Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
(из опыта работы)
Минувший век притягивает нас-
Сегодняшнее давнее начало!
Его огонь далекий не погас,
Мелодия его не отзвучала.
А.С. Пушкин.

Модернизация школьного образования Что стоит за этими словами?
Во-первых, развитие у детей познавательной активности. Во-вторых, формирование умений исследовательской деятельности. В-третьих, индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. И мы, педагоги, понимаем, что результатом такой работы должно стать достижение учащимися уровня образованности, соответствующего личностному потенциалу.
Как этого добиться? Я считаю, через исследовательскую работу, которая приучает к аналитическому труду по нескольким источникам. Именно она формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учебы в вузе, а в дальнейшем для написания текстов аналитического характера. Это тот фундамент, на базе которого ученик осваивает новую информацию и убеждается в том, что знания, полученные в школе, действительно бесценны.
На мой взгляд, одним из способов мотивации познавательной деятельности учеников является изучение истории семьи. Эта форма весьма увлекательна и доступна для приобщения школьников к исследовательской работе. Ведь рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают ее к ребенку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать ее специфику и уникальность. Именно исследовательская деятельность учащихся способствует формированию активной личности, способной решать важные вопросы в сложных жизненных ситуациях. А с чем можно сравнить формирование у ребенка ощущения эпохи? Или возможность соотнести бытие отдельного человека с ходом истории? Сохранение связи поколений? Конечно, ни с чем! Трудно переоценить образовательно – воспитательное значение исследовательского метода на пути активного познания действительности. Цели подобной деятельности учителя совпадают с интересами учащихся.
Занимаюсь этой работой уже более 5 лет. За это время накоплен небольшой опыт, которым я хочу поделиться . В начале каждого учебного года дается информация о том, что можно заняться исследовательской деятельностью. И начинается подготовка к этому важному событию: заранее оговариваются темы, затем составляется план работы, подбор источников, написание работы, составление презентации, публичное выступление в конке учебного года на школьной конференции.
В большинстве случаев изыскания в сфере семейной истории обычно касаются каких – либо событий 20 в. Это определяется реальными возможностями учеников. Авторы работ не ограничиваются изучением одного конкретного эпизода, одного периода, а создают связное повествование о судьбе своих предков на протяжении десятилетий, акцентируя внимание на месте и роли каждого конкретного ( а для ребят – родного) человека в истории страны.
В процессе сбора сведений о родных учащиеся устанавливают наиболее отдаленного предка. Установленное первое поколение является основанием для постепенного составления генеалогического древа и родословной поколенной росписи. В корнях древа помещают предка – родоначальника, крону древа венчают те, ради кого оно составляется .Каждое поколение располагается строго на одной горизонтали. Генеалогическое древо дополняет родословная роспись – поколенный список членов рода, в котором содержатся сведения о каждом человеке. На этом этапе работы учащиеся собирают более подробную информацию о каждом представителе рода. Наряду с уже установленными фамилиями, именами, отчествами, датами жизни интересуемся: где и когда учились, работали, проживали, когда и в связи с чем меняли место жительства, какие имели звания, награды. Немало интересных сведений школьники собирают об увлечениях своих родственников, их интересах, занятиях в свободное время. Вместе со своими родными школьники мысленно проходят определенный участок исторического пути, наполненный яркими и трагическими событиями, горем и счастьем, поражениями и победами. Проделанная и оформленная работа становится исторической ценностью и будет храниться не только в семейном архиве, но и в школьном музее (раздел «Судьбы людей»)
На начальном этапе работы главным источником сведений по истории семьи являются воспоминания и рассказы родных. Ученики обращаются к семейным архивам. Большая удача если удастся обнаружить мемуары – обдуманное воссоздание пройденной жизни. Именно в мемуарах человек стремится запечатлеть опыт своего участия в исторических событиях. Для юных исследователей изучение мемуаров отличная возможность окунуться в мир повседневности, научиться работать с историческим документом, комментируя его и подвергая критическому анализу. Изыскания школьников позволяют воссоздать историю своей семьи , тесно пересекающуюся с историей страны; преодолеть безликость; увидеть важность и значимость жизни и деяний своих предков, а затем и самих себя.
Выполненных работ накопилось немало, они интересны тем, что дети в ходе изысканий находят незабываемые факты из жизни предков. Например, Жеребцов Алексей установил, что его прапрадедушка не только был участником русско – японской войны, но и служил на легендарном крейсере «Варяг». А ученица Василенко Любовь отмечает, что в их роду четко прослеживаются творческие способности, родоначальницей которых была Медяная Евдокия Ивановна, получившая в приданое (1893г) швейную машинку «Зингер». Лободин Николай отмечает уникальный факт из жизни прадеда Касьянова С.В. – первого шофёра в селе, ездившего на машине, двигатель которой работал от сжигания дров.
Как правило , ученические изыскания занимают один – два учебных года. На заключительном этапе учащиеся в оформленном виде излагают уже систематизированный материал. Изучение истории семьи осуществляется во внеурочной деятельности, а вот накопленный учениками и их родителями материал уместен для привлечения на уроках , особенно когда изучаем 20 столетие.
Изучая историю семьи, ребята поднимают огромный пласт материала по истории повседневности, узнают от своих родных совершенно новые и неожиданные факты, удивляются, спорят, задумываются, приближают к себе ушедшие эпохи или сами мысленно переносятся в них. Укрепляются контакты детей и родителей, родителей и учителей, педагогика сотрудничества приобретает реальные очертания. А главное – происходит передача из поколения в поколение традиций, нравственных ценностей, позитивного исторического опыта. Это важно, ибо, как отмечал Н.М. Карамзин, « мудрость человеческая имеет нужду в опыте»
Список литературы.
Бартенева Н.В. Научно – исследовательская работа учащихся. //Преподавание истории в школе //2005 . - №3
Савелов л.М. Лекции по русской генеалогии. М.,1908 – 1909
Чернова М.Н. Изучаем историю семьи. //Преподавание истории в школе //2001 . - №3





15