Рабочая программа по развитию психомоторных функций и сенсорных процессов (1 класс)
МАС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30, VIII вида»
РАССМОТРЕНОСОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ:
на заседании МОс методическим советомДиректор школы-интерната
школы-интерната
«___»_____2015 «___» ______2015 «___» _______ 2015
______________ _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию психомоторных функций и сенсорных процессов
для 1 КЛАССА на 2015/2016 учебный год
«Развитие психомоторных функций и сенсорных процессов у учащихся начальных классов» (составитель педагог-психолог Белоусова Т.Т., Кемерово, 2014 год).
составитель: Белоусова Т.Т., педагог – психолог, высшая категория
Одной из задач нашего общества является совершенствование системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Большое количество таких детей воспитывается в неблагополучных семьях. Асоциальные условия в семье оставляют неизгладимый след в психике ребенка , приводя в дальнейшем к педагогической и социальной запущенности. Кроме этого, наличие у детей заболеваний, связанных с нарушением интеллектуального развития затрудняет их обучение и развитие. Особенности интеллектуального статуса неблаготворно влияют на всестороннее развитие личности ребенка, затрудняют его продвижение в значимых сферах деятельности, таких как учебная, познавательная и другие. Легкая степень умственной отсталости отчетливее всего выражается в недоразвитии познавательной деятельности, которое проявляется в неспособности усвоения сколько-нибудь сложных понятий и вследствие этого невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления. Большинство умственно отсталых детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
Количество детей с нарушением интеллектуального развития растет с каждым годом, поэтому перед школой-интернатом встал вопрос о необходимости создания коррекционно-развивающей программы для таких детей, которая была бы направлена на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и построена с учетом своеобразия их психических процессов.
Программа поразвитию психомоторных функций и сенсорных процессов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы «Развитие психомоторных функций и сенсорных процессов у учащихся начальных классов» (составитель педагог-психолог Белоусова Т.Т., Кемерово, 2014 год).Цель программы:
Социальная адаптация детей с нарушением интеллектуального развития через коррекцию психомоторики и сенсорных процессов.
Задачи:
-обогащать чувственный познавательный опыт (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи), нацеливаясь на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения;
- содействовать формированию пространственно–временных представлений;
- корригировать недостатки моторики, совершенствовать зрительную и двигательную координацию;
- воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, на отношения между людьми.
Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Учебно-тематический план
Содержание программного материала(разделы) Кол-во часов
Развитие восприятия 13
Развитие внимания 12
Развитие памяти 12
Развитие мышления 12
Развитие воображения 12
Коррекция межличностных отношений 7
Содержание
Тема 1.Знакомство с понятием «восприятие»
Зрительное восприятие. Сравнение одинаковых по форме и разных по величине воспринимаемых объектов.
Тема 2.Развитие обонятельного и вкусового восприятия
Умение сосредотачиваться, сравнивать свои ощущения, характеризовать их.
Тема 3.Развитие осязательного и тактильного восприятия
Узнавание на ощупь знакомых предметов. Различение на ощупь предметов, имеющих разную поверхность.
Тема 4. Знакомство с понятием «внимание»
Отличие произвольного от непроизвольного внимания.Тема 5.Развитие наблюдательности
Развитие глазомера. Умение сравнивать предметы.
Тема 6.Развитие сосредоточенности
Умение сосредотачиваться на деталях. Развитие уверенности и точности движений.
Тема 7. Развитие концентрации внимания
Развитие умения слушать, развитие способности различать звуки.
Тема 8. Знакомство с понятием «память»
Развитие двигательной памяти. Умение сосредотачиваться на деталях. Воспроизведение серии движений по памяти.
Тема 9.Развитие образной памяти
Воспроизведение образа по памяти
Тема 10.Развитие эмоциональной памяти
Развитие эмоционально – выразительных чувств. Умение передавать своё эмоциональное состояние.
Тема 11.Развитие тактильной памяти
Умение определять предметы на ощупь по памяти.
Тема 12. Знакомство с понятием «мышление»
Ориентация на листе в клетку. Подбор к образцу нескольких объектов одного цвета. Закрепление результата обобщающим словом.
Тема 13.Развитие наглядно – действенного мышления
Знакомство с предметами, имеющими фиксированное значение. Анализ условия для решения практической задачи, используя вспомогательное средство.Формирование согласованности действия рук.
Тема 14.Развитие наглядно – образного мышления
Узнавание предметов по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Систематизирование свойств, выкладывая последовательный ряд предметов.
Тема 15. Знакомство с понятием «воображение»
Развитие творческого воображения. Развитие умения перевоплощаться.
Тема 16.Пишем сказку
Развитие словесного творчества, психологическая разгрузка через умение сосредотачиваться на своих ощущениях.
Тема 17.Кляксография
Умение видеть в кляксе образ. Увидев образ, дорисовать его элементы.
Тема 18.Восприятие цвета
Выбор цвета по образцу. Знакомство с названием цветов. Чередование цветов по образцу. Действие по цветовому сигналу.
Тема 19.Восприятие формы по образцу
Составление целого из разных геометрических форм и их частей. Проверка его с помощью наложения.Выбор форм по названию.
Тема 20.Восприятие величины
Закрепление знаний слов «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», «высокий», «низкий». Ритмичное чередование величин. Раскладывание предметов слева направо и наоборот.
Тема 21.Восприятие пространства(2 часа)
Перенос пространственных отношений между предметами с объёма на плоскостное изображение. Моделирование пространственных отношений на плоскости по плоскостным и объёмным образцам и по словесной инструкции.
Тема 22.Развитие объёма внимания
Развитие способности удерживать за определённое время несколько предметов в своём сознании.
Тема 23. Развитие устойчивости внимания
Развитие способности сохранять долгое время сосредоточенность на каком – то прелмете, умение отвлекаться от постороннего.
Тема 24.Развитие распределения внимания
Умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Тема 25.Развитие переключения внимания
Развитие способности быстро переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой.
Тема 26.Зрительная память
Воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур, рядов цифр. Звуков, букв, слов с удлинением воспроизводимых рядов по памяти.
Тема 27.Слуховая память
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу, прочитанного текста.
Тема 28.Копирование изображений по образцу с использованием опорных точек.
Тема 29.Развитие способности к классификации
Умение группировать предметы по разным свойствам. Умение менять основание группировки предметов в соответствии со сменой образцов.
Тема 30. Развитие способности к обобщению
Подбор к образцу нескольких предметов по определённым признакам, закрепление результата обобщающим словом.
Тема 31.Элементы причинного мышления (2 часа)
Ориентировочная реакция на нарушение привычной ситуации. Поиск причин нарущения.
Тема 32.Фантазия в рисунках
Развитие творческих способностей в рисовании, развитие чувств на базе воображения. Самостоятельное создание образа.
Тема 33.Фантазия в музыке
Восприятие музыки и нахождение её образа в рисунке.
Тема 34.Восприятие времени
Развитие ориентировки во времени. Отработка воспроизведения времён года, дней недели, месяцев в прямой, обратной последовательности и в разбивку.
Тема 35.Целостность восприятия
Узнавание предметов. Подбор одинаковых предметов по образцу. Узнавание предметов в рисунке. Нарушение целостности. Пространственное расположение деталей.
Тема 36.Слуховое восприятие
Прислушивание к неречевым звукам. Различение звучания различных инструментов. Определение направления в пространстве по звуку.
Тема 37.Развитие слухового внимания
Исправление и замена ошибок специально сделанных при чтении стихотворений. Правильное произнесение.
Тема 38.Развитие зрительного внимания
Исправление ошибок, специально сделанных в предложениях; на картинах, специально нарисованных с ошибками.
Тема 39.Развитие сообразительности
Умение ориентироваться. Развитие способности к сосредоточению. Расширение кругозора. Сопоставление предметов и явлений.
Тема 40.Развитие скорости реакции
Развитие ловкости движений. Развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. Совершенствование выразительных движений.
Тема 41.Развитие смысловой памяти
Умение находить смысловую связь в паре слов и по первому слову вспомнить второе.
Тема 42.Развитие произвольной памяти
Прослушивание стихотворения и рисование по памяти предметов, о которых в нём говорится.
Тема 43.Расширение объёма памяти
Тренировка механической памяти. Укрупнение смысловых блоков.
Тема 44.Развитие точности памяти
Воспроизведение информации в тех же самых словах без искажения.
Тема 45.Составление рассказа по сюжетным картинкам
Способность понимать сюжет в целом, определять мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей, установления причинно – следственных связей, которые лежат в основе изображённой ситуации.
Тема 46.Простые аналогии
Умение находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии, умение устанавливать аналогии.
Тема 47.Развитие элементов логического мышления
Умение узнавать предметы по заданным признакам, умение анализировать предметы и явления, умение видеть в одном и том же предмете противоположные свойства. Находить противоречия.
Тема 48.Продолжи сказку
Внесение новой ситуации или предмета в сказку, изменение сюжета известной сказки , завершение сказки с несчастливым концом – счастливым.
Тема 49.Фантазии в движении
Развитие выразительности движений. Рефлексия внутреннего состояния. Отработка ощущений тела и определения рамок внутреннего состояния.
Тема 50.Коллективный рисунок
Умение работать в коллективе, распределять обязанности. Самостоятельный выбор рисунка.
Тема 51.Краски жизни (эмоции в общении) (2 часа)
Мир эмоций. Вербальное и невербальное выражение.Распознавание проявления эмоций у себя и других. Способы преодоления деструктивных эмоций.. Поиск путей выражения чувств иэмоций в социально приемлемой форме.
Тема 52. «Я и ты»: техники и приёмы эффективного общения»
Дистанция в общении. Развитие навыков конструктивного общения. Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку. Умение слушать.
Тема 53. Уверенность – это здорово!
Уверенность в общении. Формы и проявления.Отличия от агрессивного и пассивного поведения. Развитие умения отстаивать свои интересы. Умение говорить «Нет!» Знакомство с техниками и приёмами самоподдержки.
Тема 54. Сотрудничество –это…
Понятие сотрудничества. Уважение интересов других людей.Развитие навыков конструктивного взаимодействия через организацию опыта сотрудничества в группе. Умение оказывать и принимать помощь, устанавливать и поддерживать гармоничные отношения в процессе работы.
Тема 55. Я в ответе за..
Понятие об ответственности. Ответственность, долг, обещания. Как правильно принимать и изменять решение. Умение планировать повседневные дела. Ответственное поведение в процессе сотрудничества.
Тема 56. Сказка о…
Закрепление полученных навыков сотрудничества в коллективном творчестве. Выбор сюжета. Разработка сценария, распределение ролей. Ролевое проигрывание сказки.
Планируемые результаты обучения
К концу изучения программы по развитию психомоторных функций и сенсорных процессов обучающиеся, воспитанники могут достигнуть следующих результатов:
Личностные результаты:
- осознать личную ответственность за будущий результат;
- суметь сделать нравственный выбор;
- совершить волевое усилие;
- рефлексировать;
- формировать учебную мотивацию;
- адекватно реагировать на трудности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу в готовом виде и определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- научиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- сравнивать результат с целью;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- вносить необходимые коррективы в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
- научиться слушать и слышать;
- проявлять познавательный интерес к данному предмету;
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
- формировать умения анализа и синтеза;
- делать выводы о главных признаках предметов и явлений в результате совместной работы всего класса;
- находить закономерности в ряду объектов;
- называть последовательность шагов при выполнении элементарных действий;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные действия:
- совместно договориться о правилах общения и поведения и следовать им;
- научиться вступать в диалог;
- сможет сотрудничать с другими людьми;
- интегрироваться в группу сверстников
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- отслеживать действия партнера;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Предметные результаты (общие результаты освоения программы)
-описывать признаки предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять различные и одинаковые свойства предметов;
- сравнивать предметы между собой;
- классифицировать и обобщать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- отслеживать временные рамки своей деятельности;
- ориентироваться в пространстве.
Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки № уроков Тема (кол-во часов) Планирование результатов обучения Возможные виды деятельности учащихся Возможные формы контроля словарь
Освоение предметными знаниями (базовые понятия) Универсальные учебные действия 1 четверть. 18 часов
4 1 Диагностика восприятия П - научиться слушать и слышать;
- проявлять познавательный интерес к данному предмету;
- называть последовательность шагов при выполнении элементарных действий;
Р- научиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- сравнивать результат с целью;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
К- совместно договориться о правилах общения и поведения и следовать им;
- научиться вступать в диалог;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
диагностика тесты 5 2 Диагностика внимания диагностика тесты 1 3 Диагностика памяти диагностика тесты 1 4 Диагностика мышления диагностика тесты 1 5 Диагностика воображения диагностика тесты 1 6 Знакомство с понятием «восприятие» игра восприятие
2 7 Развитие обонятельного и вкусового восприятия Игра-путешествие тестовое задание Обоняние
вкус
8 Развитие осязательного и тактильного восприятия Игра-путешествие тестовое задание осязание
2 9 Знакомство с понятием «внимание» игра внимание
3 10 Развитие наблюдательности игра тесты 9 11 Развитие сосредоточенности игра тесты 1 12 Развитие концентрации внимания игра тесты 1 12 Знакомство с понятием «память» игра память
1 14 Развитие образной памяти Игра-путешествие тестовое задание 2 15 Развитие эмоциональной памяти игра тестовое задание 2 16 Развитие тактильной памяти игра тестовое задание 3 17 Знакомство с понятием «мышление» игра тестовое задание мышление
3 18 Развитие наглядно – образного мышления Игра-путешествие тестовое задание 2 четверть. 14 часов
1 1 Развитие наглядно – действенного мышления игра 1 2 Знакомство с понятием
« воображение» игра воображение
2 3 Пишем сказку Игра-путешествие 2 4 Кляксография Игра-путешествие 2 5 Восприятие цвета игра тестовое задание 2 6 Восприятие формы игра тестовое задание 4 7 Восприятие величины игра тестовое задание 5 8 Восприятие пространства игра тестовое задание 1 9 Развитие объёма внимания игра тестовое задание 1 10 Развитие устойчивости внимания игра тестовое задание 1 11 Диагностика восприятия диагностика тесты 1 12 Диагностика внимания диагностика тесты 2 13 Диагностика памяти диагностика тесты 2 14 Диагностика мышления и воображения диагностика тесты 3 четверть.17 часов
1 1 Распределение внимания игра тестовое задание 1 2 Переключение внимания игра тестовое задание 2 3 Развитие зрительной памяти игра тестовое задание 4 Развитие слуховой памяти игра тестовое задание 2 5 Копирование изображений по образцу и использованием опорных точек Игра-путешествие тестовое задание 3 6 Развитие способности к классификации игра тестовое задание 1 7 Развитие способности к обобщению игра тестовое задание 1 8 Элементы причинного мышления игра 2 9 Фантазия в рисунке и музыке игра 2 10 Восприятие времени игра тестовое задание 5 11 Целостность восприятия игра тестовое задание 6 12 Развитие слухового восприятия и внимания Практическое задание тестовое задание 1 14 Развитие зрительного внимания игра тестовое задание 1 15 Развитие сообразительности игра тестовое задание 1 16 Развитие скорости реакции игра тестовое задание 2 17 Развитие произвольной памяти Практическое задание тестовое задание 4 четверть. 15 часов
1 Расширение объёма памяти Р- принимать учебную задачу в готовом виде и определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- научиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- сравнивать результат с целью;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- вносить необходимые коррективы в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
- адекватно воспринимать оценку учителя.
П- научиться слушать и слышать;
- проявлять познавательный интерес к данному предмету;
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
- формировать умения анализа и синтеза;
- делать выводы о главных признаках предметов и явлений в результате совместной работы всего класса;
- находить закономерности в ряду объектов;
- называть последовательность шагов при выполнении элементарных действий;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
К- совместно договориться о правилах общения и поведения и следовать им;
- научиться вступать в диалог;
-сотрудничать с другими людьми;
- интегрироваться в группу сверстников
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- отслеживать действия партнера;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Практическое задание тестовое задание 3 2 Развитие точности памяти игра тестовое задание 9 3 Составление рассказа по сюжетным картинкам игра 1 4 Простые аналогии игра тестовое задание 1 5 Развитие элементов логического мышления игра 1 6 Диагностика восприятия диагностика тесты 2 7 Диагностика внимания диагностика тесты 2 8 Диагностика памяти диагностика тесты 3 9 Диагностика воображения и мышления диагностика тесты 7 10
Краски жизни (эмоции в общении) игра 8 11 «Я и ты» игра 1 12 «Уверенность – это здорово!» игра 1 13 «Сотрудничество-это…» игра 2 14 «Я в ответе за…» игра 15 «Сказка о…» игра Материально-техническое обеспечение:
Условиями эффективной работы по программе являетсяхорошо оборудованный кабинет психолога.В коррекционной работе используется диагностические, адаптационно – ознакомительные и коррекционно – развивающие материалы: яркие, красочные, предметные, сюжетные картинки, подобранные по различным группам, лото.
Для развития мелкой моторики, формирования зрительно – пространственного гнозиса (для различения цвета, формы, величины предметов, пространственных отношений) применяется: большой набор мелких предметов (крупы, зёрна, пуговицы, спички, камушки), разборные игрушки (кубики, пирамидки, мозаика), шаблоны, трафареты для обводки и штриховки, пластилин, оборудование для шнуровки, простейшие конструкторы.Для ознакомления с окружающим миром, моделирования бытовых ситуаций, ролевых сюжетов и игр и развития у детей коммуникативных навыков используются различные игрушки.
Используются также магнитная доска, цветные мелки, цветные и простые карандаши, фломастеры, магнитофон, набор аудиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, ковёр «звёздное небо», воздушно – пузырьковая труба.