Рабочая программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов
Муниципальное казённое образовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА
приказом
от «01.09.2014г.» № 165
Рабочая программа
по развитию психомоторных и сенсорных процессов
1 классVIII вида
(индивидуальное обучение на дому)
Составители: заместитель директора по УВР Т.Л. Молодкинаучитель I категории Л.В.Кузнецова
д. Асташиха2014 г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» - № 273, с учётом требований государственного стандарта, на основании программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л.А. Метиевой, Э. Я. Удаловой.
Место учебного предмета в учебном плане
Уставом и учебным планом общеобразовательного учреждения предусмотрено 34 учебных недели в 1 классе (VIIIвид) из расчёта 1час в неделю, что предполагает 34 часа в учебном году.
Содержание
Программа курса «Развитие психических и сенсорных процессов нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и построена с учетом своеобразия их психических процессов.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- обучение управлению эмоциями.
Учебно-тематический план (34 ч)
Наименование разделов программы Кол-во часов
Обследование ребёнка. 1
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 6
Тактильно-двигательное восприятие 2
Кинестетическое и кинетическое развитие 2
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 9
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 3
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) 3
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 3
Восприятие пространства 3
Восприятие времени 2
Всего часов в год 34
Результаты
Учащийся должен знать:
На ощупь предметы с различной поверхностью;
Геометрические фигуры;
Величину предметов (большие - маленькие);
Знать основные цвета;
Основные части тела и лица на кукле;
Времена года.
Учащийся должен уметь:
Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
Пройти по начерченному коридору шириной 30 см.;
Обводить по контуру ладонь руки;
Раскрашивать поверхность листа красками с помощью учителя;
Определять на ощупь предмет и его величину;
Ощупывать предмет с контрастными поверхностями с открытыми глазами, называть свойства и качества используемых материалов;
Выполнять упражнения по подражанию действиям педагога;
Конструировать объёмные предметы из составных частей (2 детали);
Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале ( 2 – 3 детали);
Определять изменения в предъявленном ряду, состоящем из 3-х предметов;
Находить «лишнюю» игрушку, карточку из 4 предметов;
Текущий контроль и промежуточная аттестация
Положение об индивидуальном обучении в МКОУ Благовещенская средняя общеобразовательная школа учащихся на дому. Утверждено приказом директора МКОУ Благовещенская СОШ 01.09.2012 года №185.
Приложение (Календарно-тематическое планирование)
Принята на заседании педагогического совета
протокол
от 27 августа 2014 года № 1
Календарно-тематическое поурочное планирование по
по развитию психомоторных и сенсорных процессов в 1 классе – 34 ч
№ п/пТема урока Кол-во часов Дата
план факт
1 четверть
Вводное занятие. Обследование ребёнка. 1 Развитие крупной моторики. Согласованность действий и движений разных частей тела. 1 Согласованность действий и движений разных частей тела. Формирование чувства равновесия 1 Развитие мелкой моторики пальцев. Пальчиковая гимнастика. 1 Развитие мелкой моторики рук. Гимнастика. 1 Развитие координации движений рук и глаз (завязывание узелков, бантиков, нанизывание бус). 1 Развитие навыков владения письменными принадлежностями (ручка, карандаш, линейка, ластик). 1 Определение на ощупь объёмных фигур и предметов, их величины.
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий) 1 Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). 1 2 четверть
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. 1 Выразительность движений (имитация повадок зверей). 1 Выявление формы предмета.
Название основных геометрических фигур. 1 Восприятие величины.
Сравнение по величине. 1 Сравнение предметов по высоте. 1 Сравнение предметов по длине. 1 Сравнение двух предметов по ширине и толщине. 1 3 четверть
Различение основных цветов.
Выделение основных цветов. 1 Конструирование геометрических фигур из составляющих частей (2-3 детали). 1 Конструирование предметов из составляющих частей (2-3 детали). 1 Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали). 1 Развитие зрительного восприятия. Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей. 1 Нахождение отличительных признаков 2-х предметов
Нахождение лишней игрушки, картинки. 1 Нахождение общих признаков 2-х предметов. 1 Восприятие особых свойств предметов. Развитие осязания.
Вкусовые ощущения. 1 Различение запахов. 1 Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый - лёгкий). 1 4 четверть
Выделение и различение звуков окружающей среды (стук,стон,звон, гудение, жужжание). Различие речевых и музыкальных звуков. 1 Подражание неречевым и речевым звукам.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?» (имитация крика животных) 1 Ориентировка на собственном теле. 1 Ориентировка на листе бумаги.
Расположение предметов на листе бумаги. 1 Ориентировка на улице.
Движение в заданном направлении в пространстве. 1 Сутки, части суток.
Обозначение в речи временных представлений. 1 Дни недели. Дидактические игры на развитие восприятия времени. 1