ДОКЛАД на тему: «Цифровые исследования в начальной школе. Работа с лабораторным диском «ГЛОМИР»»


МБОУ Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района
ДОКЛАД
на тему:
«Цифровые исследования в начальной школе. Работа с лабораторным диском «ГЛОМИР»»
Подготовила:
Меняйленко А.Е.
учитель начальных классов
МБОУ Бутурлиновская СОШ
ВКК
г. Бутурлиновка
2015 год
Введение
Одним из требования ФГОС нового поколения является оснащение школы современным оборудованием и создание условий для поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Знакомство учителей начальной школы с возможностями и работой ЛабДиска выявило проблему: в какой образовательной области и в какое время использовать ЛабДиск для работы с детьми?
Выяснилось, что работу с лабДиском можно проводить на следующих дисциплинах:
Математика – при изучении величин для измерения длины, ширины, высоты. Данные измерений возможно использовать для нахождения периметра, площади, объёма геометрических фигур.
Окружающий мир – широкий спектр использования при изучении тем: - сезонные изменения в природе – измерение температуры окружающей среды;
- свойства воды – измерение температуры исследуемой среды (горячая и холодная вода, снег или лёд);
- строение тела человека (органы кровообращения) – измерение частоты пульса при различной физической нагрузке; - звуковые волны – измерение уровня звука; - план и карта – обозначение маршрута на карте с использованием системы GPS;
- охрана здоровья – измерение уровня освещённости; шумовое загрязнение; температурный режим помещения.
Внеклассная работа - работа в кружках «Клуб любознательных», «Юный эрудит», «Спортивное ориентирование», «Юные исследователи»
Работа в сетевом сообществе ГлобалЛаб.
Устройство лабораторного диска.
Рассмотрим составляющие этого оборудования. Вот что предлагает нам производитель:
В мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором данных даже младшие школьники могут быстро провести эксперимент и получить реальный результат. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход.
Главная особенность ЛабДиска – минимум действий:
не требуется действий по подключению и настройке датчиков – основной набор датчиков встроен в ЛабДиск,
запись показаний датчиков начинается сразу после нажатия одной-единственной кнопки на его корпусе,
для просмотра показаний какого-либо датчика во время эксперимента также требуется только одно нажатие кнопки – той, на которой изображен понятный и легко запоминающийся символ этого датчика.
Мобильная портативная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР включает в себя:
мультисенсорный регистратор данных ЛабДиск (со встроенными датчиками*, модулем беспроводной связи и GPS-приемником)
программное обеспечение для настольного компьютера
зарядное устройство и кабель USB 
справочно-методические материалы
Встроенные датчики ЛабДиска ГЛОМИР:
Датчик температуры исследуемой среды (–25...+110°С)
Датчик температуры окружающей среды (–10...+50 °С)
Микрофонный датчик (58–93 дБ)
Датчик расстояния (0,4–10 м)
Датчик частоты сердечных сокращений (0–200 уд/мин)
Датчик освещенности (0–55 000 лк)
Программное обеспечение GlobiWorld 
Программное обеспечение GlobiWorld предназначено для любознательных юных исследователей – оно имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам». В каждом из них учащиеся могут ознакомиться с биографиями великих ученых, занимательными научными фактами и подробными анимированными описаниями экспериментов, которые можно провести самостоятельно. В любой момент школьники могут просмотреть результаты ранее проведенных экспериментов или, подключив к компьютеру ЛабДиск, начать новый опыт. При проведении эксперимента под управлением настольного компьютера показания датчиков можно отображать практически любым способом – на циферблате, в виде столбчатой диаграммы, на цветной шкале, на графике, на цифровом табло, в виде таблицы. Если целью эксперимента является определение параметров окружающей среды в различных точках местности, можно воспользоваться функцией нанесения координат ЛабДиска на карту Google. Двойной щелчок на любой точке траектории вашего перемещения открывает доступ к показаниям датчиков, записанных в тот момент, когда вы находились в этой точке. Полученные данные учащиеся могут сопровождать текстовыми комментариями и иллюстрациями, результаты эксперимента можно экспортировать в редакторы Excel и Word. Видимо, маленькие дети не состоянии использовать все эти функции, но они наверняка будут полезны и удобны для учителя.
Мой опыт использования лаб.диска на практике.
Для ознакомления моего класса с цифровой лабораторией я выбрала урок окружающего мира. Тема урока «Измерение температуры». Требовалось измерить температуру в помещении и на улице,, сравнить разницу температур. Сначала я познакомила детей с обычным термометром. Оказалось, что надо было выждать время, пока ртуть в столбике термометра поднимется (или опустится-на улице), чтобы получить точный результат. И затем произошло знакомство детей с лабораторным диском.
Оказалось, современные детишки очень хорошо осваивают технические новинки. Они даже сравнили ЛабДиск с новыми опциями мобильника. В первый же день запомнили обозначение и название функций, так как все значки понятны даже без пояснений.
Работали дети в группах по 4 человека. Ответственный в группе выполнял указания учителя как включить прибор, познакомились с кнопками управления «Выбор», «Прокрутка». Первые измерения выполнили без фиксирования результатов измерения самим прибором. Просто включили прибор и попробовали измерить температуру в классной комнате. Все измерения ребята вносили в таблицы. Так на практике дети сами пришли к пониманию: где и как лучше расположить ЛабДиск, чтобы измерения были наиболее точными.
Дальнейшая работа с ЛабДиском в основном происходит во внеурочное время. В частности, в моем классе это кружок «Юные исследователи». На занятиях ребята научились измерять уровень шума. Наглядность цифр позволила сделать вывод, что на уроках и переменах шуметь нельзя, т.к. можно мешать окружающим людям и при высоком шуме понижается работоспособность.
Также мы измеряли уровень освещённости в классе, выбрали и сравнили две позиции в классе: у окна и на противоположной стороне от окна.
Измерив в классе всё, что только было возможно, ребята сделали вывод, что работа с цифровой лабораторией не только интересна, но и открывает новые возможности. Например, позволяет измерить высоту помещения. Замечено, что задачи, данные для которых получены самими учениками с помощью ЛабДиска, решаются с большим желанием и успехом.
Мои ученики ещё только в самом начале своей исследовательской деятельности. Но благодаря работе с цифровой исследовательской лаборатории, почувствовали себя настоящими исследователями. Впереди нас ждут знакомства со столбчатой диаграммой, графиком и таблицей результатов измерений.
Заключение.
Практическая работа с ЛабДиском способствует формированию универсальных учебных действий.
В первую очередь- это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов замеров. Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли и развивать лингвистические компетенции.
Регулятивные УУД – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы.
Самый большой плюс от работы с Лабдиском заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики получают возможность получать более глубокие знания. Формируется интерес к исследовательской деятельности. Процесс обучения становится увлекательным.
Источники и интернет ресурсы:
Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-90.
Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-145.
Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.
Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. – 50-125
http://festival.1september.ru/articles/649065/http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/11/ispolzovanie-tsifrovoy-elektronnoy-laboratorii-vhttp://www.schooldesk.ru/catalog/lingafonnye-kabinety-i-tsifrovye-laboratorii/shkolnye-i-tsifrovye-laboratorii-arhimed/shkolnaya-tsifrovaya-laboratoriya-osnovnye-bloki/labdisk_glomir.html