ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. НАПЛАВКА ДЕФЕКТОВ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ КОНСТРУКЦИЙ И ОТЛИВОК ПОД МЕХАНИЧЕСКУЮ ОБРАБОТКУ И ПРОБНОЕ ДАВЛЕНИЕ
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03.
НАПЛАВКА ДЕФЕКТОВ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ КОНСТРУКЦИЙ И ОТЛИВОК ПОД МЕХАНИЧЕСКУЮ ОБРАБОТКУ И ПРОБНОЕ ДАВЛЕНИЕ
по профессии 150709.02 «СВАРЩИК (электросварочные и газосварочные работы)»
электрогазосварщиксрок обучения 2 года и 5 месяцев
2015 г
Рабочая программа профессионального модуля «Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности начального профессионального образования:
150709.02 Сварщик (электросварочные газосварочные работы) электрогазосварщик
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Ступинский техникум им.А.Т.Туманова»
Разработчик: Миненко Нина Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………………..4-5 СТР2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…6 стр. 3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля……………………………………………………………………….7-9 стр. 4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………………10-13 стр. 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)…………………………………………………………..14-16 стр.
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
НАПЛАВКА ДЕФЕКТОВ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ КОНСТРУКЦИЙ И ОТЛИВОК ПОД МЕХАНИЧЕСКУЮ ОБРАБОТКУ И ПРОБНОЕ ДАВЛЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД)
Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций твёрдыми сплавами.
ПК 3.2. Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов.
ПК 3.3. Наплавлять изношенные простые инструменты, детали из углеродистых и конструкционных сталей.
ПК 3.4. Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций.
ПК 3.5. Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление.
ПК 3.6. Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовке по профессии: 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;
сварщик ручной дуговой сварки;
электрогазосварщик при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
наплавления деталей и узлов простых и средней сложности конструкций твёрдыми сплавами;
наплавления сложных деталей и узлов сложных инструментов;
наплавления изношенных простых инструментов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей;
наплавления нагретых баллонов и труб, дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;
выполнение наплавки для устранения дефектов в крупных чугунных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление;
выполнения наплавки для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности;
уметь:
выполнять наплавку твёрдыми сплавами простых деталей;
выполнять наплавление твёрдыми сплавами с применением керамических флюсов в защитном газе деталей и узлов средней сложности;
устранять дефекты в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление наплавкой;
устранять наплавкой дефекты в узлах механизмах и отливках различной сложности;
выполнять наплавление нагретых баллонов и труб;
наплавлять раковины и трещины в деталях, узлах и отливках различной сложности.
знать:
способы наплавки;
материалы, применяемые для наплавки;
технологию наплавки твёрдыми сплавами;
технику удаления наплавкой дефектов в деталях, узлах, механизмах и отливках различной сложности;
режимы наплавки и принципы их выбора;
технику газовой наплавки;
технологические приёмы автоматического и механизированного наплавления дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;
технику устранения дефектов в обработанных деталях и узлах наплавкой газовой горелкой.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –164часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 57 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 23 часов;
учебной и производственной практики – 84 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 3.1 Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций твёрдыми сплавами.
ПК 3.2 Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов.
ПК 3.3 Наплавлять изношенные простые инструменты, детали из углеродистых и конструкционных сталей.
ПК 3.4 Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций.
ПК 3.5 Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление
ПК 3.6 Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 03. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление.
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/12/10/professionalnye-moduli-po-professii-elektrogazosvarshchik" \l "ftnt1" [1]* Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегося,
часов Учебная,
часов Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика) Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов 1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 1,2,3,4,5,6
ОК 3,5,7 Раздел 1. Технология Дуговой наплавки деталей. 78 24 12 42 ПК 1,2,3,4,5,6
ОК 3,5,7 Раздел 2. Технология газовой наплавки. 86 33 11 42 Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика * Всего: 164 57 * 23 84 72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект))Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 ПМ 03. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление. 80 МДК 03.01 Технология дуговой наплавки 24 Тема 2.1 Виды и назначение наплавки Содержание 3 Восстановительная наплавка. Изготовительная наплавка. Параметры наплавки 2
Тема 2.2 Материалы, применяемые для наплавки Содержание 4 1. Наплавочные электроды. Наплавочные проволоки, прутки. Порошки для наплавки. 2
Тема 2.3 Технология ручной дуговой наплавки Содержание 3 1. Технология наплавка плоских поверхностей. Наплавка тел вращения. 2
Тема 2.4 Дуговая наплавка под флюсом Содержание 4 1. Технология дуговой наплавки под флюсом проволоками. Технология дуговой наплавки под флюсом лентами 2
Тема 2.5 Механизированная дуговая наплавка Содержание 6 1. Технология дуговой наплавки в защитном газе неплавящимся электродом. Технология дуговой наплавки в защитном газе плавящимся электродом. Технология вибродуговой наплавки. Технология наплавки порошковой и самозащитой проволокой 2
Тема 2.6 Специальные способы наплавки Содержание 4 1. Плазменная наплавка Лазерная наплавка 2
Самостоятельная работа при изучении 12 1. Составление конспектов по темам, пройденным на аудиторных занятиях.
2. Подготовка к аудиторным занятиям, контрольным работам и выполнению тестовых заданий.
3. Подготовка к квалификационному экзамену. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Темы:
1. Технологии наплавления твёрдыми сплавами с применением керамических флюсов.
2. Электронно-лучевая наплавка. 1 Раздел 3 Освоение технологии газовой наплавки 33 МДК 03.03 Технология газовой наплавки Тема 3.1 Техника газовой наплавки Содержание 12 1. Сущность газовой наплавки, преимущества и недостатки газовой наплавки. 2
2. Наплавочные материалы 3. Режимы наплавки и принципы их выбора. Тема 3.2 Технология наплавки твёрдых сплавов, цветных металлов и сплавов Содержание 10 1. Техника газовой наплавки твёрдыми сплавами. 2
2. Технология наплавки цветных металлов и сплавов 2
3. Технология наплавки с порошкообразными флюсами 2
Тема 3.3 Техника устранения дефектов в обработанных деталях и узлах наплавкой газовой горелкой Содержание 11 1. Наплавка тел вращения, шестерён и ручьёв прокатных валков. 2
2. Особенности технологических приёмов устранения дефектов в обработанных деталях и узлах наплавкой газовой горелкой. 2
3. Сварочная технология ремонта чугунных деталей. 2
Самостоятельная работа при изучении раздела 11 1. Составление конспектов по темам, пройденным на аудиторных занятиях.
2. Подготовка к аудиторным занятиям, контрольным работам и выполнению тестовых заданий.
3. Подготовка к квалификационному экзамену. 3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Темы:
1. Сварочная технология исправления дефектов в алюминиевых отливках.
2. Технологии наплавления твёрдыми сплавами с применением керамических флюсов.
3. Сварочная технология ремонта трубопроводов наплавкой.
4. Составление конспектов по темам, пройденным на аудиторных занятиях. 1 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Теоретических основ сварки и резки металлов; мастерских « Сварочных».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Специальной технологии»:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты);
- комплект инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- программное обеспечение;
- видеофильмы.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской «Сварочная»:
по количеству обучающихся:
- сварочные столы;
- источники питания;
- комплект инструмента для сварки;
- комплект инструмента для зачистки;
на мастерскую:
- комплект оборудования поста для газовой сварки и наплавки.
- сварочные полуавтоматы;
- манипуляторы
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- оборудование рабочих мет по профилю предприятия.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Вознесенская И.М. Основы теории ручной дуговой сварки - М. Академкнига, 2005.
2. Казаков Ю.В. Сварка и резка материалов - М. АСАDЕМА, 2004.
3. Маслов В.И. сварочные работы - М. ACADEMA, 2007 г.
6. Жегалина Т.Н. Сварщик. Технология выполнения ручной дуговой сварки - М. Академкнига, 2006.
Дополнительные источники:
1. Полевой Г.В., Сухин Г.К. Газопламенная обработка металлов - М. АСАDЕМА, 2005.
Ф.А. Хромченко Сварочные технологии при ремонтных работах – М. «Интермет Инжиниринг», 2005.
Журнал «Сварочное производство».
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса выполняется по расписанию в учебных аудиториях.
Консультационная помощь оказывается в рамках установленного программой времени.
Учебная практика производится на базе образовательного учреждения, т.е. на базе мастерских, производственное обучение проводится на производстве.
Обязательным условием является предварительное освоение учебной дисциплины «Основы инженерной графики», «Основы материаловедения», «Допуски и технические измерения», профессиональных модулей «Подготовительно-сварочные работы», междисциплинарных курсов «Оборудование, техника и технология электросварки», «Технология газовой сварки», «Электросварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах», «Технология электродуговой сварки и резки металла».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарного курса «Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление».
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в три года. Опыт деятельности в организациях соостветствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 3.1. Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций твёрдыми сплавами. - Знание способов наплавки.
- Знание материалов, применяемых для наплавки.
- Знание технологии наплавки твёрдыми сплавами.
- Знание технологических приёмов автоматического и механизированного наплавления дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;
- Знание техники газовой наплавки.
- Знание режимов наплавки и принцип их выбора.
- Выполнение наплавки твёрдыми сплавами простых деталей. - тестирование.
- тестирование.
- тестирование.
- тестирование.
- тестирование.
- тестирование.
- зачёт практической работы.
ПК 3.2. Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов. - Выполнение наплавления твёрдыми сплавами с применением керамических флюсов в защитном газе деталей и узлов средней сложности; - зачёт практической работы
ПК 3.3 Наплавлять изношенные простые инструменты, детали из углеродистых и конструкционных сталей. - Знание техники устранения дефектов в обработанных деталях и узлах наплавкой газовой горелкой. - тестирование.
- зачёт практической работы
ПК 3.4 Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций. - Выполнение наплавления нагретых баллонов и труб. - зачёт практической работы.
ПК 3.5 Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление - Удаление наплавкой дефектов в узлах механизмов и отливках различной сложности.
- Устранение дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление наплавкой; - зачёт практической работы.
- зачёт практической работы.
ПК 3.6 Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности. - Знание техники удаления наплавкой дефектов в деталях, узлах, механизмах и отливках различной сложности.
- Наплавление раковин и трещин в деталях, узлах и отливках различной сложности. - тестирование.
- зачёт практической работы.
Экзамен квалифика-ционный по ПМ.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем - выполнение всех видов заданий определённых руководством в полном объёме Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы - самоанализ, контроль и коррекция результатов собственной работы ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - демонстрация готовности исполнения воинской обязанности (прохождение медкомиссий, сборов и др.);
- участие во внеаудиторных мероприятиях патриотического направления. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/12/10/professionalnye-moduli-po-professii-elektrogazosvarshchik" \l "ftnt_ref1" [1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.