Программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа – интернат»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор школы
____________ __________
Приказ от____201_г. №____
Рабочая программа
«Психокоррекция»
(2-4 класс)
Педагог-психолог: Янгулова Е.В.
Кузнецова О.Ю.
с. Бея
201
Пояснительная записка
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психокоррекции, психомоторному и сенсорному развитию.
Данная программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15);
- Устав школы;
- Локальные акты школы.
Занятия по психокоррекции, развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с умственной отсталостью.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью является важной задачей специальной (коррекционной) школы 8 вида, т.к. способствует коррекции недостатков физического и психического развития данной категории детей.
Сенсорное развитие ребёнка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчётливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка очень тесно связано с развитием у него моторных умений и навыков. Чтобы познать какой-либо предмет, ребёнку нужно произвести ряд целенаправленных действий: сжать, покатать, погладить, провести пальчиком по контуру, то есть использовать сенсомоторные движения. Формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений и др., который и называют сенсомоторным.
У многих детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недостаточность двигательных навыков: 1)скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; 2)недоразвитие (грубое нарушение) мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребёнка.
Поэтому в содержание программы по психокоррекции, развитию психомоторики и сенсорных процессов должно входить не только формирование восприятия цвета, формы, величины и пространственных отношений между предметами, развитие мышечного чувства, но и развитие мелкой пальцевой моторики, статической и динамической координации движений пальцев рук, развитие ритмической организации и переключаемости движений рук, а также формирование общей моторной координации ребёнка. Восприятие, как своеобразное действие, направленное на обследование предмета и вычленение его особенностей, требует овладения ребёнком общественным сенсорным опытом, накопленным человечеством в процессе многовековой практики трудовой деятельности, речевого общения, художественного творчества. Всё это не дано ребёнку от рождения и требует специально организованного воспитания.
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- развивать и корректировать психические функции учащихся;
- развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;
- снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Работа на занятиях проводится по подгруппам в 5-6 человек, а также индивидуально, чтобы у каждого обучающегося была возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Ведь согласно последним психологическим исследованиям, переживание состояния успешности способствует повышению у обучающихся самооценки и уверенности в собственных силах. Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе. При этом педагог определяет для себя основную из двух возможных (кроме коррекционно-развивающих) целей занятий:
- подготовить ребенка к усвоению учебного материала или
- восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программа «Психокоррекция» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то в школьном – учение. Под влиянием ведущей деятельности формируется произвольность психических процессов, состояний, усиливается сознательная регуляция поведения, познавательная деятельность приобретает планомерный систематический характер.
Каждый ребенок – личность. Поступающие в нашу школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, различных заболеваний.
Личностные и предметные (минимальный и достаточный уровень) результаты освоения учебного предмета, коррекционных занятий
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения предмета коррекционной области адаптированной рабочей программы «Психокоррекция» включают:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты освоения предмета коррекционной области адаптированной рабочей программы «Психокоррекция» включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения на уроках и во внеучебной деятельности.
Предметные результаты освоения предмета коррекционной области адаптированной рабочей программы «Психокоррекция».
Минимальный уровень:
До ст аточный уровень:
- владеть минимальными навыками имитации по пошаговой инструкции, показе;
- иметь представление о правилах игры, уметь им подчиняться;
-иметь представления о функциональном назначении ИЗО - принадлежностей;
-знать основные цвета;
-знать плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
-знать времена года и их последовательность;
-иметь представления о контрастных температурах;
-уметь пользоваться письменными принадлежностями;
-уметь различать основные цвета, предметы по форме и величине;
-уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;
-уметь принимать инструкции педагога;
-уметь ориентироваться в собственном теле (правая/левая/рука/нога);
- Ориентироваться на сенсорные эталоны;- Узнавать предметы по заданным признакам;- Сравнивать предметы по внешним признакам;- Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;-Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;- Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;- Давать полное описание объектов и явлений;- Различать противоположно направленные действия и явления;- Определить последовательность событий;- Ориентироваться в пространстве;- Целенаправленно выполнять действия по инструкции;- Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;- Опосредовать свою деятельность речью.
-уметь имитировать животных, природные явления и т.д.;
- самостоятельно подчиняться правилам игры;
-иметь представления о функциональном назначении ИЗО - принадлежностей;
-знать основные цвета;
-знать плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
-знать времена года и их последовательность;
-иметь представления о контрастных температурах;
-уметь определять эмоции по графическому изображению лица;
-уметь пользоваться письменными принадлежностями;
-уметь обозначить словом цвет, форму, величину предметов;
-уметь различать основные цвета, предметы по форме и величине;
-уметь сравнивать предметы по двум признакам;
-уметь находить общие и отличительные признаки предметов;
-уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;
-уметь различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды;
-уметь соблюдать правила игры, последовательность действий;
-уметь принимать инструкции педагога;
-уметь использовать полученные знания на уроках и во внеучебной деятельности;
-уметь ориентироваться в собственном теле (правая/левая/рука/нога), в школьном помещении, использовать в речи понятия «дальше» - «ближе».
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по психокоррекции у умственно отсталых школьников совершенствуются умения:
тонкой пальцевой моторики;
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
видеть временные рамки своей деятельности;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью;
Кроме того, совершенствуются:
-зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
-крупные движения и умения владеть своим телом;
-навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.
Содержание программного материала
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сфор-мированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Обычно такие дети удовлетворяются первым распознаванием объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются невоспринятыми. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная чувствительность) чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложнокоординированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. В чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе. И. П. Павлов назвал кинестетические или проприоцептивные восприятия работой двигательного анализатора. Для обеспечения точности движений необходимо осуществлять анализ того сопротивления окружающих предметов, которое должно быть преодолено тем или иным мышечным усилием.
Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, координационно-моторных факторов. Умение сосредоточивать внимание, мобилизовывать сенсорно-двигательную память, сформированные зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации также служат основой формирования познавательной деятельности ученика. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.
С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия.
Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (23), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Особую трудность вызывает у детей конструктивная деятельность в силу недостаточной сформированности аналитико-синтетической деятельности, образного мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
Общеизвестно, что зрение более чем какой-либо другой анализатор позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Примерно 90% всей информации человек получает с помощью зрения. Специфическая черта зрительного восприятия возможность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения у учащихся.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта.
Одной из основных проблем сенсорного воспитания является проблема познания чувства тяжести, чувства вкуса, развития обоняния. Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного вкусового анализаторов. Как показывает практика, нужно специальное обучение, чтобы эти ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов (например, косметическая продукция, специи и др.). Восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус и др.).
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина- в задержанном созревании фонематического слуха основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел«Развитие слухового восприятия».
Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.
Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.
Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности. В процессе формирования пространственных представлений единство всех признаков у детей устанавливается не сразу, а постепенно, через движения тела, конечностей, повороты головы, глаз и т.д., при условии словесного опосредования деятельности. Таким образом, только совокупность кинетических и кинестетических ощущений, единство визуального и слухового восприятия при соответствующем уровне развития аналитико-синтетического мышления способствуют формированию у ребенка целостного пространственного образа.
Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.
Тем не менее подчеркнем важность данной работы: от умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация.
Календарно-тематическое планирование для 2 класса на 2016 – 2017 учебный год
№
Тема урока
Виды учебной деятельности
Дата
проведения
Дата фактического
проведения
1.
Выявление уровня развития сенсорных и психомоторных процессов
Диагностика
05.09.16
07.09.16
2.
Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)
Сравнение, обобщение, анализ предметов, работа с геометрическим материалом
12.09.16
3.
Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.
Дидактическая игра «Угадай-ка», работа с цветовой палитрой, рисование
14.09.16
4.
Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.
Работа с цветовой палитрой, палочки Кюизенера, выявление сходства и различия
19.09.16
5.
Различие цветов и оттенков.
Дидактическая игра «Что бывает такого цвета», работа с цветовой палитрой, раскрашивание
21.09.16
6.
Подбор оттенков к основным цветам.
Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета», работа с цветовой палитрой, сравнение, обобщение, раскрашивание
26.09.16
7.
Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.
«Чудесный мешочек», соотнесение формы и предмета, выделение существенных признаков, раскладывание однородных предметов
28.09.16
8.
Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм. Группировка предметов объемных и плоскостных форм.
Сравнение, рассматривание, беседа, обводка по трафарету, рисование
03.10.16
9.
Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.
Работа по инструкции, раскладывание предметов, Блоки Дьенеша
05.10.16
10.
Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.
Работа с Блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, работа в теради
10.10.16
11.
Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.
Работа со схемой, мозаика, соотнесение формы и предмета
12.10.16
12.
Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.
Выкладывание сериационных рядов, работа с мелким материалом, Блоки Дьенеша
17.10.16
13.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине)
Исключение, обобщение на конкретном материале, работа с блоками Дьенеша
19.10.16
24.10.16
14.
Конструирование сложных форм предметов
«Технический конструктор», мелкие пазлы), конструирование
26.10.16
31.10.16
15.
Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением.
Слушание, отбивание ритма, игры на внимание, работа в парах: «Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос».
02.11.16
14.11.16
16.
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.
Копирование, работа с трафаретами, развитие мелкой моторики
16.11.16
17.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Имитирование, речевые психоэтюды
21.11.16
23.11.16
18.
Упражнения на синхронность работы обеих рук
Работа со шнуром, нанизывание бус, шнуровки
28.11.16
19.
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.
Рисование, работа в тетради, умение соотносить инструкцию и объект
30.11.16
05.12.16
20.
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.
Работа с демонстрационным материалом «Геометрические фигуры», рисование, работа в тетради
07.12.16
12.12.16
21.
Графический диктант (по показу).
Выполнение графических диктантов
14.12.16
19.12.16
22.
Работа в технике «объёмной» аппликации.
Выполнение аппликаций «Новогодний шарик», «Дед Мороз», дидактическая игра «Укрась елочку»
21.12.16
26.12.16
28.12.16
23.
Движения и позы всего тела.
Дидактическая игра «Зеркало», мимические этюды, использование элементов психодрамы
09.01.17
24.
Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления).
Дидактическая игра «Угадай-ка», демонстрация, работа с презентацией, объяснение
11.01.17
16.01.17
25.
Определение на ощупь предметов сложной формы.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек», развитие тактильного восприятия, работа с мелкими предметами, пескотерапия
18.01.17
23.01.17
26.
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
Лепка, раскатывание, разминание
25.01.17
27.
Игры со средней мозаикой.
Конструирование по образцу, по инструкции
30.01.17
01.02.17
28.
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)
Работа с шумовыми коробочками, слушание, подражание, анализ
06.02.17
29.
Различение по голосу
Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи», слушание, узнавание, беседа
08.02.17
13.02.17
30.
Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»
Работа с музыкальными инструментами, муз.книгами, презентацией
15.02.17
31.
Ориентация на собственном теле - уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа - слева, сзади - спереди, далеко – близко.
Дидактические игры, работа с макетом человеческого тела, «Одень куклу»
20.02.17
32.
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части .
Работа со схемой, конструирование кукольной мебели, рисование плана комнаты
22.02.17
33.
Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».
Работа с лабиринтами, «Пиратский клад», работа со схемами по заданному алгоритму
27.02.17
34.
Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.
«Прятки», дидактическая игра «Муха», работа с палочками Кюизенера «Посудная лавка»
01.03.17
06.03.17
35.
Выполнение элементарных работ по замыслу: составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.
Конструирование, аппликация, раскрашивание
13.03.17
15.03.17
36
Расположение предметов на листе бумаги.
Дидактическая игра «Расположи верно».
27.03.17
37.
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)
Развитие внимания, умения анализировать
29.03.17
03.04.17
38.
Упражнение для профилактики и коррекции зрения.
Упражнения по методике Базарного
05.04.17
39.
Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»
«10 слов», дидактические игры
10.04.17
12.04.17
40.
Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)
Сравнение картинок, нахождение существенных признаков предметов
17.04.17
41.
Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.
Развитие внимания, беседа, работа с наглядным материалом
19.04.17
42.
Таблицы Шульте.
Компьютерная диагностика
24.04.17
43.
Развитие зрительной памяти.
Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов), «Включение в ряд», работа с матрешкой, стаканчиками
26.04.17
44.
Дидактическая игра «Запомни и повтори».
Разучивание коротких стихов, потешек, работа с Блоками Дьенеша
03.05.17
45.
Порядок месяцев в году.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?», лото «Времена года», составление рассказов по картинкам, выделение существенных признаков
08.05.17
10.05.17
46.
Времена года.
Работа с графической моделью «Времена года», лото «Времена года», составление рассказов по картинкам, выделение существенных признаков
15.05.17
47.
Знакомство с часами (циферблат, стрелки).
«Математические планшеты», работа с моделью часов
17.05.17
48.
Определение времени по часам.
Игры с моделью часов.
22.05.17
24.05.17
Календарно-тематическое планирование для 3 класса на 2016 – 2017 учебный год
№
Тема урока
Виды учебной деятельности
Дата
проведения
Дата фактического
проведения
1
Выявление уровня развития сенсорных и психомоторных процессов
Диагностика
05.09.2016
08.09.2016
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов
2
Учить соотносить цвет реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый - оранжевый - коричневый.
Дидактическая игра, сравнение
12.09.2016
3
Использование цвета для обозначения предметов (развитие предпосылок символической деятельности мышления): дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.
Работа с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера «Посудная лавка»
15.09.2016
4
Соотношение предметов по цвету.
Дидактическая игра «Подбери кукле однотонную одежду»
19.09.2016
5
Выбор и группировка предметов на скорость.
Работа с блоками Дьеныша
22.09.2016
6
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
Работа с набором геометрических фигур «Кузнецкая крепость»
26.09.2016
29.09.2016
7
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).
Работа с блоками Дьеныша, палочками Кюизинера
03.10.2016
8
«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).
Работа с набором геометрических фигур «Цветные треугольники»
06.10.2016
9
Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.
Дидактическая игра «Подбери такой же по величине», геометрический конструктор
10.10.2016
10
Дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Работа с палочками Кюизенера
13.10.2016
11
Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).
Работа с блоками Дьеныша
17.10.2016
20.10.2016
12
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
Дидактическая игра «Колумбово яйцо».Работа с пазлами, настольным «Лего»
24.10.2016
27.10.2016
03.11.2016
14.11.2016
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
14
Развитие согласованности движений на разные группы мышц
«Дорожка следов», полоса препятствий
17.11.2016
15
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Работа с пластилином, пальчиковыми красками
21.11.2016
16
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.
Трафареты внешние и внутренние «Фрукты, овощи»
24.11.2016
17
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)
Т.Томилина «Зарядка для пальчиков»
28.11.2016
18
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?»
Дидактическая игра «Пантомима»
01.12.2016
19
Рисование бордюров по образцу.
Дидактическая игра «Расставь значки в фигурах»
05.12.2016
20
Графический диктант (зрительный и на слух).
Материалы для аппликации
08.12.2016
12.12.2016
15.12.2016
21
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.
Практическая работа
19.12.2016
22.12.2016
22
Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.
Материалы для аппликации
26.12.2016
29.12.2016
Кинестетическое и кинетическое развитие
23
Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценировка школьных событий).
Сенсорная тропа для ног
09.01.2017
12.01.2017
Тактильно-двигательное восприятие
24
Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
16.01.2017
19.01.2017
25
Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание).
Лепка «Овощи».
23.01.2017
26
Восприятие поверхности на ощупь
Дидактическая игра «Что бывает (пушистое)».
26.01.2017
27
Игры с сюжетной мозаикой.
Практическая работа с наборами мозаик
30.01.2017
02.02.2017
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
28
Развитие чувства ритма.
Дидактическая игра «Мы – барабанщики».
06.02.2017
29
Различение мелодий по темпу.
Прослушивание различных музыкальных отрывков
09.02.2017
Развитие восприятия пространства
30
Учить ориентироваться на листе бумаги.
«Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам
13.02.2017
31
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.
Работа с листами бумаги разного формата
16.02.2017
32
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания.
Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»
20.02.2017
27.02.2017
33
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Обставим комнату»
02.03.2017
Восприятие времени
34
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Работа с моделью часов
06.03.2017
35
Времена года, их закономерная смена.
Лото «Времена года».
09.03.2017
36
Определение времени по часам.
Работа с моделью часов
13.03.2017
16.03.2017
Развитие мыслительных операций
37
Развитие навыков обобщения
Дидактическая игра «Назови одним словом»
27.03.2017
38
Развитие образной речи
Дидактическая игра «В стране Колландии»
30.03.2017
03.04.2017
39
Исключение предметов
Дидактическая игра «Четвертый – лишний».
06.04.2017
10.04.2017
40
Развитие ассоциативного и пространственного мышления
Дидактическая игра «Математический планшет»
13.04.2017
17.04.2017
41
Систематизация знаний об окружающем мире
Дидактическая игра «Логический экран»
20.04.2017
24.04.2017
42
Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках и др.
Дидактическая игра («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика»)
27.04.2017
43
Коррекция интеллектуального развития
Упражнение «Твердый - мягкий», игра «Буквенная эстафета»
04.05.2017
08.05.2017
44
Решение изображенных на картинке ситуаций посредством оперирования мысленными образами и представлениями
Упражнения «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?», «Помоги ребятам украсить зал».
11.05.2017
45
Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Дидактические игры: «В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.
15.05.2017
46
«Кто любит на загадки отгадки находить?»
Составление загадок. Конкурс загадок.
18.05.2017
47
Сравнение фигур (изображений) по различным параметрам
Дидактическая игра «Найди различие и сходство».
22.05.2017
22.05.2017
Календарно-тематическое планирование
для 4 «А» класса на 2016 – 2017 учебный год
№
Тема урока
Виды учебной деятельности
Дата
проведения
Дата фактического
проведения
1
Выявление уровня развития сенсорных и психомоторных процессов
Диагностика
05.09.2016
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов
2
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
Работа с предметными картинками
06.09.2016
3
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
Блоки Дьеныша, палочки Кюизенера
12.09.2016
4
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.
Работа с набором геометрических фигур «Кузнецкая крепость»
13.09.2016
5
Группировка предметов сходных цветов различных оттенков
Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»
19.09.2016
6
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).
Работа с пальчиковыми красками
20.09.2016
7
Определение постоянных цветов.
Дидактическая игра «Назови цвет».
26.09.2016
8
Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.
Работа с трафаретами, блоки Дьеныша, палочки Кюизенера
27.09.2016
9
Узнавание предмета по одному элементу.
Дидактическая игра «Угадай-ка»
03.10.2016
10
Узнавание предмета по словесному описанию.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
04.10.2016
11
Конструирование сложных форм предметов
«Технический конструктор», мелкие пазлы
10.10.201611.10.2016
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
12
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок бег вперед, два хлопка бег назад и т. д.)
«Дорожка следов» полоса препятствий
17.10.201618.10.2016
13
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Игры со шнурками
24.10.2016
14
Вычерчивание геометрических фигур.
Внешние и внутренние трафареты
25.10.2016
15
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо два шага вперед один шаг назад), словесный отчет о выполнении
Мячи
скакалки
стрелки-символы
31.10.2016
16
Графический диктант с усложненными заданиями.
Т.Томилина «Зарядка для пальчиков»
01.11.201614.11.2016
17
Совершенствование мелких движений
Мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений
15.11.201621.11.2016
18
Вырезание ножницами на глаз
изображений предметов
(елочка, снежинка, яблоко)
Материалы для аппликаций
22.11.2016
Кинестетическое и кинетическое развитие
19
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.
Мышечная релаксация «Радуга»
28.11.201629.11.2016
20
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
Дидактическая игра «Угадай-ка».
05.12.2016
Тактильно-двигательное восприятие
21
Тонкая дифференциация предметов на ощупь
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» с мелкими предметами
06.12.201612.12.2016
22
Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной, кинетическим песком и пластилином.
Наборы разнообразных предметов
13.12.2016
23
Игры с мелкой мозаикой.
Практическая работа с наборами мозаик
19.12.201620.12.2016
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
24
Профилактика и коррекция зрения. Гимнастика для глаз.
Практическое занятие
26.12.201627.12.2016
25
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.
Предметные картинки
09.01.201710.01.2017
26
Тренировка зрительной памяти.
Дидактическая игра « Нарисуй по памяти».
16.01.2017
27
Дидактическая игра «Лабиринт»
Игра «Что изменилось?»
17.01.2017
Развитие восприятия пространства
28
Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.
Математические планшеты
23.01.201724.01.2017
29
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции
Мячи
скакалки
стрелки-символы
30.01.2017
30
Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.
Мячи
скакалки
стрелки-символы
31.01.2017
31
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
Мячи
скакалки
стрелки-символы
06.02.201707.02.2017
32
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога
игра «Расстановка мебели в кукольной комнате»
13.02.2017
33
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
Предметные картинки
14.02.2017
Восприятие времени
34
Определение времени по часам.
Работа с моделью часов
20.02.2017
35
«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) – дидактическая игра.
Лото «Времена года»
21.02.201727.02.2017
36
Последовательность основных жизненных событий.
Игра «Чего не хватает?».
28.02.2017
37
Работа с календарем и моделью календарного года.
Составление календаря
06.03.201707.03.2017
38
Длительность временных интервалов.
Игра «Береги минутку».
13.03.201714.03.2017
Развитие мыслительных операций
39
Развитие мыслительных процессов анализа и синтеза
Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».
03.04.201704.04.2017
40
Игры на исключение лишнего предмета
Предметные картинки
10.04.2017
41
Обучение систематизации
Дидактические игры «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».
11.04.2017
42
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
Упражнение «Составь рассказ», «Логические задачи»
17.04.201718.04.2017
43
Развитие словесно-логического мышления
Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.
24.04.2017
44
Развитие навыков произвольного внимания
Таблицы Шульте (с буквами, с числами).
25.04.2017
45
Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).
Дидактическая игра «Логический экран»
02.05.2017
08.05.2017
46
Формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.
Картинки со скрытым смыслом, Короткие рассказы с разным по сложности скрытым смыслом
15.05.2017
47
Развитие навыков произвольного внимания
Дидактические игры «Летает - не летает», «Живое - неживое», «Съедобное – несъедобное».
16.05.2017
48
Развитие логического мышления
Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).
22.05.2017
49
Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.
Занятие-игра «Конкурс загадок»
23.05.2017
Календарно-тематическое планирование
для 4 «Б» класса на 2016 – 2017 учебный год
№
Тема урока
Виды учебной деятельности
Дата
проведения
Дата фактического
проведения
1
Выявление уровня развития сенсорных и психомоторных процессов
Диагностика
07.09.2016
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов
2
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
Работа с предметными картинками
07.09.2016
3
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
Блоки Дьеныша, палочки Кюизенера
14.09.2016
4
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.
Работа с набором геометрических фигур «Кузнецкая крепость»
14.09.2016
5
Группировка предметов сходных цветов различных оттенков
Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»
21.09.2016
6
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).
Работа с пальчиковыми красками
21.09.2016
7
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».
Дидактическая игра «Назови цвет».
28.09.2016
8
Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.
Работа с трафаретами, блоки Дьеныша, палочки Кюизенера
28.09.2016
9
Узнавание предмета по одному элементу. Дидактическая игра «Угадай-ка»
Дидактическая игра «Угадай-ка»
05.10.2016
10
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
05.10.2016
11
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).
«Технический конструктор», мелкие пазлы
12.10.2016
12.10.2016
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
12
Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.
«Дорожка следов» полоса препятствий
19.10.2016
19.10.2016
13
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Игры со шнурками
26.10.2016
14
Вычерчивание геометрических фигур. Дидактическая игра «Почини коврик».
Внешние и внутренние трафареты
26.10.2016
15
Упражнения «Речь – ритм – движение».
Мячи
скакалки
стрелки-символы
02.11.2016
16
Графический диктант с усложненными заданиями.
Т.Томилина «Зарядка для пальчиков»
02.11.2016
16.11.2016
17
Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)
Мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений
16.11.2016
23.11.2016
18
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.
Материалы для аппликаций
23.11.2016
Кинестетическое и кинетическое развитие
19
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.
Мышечная релаксация «Радуга»
30.11.2016
30.11.2016
20
Воображаемые действия. Дидактическая игра «Угадай-ка».
Дидактическая игра «Угадай-ка».
07.12.2016
Тактильно-двигательное восприятие
21
Тонкая дифференциация предметов на ощупь - игра «Волшебный мешочек» с мелкими предметами.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» с мелкими предметами
07.12.2016
14.12.2016
22
Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.
Наборы разнообразных предметов
14.12.2016
23
Игры с мелкой мозаикой.
Практическая работа с наборами мозаик
21.12.2016
21.12.2016
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
24
Профилактика и коррекция зрения. Гимнастика для глаз.
Практическое занятие
28.12.2016
28.12.2016
25
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.
Предметные картинки
11.01.2017
11.01.2017
26
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра « Нарисуй по памяти».
Дидактическая игра « Нарисуй по памяти».
18.01.2017
27
Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»
Игра «Что изменилось?»
18.01.2017
Развитие восприятия пространства
28
Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.
Математические планшеты
25.01.2017
25.01.2017
29
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений
Мячи
скакалки
стрелки-символы
01.02.2017
30
Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.
Мячи
скакалки
стрелки-символы
01.02.2017
31
Дидактическая игра «Лабиринт»
Мячи
скакалки
стрелки-символы
08.02.2017
08.02.2017
32
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).
игра «Расстановка мебели в кукольной комнате»
15.02.2017
33
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
Предметные картинки
15.02.2017
Восприятие времени
34
Определение времени по часам.
Работа с моделью часов
22.02.2017
35
«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) – дидактическая игра.
Лото «Времена года»
22.02.2017
01.03.2017
36
Последовательность основных жизненных событий. Игра «Чего не хватает?».
Игра «Чего не хватает?».
01.03.2017
37
Работа с календарем и моделью календарного года.
Составление календаря
06.03.2017
07.03.2017
38
Длительность временных интервалов. Игра «Береги минутку».
Игра «Береги минутку».
15.03.2017
15.03.2017
Развитие мыслительных операций
39
Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».
Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».
29.03.2017
29.03.2017
40
Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).
Предметные картинки
05.04.2017
41
Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».
Дидактические игры «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».
05.04.2017
42
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
Упражнение «Составь рассказ», «Логические задачи»
12.04.2017
12.04.2017
43
Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.
Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.
19.04.2017
44
Таблицы Шульте (с буквами, с числами).
Таблицы Шульте (с буквами, с числами).
19.04.2017
45
Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).
Дидактическая игра «Логический экран»
26.04.2017
26.04.2017
46
Формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.
Картинки со скрытым смыслом, Короткие рассказы с разным по сложности скрытым смыслом
03.05.2017
47
Дидактические игры «Летает - не летает», «Живое - неживое», «Съедобное – несъедобное».
Дидактические игры «Летает - не летает», «Живое - неживое», «Съедобное – несъедобное».
10.05.2017
48
Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).
Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).
17.05.2017
49
Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.
Занятие-игра «Конкурс загадок»
24.05.2017
13PAGE 15
13PAGE 14715
15