Коррекционные упражнения на развитие зрительного восприятия
Игры на развитие зрительного восприятия
Упражнение: «Помоги забраться в домик»Цель:• Развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины • развитие умения узнавать и называть величину, форму предметовХод упражнения:Ребятам предлагается найти «Домики» для каждого вкладыша, соотнося выемку и вкладыш по размеру и цвету. «Домики» должен найти каждый ребенок.В случае возникновения затруднения при выполнения задания, детей нужно стимулировать к самостоятельному выполнению упражнения.Упражнение: «Выбери нужные цвета»Цель: • Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета• Развитие умения узнавать и называть цвет• Развитие слухового восприятия, зрительной памятиХод упражнения:Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем - цвет выемок. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им. Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам выемок. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает детям найти правильные соответствия.Упражнение: « От большого круга к маленькому » Цель:• Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов• Развитие зрительной памяти, слуховой ориентацииХод упражнения:Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого большого круга и заканчивая самым маленьким. «Домик» должен найти каждый ребёнок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.Упражнение: « От маленького к большому кругу»Цель:• Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов• Развитие зрительной памяти, слуховой ориентацииХод упражнения:Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого маленького круга и заканчивая большим. «Домик» должен найти каждый ребёнок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.Упражнение: « Чего не стало»Цель:• Развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета Ход упражнения:Педагог показывает детям панно «Вкладыши», полностью собранное. Затем дети закрывают глаза. Педагог прячет один круг и спрашивает у детей, какого круга не стало ( по цвету, величине).Упражнение: «Запомним и повторим»Цель:• Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предметы• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов• Развитие слухового внимания, памятиХод упражнения:Педагог показывает детям, как собрать панно «Вкладыши». Дети должны в точности повторить последовательность сборки панно.Задание выполняет каждый ребёнок. Пре повторении упражнения количество собранных вкладышей увеличивается.Упражнение: « Поймай взглядом»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора, концентрации вниманияХод упражнения:Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.Упражнение: «Посчитаем пузырьки»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно- моторного координации. Ход упражнения:Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: « Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем ».Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.Упражнение: « Поймай пальчиком»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно- моторного координации. Ход упражнения:Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: и как меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку».Каждый ребёнок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок).Дети «ловят»рыбок, то правой, то левой рукой.Упражнение: « Найти такую же рыбку»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно- моторного координации• Развитие тактильной чувствительности. Ход упражнения:Педагог обращает внимание детей на отражение трубки в зеркале, подчеркивает, что в той трубке, которая отражается, плавают такие же рыбки. Обращается к детям «Давайте поймаем рыбок». Дети «ловят» одну и ту же рыбку сначала в трубке, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая). Упражнение: «Вверх-вниз»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации• Совершенствование ориентировке в пространствеХод упражнения:Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками, как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки) Обращается к детям: «Ребята, куда поднялся этот пузырек?»Дети определяют расположение пузырьков.Упражнение: «Кто в зеркале»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора• Развитие тактильных ощущений, самосознания.Ход упражнения:Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.Затем педагог рисует на лицах детей точки: на носике, щечках. Подбородке – и снова предлагает посмотреть им на свое отражение в зеркале.Упражнение: «Оставим след»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора• Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.Ход упражнения:Педагог обращает внимание детей на зеркало. Он просит посмотреть на себя в зеркало, потрогать свое отражениеПосле того как дети дотронуться до зеркала, педагог обращает внимание на след, оставленный на зеркале. Затем он предлагает детям оставить след на зеркале красками. Дети выбирают краски, печатают следы на зеркале пальчиком, кистью, ладошкой.Педагог обращает внимание детей на то, что следы на зеркале от краски светятся в темноте. Потом включает свет.Упражнение: «Нарисуем себя»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора• Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики.Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите, на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.После рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете.Упражнение: «Рисуем эмоции»Цель:• Активизация зрительного восприятия• Формирование фиксации взора• Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики, эмоционального мира детейХод упражнения:Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция.Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе упражнения дети изображают одну какую-либо эмоцию.При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.Упражнение: «Нарисуй фигуру».Цель:• Активизация зрительного восприятия• Закрепление цвета, формы, величины.• Развитие мелкой моторики.Ход упражнения:Педагог обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.При повторении упражнения следует усложнить задачу – нарисовать красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.