подготовки баскетбола, волейбола, лёгкой атлетики, акробатики и мини – футбола.
Направление: Спортивное совершенствование, предлагает учащимся применять техническую и тактическую подготовку, комплексы упражнений для развития физических качеств в избранном виде спорта, организацию физкультурно-оздоровительной деятельности.
В результате учащиеся получают теоретические, практические знания, умения и навыки, которые позволяют им укрепить и сохранить здоровье, выбрать наиболее интересный вид спорта, и возможность в достижении высоких спортивных результатов.
Материально – техническая база.
Для успешной реализации комплексной программы по физическому воспитанию, разработанной для подготовки учащихся к Спартакиаде школьников Альметьевского муниципального района в лицее имеются:
– 2 спортивных зала;
– спортивный инвентарь для занятий лёгкой атлетикой;
– спортивный инвентарь для занятий мини – футболом;
– спортивный инвентарь для занятий акробатикой;
– спортивный инвентарь для занятий баскетболом;
– спортивный инвентарь для занятий волейболом;
– методическая литература по различным видам спорта;
– медиатека.
Содержание программы.
История и теория физической культуры.
исторические основы физической культуры и спорта.
История развития физической культуры и отечественного спорта. История возникновения Олимпийского движения. Возрождение Олимпийских игр современности. Современное олимпийское и физкультурно – массовое движение. Олимпийские чемпионы России, Республики Татарстан. Спорт в России, Татарстане.
Лёгкая атлетика.
Основы знаний.
Терминология лёгкой атлетики. Разминка для выполнения легкоатлетических упражнений. Представление о темпе, скорости и объёме легкоатлетических упражнений. Влияние лёгкой атлетики на развитие двигательных качеств. Самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой. Правила и организация проведений соревнований по лёгкой атлетике.
Общая физическая подготовка.
Ходьба. Бег. Общеразвивающие упражнения. Специальные беговые упражнения. Подвижные игры. Упражнения на расслабление и дыхание. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести.
Специальная физическая подготовка.
Техника и тактика бега на короткие дистанции. Техника и тактика бега на средние дистанции. Техника и тактика бега на длинные дистанции. Техника и тактика эстафетного бега. Правила организации и проведения соревнований по бегу на короткие, средние и длинные дистанции, эстафетного бега.
Тестирование.
Соревнования.
Мини – футбол.
Основы знаний.
История возникновения футбола и мини-футбола. Терминология игры. Правила игры. Правила и организация соревнований по мини – футболу. Правила техники безопасности.
Общая физическая подготовка.
Ходьба. Бег. Общеразвивающие упражнения. Специальные беговые упражнения. Подвижные игры. Упражнения на расслабление и дыхание. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести.
Специальная физическая подготовка.
Техническая подготовка.
Стойки и перемещения. Удары внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Ведение мяча.
Удары внутренней частью подъёма. Основная стойка вратаря.
Удар по мячу серединой подъема. Остановка летящего мяча серединой подъема. Удар носком. Удар серединой лба. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча в различных направлениях и с различной скоростью пассивным сопротивлением защитника.
Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удар по летящему мячу средней частью подъёма. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча с активным сопротивлением соперника. Обманные движения (финты).
Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы.
Удар по летящему мячу средней частью подъема. Резаные удары. Удар по мячу серединой лба. Удар боковой частью лба. Удар по мячу серединой лба в прыжке. Удар головой с разбега. Остановка катящегося мяча подошвой. Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы. Остановка мяча грудью. Отбор мяча толчком плеча в плечо. Отбор мяча подкатом. Обманные движения(финты).
Тактическая подготовка.
Индивидуальные тактические действия. Обманные действия (финты).
Групповые тактические действия. Комбинации из освоенных элементов.
Командные тактические действия. Двусторонние игры.
Тестирование.
Соревнования.
Акробатика.
Основы знаний.
История возникновения. Терминология акробатики. Правила и организация соревнований по акробатике. Правила техники безопасности.
Общая физическая подготовка.
Ходьба. Бег. Общеразвивающие упражнения. Специальные беговые упражнения. Подвижные игры. Упражнения на расслабление и дыхание. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести.
Специальная физическая подготовка.
Неопорные прыжки. Кувырок назад. «Мост» из положения лёжа на спине.
«Мост» из положения стоя. Кувырок назад в полушпагат (д).
Стойка на голове (ю).
Кувырок назад в упор стоя ноги врозь. Длинный кувырок. Стойка на голове и руках (ю).
«Мост» из положения стоя с поворотом в упор на одном колене (д).
Из упора присев силой стойка на голове и руках. Длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега (ю).
Равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд (д).
Длинный кувырок вперёд, стойка на руках, кувырок назад через стойку на руках, переворот в сторону (ю).
Сед углом, стоя на коленях, наклон назад, стойка на лопатках, переворот в сторону (д).
Тестирование.
Соревнования.
Баскетбол.
Основы знаний.
История возникновения. Терминология игры. Правила игры. Правила и организация соревнований по баскетболу. Правила техники безопасности.
Общая физическая подготовка.
Ходьба. Бег. Общеразвивающие упражнения. Специальные беговые упражнения. Подвижные игры. Упражнения на расслабление и дыхание. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести.
Специальная физическая подготовка.
Техническая подготовка.
Стойки и перемещения. Ведение мяча правой и левой рукой. Остановка прыжком. Повороты с мячом. Ловля мяча двумя руками. Передача мяча двумя руками от груди с места. Бросок мяча двумя руками от груди.
Защитная стойка. Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока. Остановка в два шага. Вырывание мяча. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок после ведения. Бросок одной рукой от плеча с места.
Сочетание способов передвижения. Ведение мяча с изменением скорости и направления движения, с поворотом спиной к защитнику. Обводка препятствий. Передача двумя руками сверху. Передача одной рукой от плеча. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача мяча при встречном движении. Бросок после бега и ловли мяча. Бросок одной рукой от плеча с прыжком. Бросок мяча одной рукой от головы в движении. Штрафной бросок. Выбивание мяча. Держание игрока.
Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке (юноши). Бросок двумя руками от головы (девушки). Броски с близкого расстояния. Штрафной бросок.
Передача мяча одной рукой снизу. Передача мяча одной рукой сбоку. Приёмы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот. Бросок одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого и среднего расстояния. Броски с дальних дистанций. Штрафной бросок.
Тактическая подготовка.
Индивидуальные тактические действия. Обманные действия (финты). Держание игрока с мячом. Заслон. Накрывание броска.
Групповые тактические действия. Комбинации из освоенных элементов.
Командные тактические действия. Двусторонние игры.
Тестирование.
Соревнования.
Волейбол.
Основы знаний.
История возникновения. Терминология игры. Правила игры. Правила и организация соревнований по баскетболу. Правила техники безопасности.
Общая физическая подготовка.
Ходьба. Бег. Общеразвивающие упражнения. Специальные беговые упражнения. Подвижные игры. Упражнения на расслабление и дыхание. Развитие физических качеств.
Специальная физическая подготовка.
Техническая подготовка.
Стойки и перемещения. Передача мяча сверху двумя руками. Приём мяча низу над собой. Нижняя прямая подача.
Передачи и приёмы мяча после передвижения. Верхняя прямая подача.
Передача мяча двумя руками сверху в прыжке. Передача сверху за голову в опорном положении. Прямой нападающий удар. Приём подачи. Отбивание мяча кулаком у сетки.
Передача мяча у сетки. Передача мяча в прыжке через сетку. Передача сверху, стоя спиной к цели. Приём мяча, отражённого сеткой. Прямой нападающий удар.
Приём мяча сверху (снизу)двумя руками с падением – перекатом на спину. Приём мяча одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину. Приём мяча одной рукой в падении вперёд и последующим скольжением на груди –животе. Передача сверху двумя руками. Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Нападающий удар с переводом. Нападающий удар с поворотом туловища. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой).
Тактическая подготовка.
Индивидуальные тактические действия. Блокирование.
Групповые тактические действия. Комбинации из освоенных элементов (углом вперёд, углом назад).
Командные тактические действия. Двусторонние игры.
Тестирование.
Соревнования.
15