Технологическая карта урока окружающий мир с использованием цифровой лаборатории 3 класс по теме Свойства воздуха


Технологическая карта урока
Вводная часть
Ф.И.О. слушателя Лобова Татьяна ВитальевнаПредмет: окружающий мирКласс: 3 класс
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Свойства воздуха»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Место урока в системе уроков: 3 урок в теме «Воздух и его свойства».
Цель: Определить основные свойства воздуха
Задачи:
Образовательные:Развивающие:
Воспитательные: Выяснение с помощью опытов основных свойств воздуха.
Формирование умения проводить опыты, работать с цифровой лабораторией (датчик давления), формулировать выводы.
Воспитание умения работать коллективно , по алгоритму.
УУД:
Предметные УУД:
 
Регулятивные УУД:
 
Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:   Исследовать на основе опытов свойства воздуха, характеризовать эти свойства, извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и хрестоматии.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания через опыты и личные наблюдения, делать выводы на основе обобщения знаний.
Составлять план решения проблемы совместно с учителем, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и критериально оценивать свою работу на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Предметные результаты в области ИКТ:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты: Обучающие узнают основные свойства воздуха, охарактеризуют эти свойства.
Умение работать с цифровой лабораторией (с датчиком давления).
Обучающиеся чётко ориентируются в системе своих знаний, формулируют цель урока, планируют свою учебную деятельность, высказывают аргументированно свою точку зрения, делают выводы на основе опытов и своих наблюдений.
Определят степень успешности своей работы на уроке на основе выработанных критериев.
Основные понятия: Свойства воздуха, упругость, давление.
Межпредметные связи: Физическая культура, информатика (составление таблицы)
Ресурсы:
 основные
 дополнительные Учебник.
Хрестоматия, интернет ресурсы: сайт Википедия, интернет уроки
Основная часть
Дидактическаяструктура урока
(этапы урока) Планируемые результаты Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельностьучеников Деятельностьучителя
1. Самоопределение и к учебной деятельности Формальная готовность к уроку.
Контроль и самоконтроль. Оценка и самооценка. Проверить готовность к уроку по следующим критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки. Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.
Управляю ситуацией самооценки.
Кто готов по всем критериям поднимите руку.
2. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности Воспроизведенные знания.
Осознание необходимости получения новых знаний. - В какой большой теме мы находимся?
-Что мы уже знаем?
- Всё ли мы знаем о воздухе?
-Хочется ли узнать что-то новое о воздухе?
-Что сегодня будем изучать? Работа по учебнику страница 103.
- Прочитайте тему урока.
-Какое задание для всех членов клуба?
Кто сможет сразу рассказать о свойствах воздуха, используя кластер (модель)? Почему? Ориентируются в теме уроков, определяют границы знания и незнания, умения и неумения.
Определяют тему урока и осознают задание для членов клуба.
Испытывают затруднение
Организую ситуацию
практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.
Организую работу с учебником для определения темы урока и задания всем членам клуба.
Организует ситуацию затруднения.
Показывает слайд презентации с заголовком «Свойства воздуха".
3. Целеполагание и планирование учебной деятельности Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.
Воспроизведенные знания.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Разработаны критерии оценки деятельности на уроке. - Какая тема нашего урока?
- Цель нашего урока?
-Какой будет план нашего урока? Предположите.
-По каким критериям сегодня будем оценивать себя на уроке?
Формулируют тему урока: (Свойства воздуха)
Формулируют цель урока (выяснить все свойства воздуха и заполнить кластер)
Обучающиеся предполагают план урока:
Работа с учебником, поиск информации, проведение опытов, формулировка выводов, результат работы – это кластер «Свойства воздуха», оценить своё работу по критериям, сформулировать домашнее задание.
Обучающиеся предлагают критерии оценки (умение активно работать, умение высказывать своё мнение, умение делать выводы после проведённых опытов) Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку)
Фиксирую цель урока на доске
Организует работу по планированию деятельности, помогает обучающимся в правильном порядке расставить задачи на уроке (приложение № 1)
Задачи урока выставляет на доске
(на слайде)
Учитель помогает выработать критерии оценки работы на уроке.
(приложение № 2)
4. Решение учебных задач. Сформулированные известные свойства воздуха
Понимание необходимости проведения опытов по выявлению свойств воздуха.
Сформулированные свойства воздуха и заполненный кластер и записанные выводы в тетради для самостоятельных работ
Развитие умения работать с цифровой лабораторией.
Решаем первую задачу
- Предположите, что мог рассказать Миша о свойствах воздуха?
Проверяем предположение через чтение текста на стр. 103 1 абзац.
Решаем вторую задачу.
Прочитать 2 абзац. О каком свойстве воздуха здесь говорится?
Прочитайте 3 абзац.
- Какие вопросы задаёт Миша?
-Сможете ли вы ответить на вопросы Миши?
Какой выход предлагает Костя?
- Так ли необходимы нам новые знания?
Решаем третью задачу. Используем тетрадь для самостоятельных работ на странице 39
Опыт № 1.
Цель: доказать, что воздух занимает место.
- Перевёрнутый стакан опусти в широкий сосуд, наполненный водой. Удалось ли почувствовать сопротивление? Вода может заполнить стакан? Почему?
-Не вынимая стакана из воды, наклони его. Что заметили?
Опыт № 2.
Цель: проверить, можно ли воздух сжать?
-Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажми на поршень. Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень. Что почувствовали? Что это значит?
Почему сжимая воздушный шарик, он возвращается в первоначальное положение?
- Вот 2 шарика. Какой более упругий? Почему? Могу ли я сделать его более упругим? Как? Что происходит с воздухом, когда мы его туда добавляем? Он будет с силой давить на стенки и в шарике будет определённое давление. Где больше давление, в каком шарике?
-Одинаковое ли давление вы можете создать?

Опыт № 3
Цель: исследовать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.
Нагреть колбу со вставленной в неё стеклянной трубкой теплом своих рук. Что происходит? Почему?
-Накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой. Что происходит?
Опыт № 4
Цель: определить, куда движется тёплый воздух, а куда холодный.
Для опыта взяли дождик новогодний и держим над батареей, затем около открытой форточки.
Опыт № 5
Цель: доказать, что воздух имеет вес.
Просмотрим этот опыт в интернеуроке.
-Какую задачу урока выполнили? Воспроизводят знания о свойствах воздуха со 2 класса
(воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло)
Читают и контролируют: что назвали, а что нет.
Воспроизводят свойство воздуха (хорошо пропускает солнечные лучи) и приводят свои примеры.
Формулируют затруднение Миши (Как доказать, что в стакане есть воздух? Как взвесить воздух, если его тяжести мы не ощущаем?) Осознают своё затруднение, проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
Обучающиеся аргументируют предложение Кости.
Обучающиеся доказывают, что знания о свойствах воздуха необходимы для изучения следующей темы и т. д.
Обучающиеся читают вопрос и формулируют цель опыта, составляют план проведения опыта, с помощью учителя делают выводы после опыта и фиксируют в тетради.
Обучающиеся делают вывод, что воздух, находящийся в стакане, не уступает своего места воде.
Обучающиеся делают вывод и фиксируют в тетради: воздух занимает пространство в окружающем нас мире.Обучающиеся формулируют свои ощущения и делают вывод: воздух можно сжать.
Вывод: воздух обладает упругостью.
Обучающиеся рассматривают шарики
Вывод: чем больше упругость, тем больше давление. И наоборот, чем больше давление, тем больше и упругость.
Обучающиеся высказывают своё предположение.
Обучающиеся под руководством учителя собирают датчик, придумывают единицу измерения и снимают показания датчика (приложение № 6) и заносят в таблицу самый большой показатель. Делают вывод, кто смог создать самое большое давление и почему (хорошо развиты мышцы рук)
Обучающиеся выполняют опыт и видят, что из трубки выходят пузырьки воздуха.
Формулируют вывод: при нагревании воздух расширяется, ему не хватает места в колбе и он выходит из неё.
Наблюдают и формулируют вывод: при охлаждении воздух сжимается. Оформляют вывод в тетради.
Проводят опыт и делают вывод: тёплый воздух стремится вверх: он легче, а холодный – вниз: он тяжелее.
Внимательно следят за действиями учителя и самостоятельно делают вывод, затем проверяют свой вывод с выводом учителя.
Вывод: воздух имеет массу, его можно взвесить.
Говорят о том, что решили 4 задачу: создали весь кластер полностью. Выполнили цель урока. Организую ситуацию, включающую обучающихся в деятельность, направленную на воспроизведение знаний.
Фиксирую на кластере свойства воздуха (воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи)
Организую контроль и самоконтроль
Организую ситуацию изучения нового через работу с текстом.
Фиксирую на кластере свойства воздуха (хорошо пропускает солнечные лучи).
Организую ситуацию
практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.
Мотивирует обучающихся на получение новых знаний.
Организует работу с тетрадью, готовит всё необходимое для проведения опытов.
При проведении опытов задаёт учащимся вопросы, выполняет роль консультанта.
Фиксирует на кластере на доске свойство воздуха.
Формулирует понятие упругость и сравнивает с пружиной, которая сама принимает первоначальную форму.
Демонстрирует 2 шарика- один более упругий.
Организует работу с цифровой лабораторией. Готовит алгоритм сборки датчика (приложение № 3). Контролирует работу.
Называет единицу измерения Паскаль, предлагает посмотреть в интернете материал о единице измерения давления и почему она так называется. (приложение № 4)
Учитель контролирует деятельность обучающихся.
Фиксирует на кластере новое свойство.
Учитель контролирует деятельность обучающихся.
Организует просмотр отрывка интернет урока «Вес воздуха»
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vozduha
Организует этап предположения и этап самоконтроля с выводом учителя.
Фиксирует на кластере свойство.
5. Закрепление изученного материала. Формулировать изученные свойства воздуха.
Контроль и самоконтроль своей деятельности. Для решения задачи по закреплению свойств воздуха проводится игра «Какое свойство отсутствует». Слайд презентации. Закрепляют изученные свойства воздуха. Готовит слайд презентации с игрой и анимацией.
6. Итоги урока и рефлексия деятельности. Выполнить самооценку своей деятельности на уроке
Соотнести цели и результаты собственной деятельности на уроке Самооценка деятельности обучающихся на уроке по критериям.
Выполнена ли цель урока?
Все ли задачи решены?
Чем будем заниматься на следующем уроке?
Оценивают свою работу (+,?,-) напротив каждого умения.
Организует оценку деятельности обучающихся на уроке по критериям.
Мотивирует учащихся к следующему уроку.
7. Домашнее задание Записать домашнее задание в дневник Подготовить доклад по свойствам воздуха. (приложение № 5)
Прочитать статью в хрестоматии «А давит ли воздух?» на странице 68. Формулируют самостоятельно домашнее задание Организует работу на формулирование домашнего задания.
Приложение №1
Критерии оценки деятельности на уроке:
1. Умение выполнять действия по предложенному алгоритму.
2. Умение делать выводы в устной форме.
3. Умение делать выводы в письменной форме.
4. Умение формулировать свойства воздуха
Приложение № 2
Задачи урока:
1. Вспомнить свойства воздуха, изученные во втором классе.
2. Через работу с текстом узнать свойство воздуха.
3. с помощью опытов узнать свойства воздуха.
4. Заполнить кластер «Свойства воздуха»
5. Закрепить знания через игру.
6. Оценить свою работу на уроке по критериям.
7. Записать домашнее задание в дневник.
Приложение № 3
Алгоритм работы с цифровой лабораторией:
1. Найти на рабочем столе ноутбука программу Didital Experiment
2. Открыть программу.
3. На рабочем поле программы нажать значок «Создать».
4. Собрать датчик измерения атмосферного давления:
Открыть чемоданчик и найти сам датчик атмосферного давления
Найти регистратор данных.
Датчик соединить со шприцом
Присоединить регистратор данных (канал 1) с датчиком давления с помощью UTP кабеля
Присоединить регистратор с ноутбуком при помощи USB кабеля
На рабочем поле программы в левом верхнем углу появится датчик атмосферного давления. Программа готова к работе (значок зелёного цвета)
5. Установить время снятия показаний и частоту снятия показаний
6. Нажать на колбочку и пуск. Затем сразу же работать со шприцом. На поле будут видны показания датчика.
7. На нижней панели найти редакция переменных и выбрать самый большой результат
8. Записать в таблицу.
Фамилия, имя Показания датчика
1. 2….. Приложение № 4
Информация о единице измерения давления http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%EA%E0%EB%FC_%28%E5%E4%E8%ED%E8%F6%E0_%E8%E7%EC%E5%F0%E5%ED%E8%FF%29
информация о Паскале http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%91%D0%BB%D0%B5%D0%B7
Приложение № 5
Критерии доклада:
1. Умение говорить чётко и доказательно.
2. Умение называть все свойства воздуха.
3. Умение строить правильно предложения.
4. Умение задавать вопросы к докладчику.
5. Умение точно дополнять доклады одноклассников.
Приложение № 6
Показания датчика одного из учащихся

Приложения: ленты времени, родословные, электронные карточки, таблицы и др.
Заключительная часть