Факультативный курс для предшкольных классов Культура поведения и этикет

Методическое пособие




Программа

«Культура поведения и этикет»

(для детей предшкольного класса 5–7 лет)

(вариативная часть)



Автор Нуржанова К.К.










Пояснительная записка

Культуре поведения детей нужно знакомить с раннего возраста.
Дети, живя в определенной социальной среде, где преобладают низшие потребности, отсутствие морально- нравственных, интеллектуальных, этических норм поведения, нередко нарушают общественный порядок: кричат на улицах, в общественных местах, нецензурно выражаются, невежливы друг с другом.
На культуру поведения так же влияют коренные преобразования в жизни общества, социальные, экономические трудности
Источником нежелательного поведения может быть дисгармоничная семья, подрастковые группы. Психологические трудности возникают в процессе становления отношений невоспитанности определенных детей.
Целенаправленная систематическая работа по формированию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу, детские сады. Это необходимо, т. к. не во всех семьях родители являются образцом высокой культуры, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Именно с дощкольного возраста нужно вести систематическую работу по воспитанию аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Отсутствие элементарных привычек культурного поведения детей, затрудняет работу над формированием у них более тонких и сложных проявлений культуры: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и тд.
Часто причиной нарушения поведения является несогласованность в требованиях к ребенку. В школе учитель, воспитатель требует одно; дома родители, другие взрослые, которые окружают детей на улице, в общественном транспорте, в магазинах, предъявляют им нередко противоположные требования. Все это приводит к непониманию ситуации, неадекватности выбора форм поведения и, как следствие, его нарушению. Нравственное развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом, предшколой и семьей.
Недооценка значения систематической работы по воспитанию культуры поведения детей приводит к таким фактам, как шум в классе, в общественных местах, грубость в ответ на просьбу, между сверстниками. Другая причина недостатка в воспитании культуры поведения коренится в том, что, занимаясь воспитанием культуры поведения, взрослые, к сожалению, придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил, мало упражняя детей в правильном поведении, недостаточно обучая их хорошим манерам и приличию.
Необходимоcть преодолеть имеющие поведенческие недостатки ставит перед школой задачу дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе, на конкретных примерах и упражнениях.
Воспитание культурного поведения должно осуществляться систематически, включать все стороны жизни и не допускать разнобоя в требованиях к поведению детей. Конечной целью воспитания культуры поведения является социальная адаптация детей в общественной среде. Высокие результаты в нравственном развитии детей чаще всего можно наблюдать в тех случаях, когда родители прислушиваются к советам воспитателя, а последние изучают лучший опыт семейного воспитания, условия жизни в семье.
Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях и школе осуществляется комплексно, но в каждой детской деятельности создаются специфические условия для реализации той или иной задачи. Например, в игре – формирование положительных привычек, взаимоотношений, нравственных чувств; в труде – трудолюбие, уважение к труду взрослых, а также таких качеств, как организованность, ответственность, чувство долга; на занятиях- начал идейной направленности, представлений о явлениях общественной жизни, патриотических чувств. Применяя разнообразные методы нравственного воспитания, необходимо видеть взаимосвязь игры и труда, игры и занятий, труда и занятий.
Воспитывая наиболее простые привычки (например, культурного поведения), воспитатель добивается, чтобы ребенок делал все охотно и осознанно, т.е., чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, к окружающим взрослым. Важный психологический фон для нравственного воспитания – хороший эмоциональный настрой ребенка, благоприятное душевное и физическое самочувствие.


Задачи обучения культуре поведения:

-привитие детьми необходимых гигиенических навыков;
- обучение культуре поступков в различных ситуациях;
-формирование положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;
- воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств;
- формирование положительного отношения к труду.
- Формирование коллективизма

Методы обучения культуры поведения

1 Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или сверстниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2 Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно держать ложку или вилку в руке, за собой уносить посуду в столовой. Следует добиваться осознания ребенком необходимости такого исполнения.
3 Обучающие ситуации (ситуации задачи, деловые игры и тд.): создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться ложкой или вилкой, чашкой с блюдцем или одной чашкой.
4 Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к обучению, выбору правильного поведенческого шага.
5 Порицание: осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направленного на возникновение желания поступать хорошо.
6 Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть педагог, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7 Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ о реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8 Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
9 Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения.
Главным содержанием занятий по культуре поведения являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения музея, библиотеки и тд. Практические занятия дают возможность технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в автобусе, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент

Программа обучения культуре поведения включает следующие основные разделы:
- Культура внешнего вида.
- Культура поведения в общественных местах.
- Культура межличностных отношений.
- Культура речевого этикета.
- Культура деятельности.

Раздел «Культура внешнего вида» предусматривает формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (предшкольного класса). Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Ребенка нужно научить опрятности; видеть неполадки в одежде, прическе. Некоторые дети не умеют завязывать шнурки.

Раздел «Культура поведения в общественных местах» предусматривает знания правил поведения в обществе. Необходимо научить детей правильному поведению в школе, в классе, на перемене, на занятии, во внеурочное время, в транспорте, библиотеке, магазине и тд.

Раздел «Культура межличностных отношений» предусматривает обучение детей нормам и правилам общения со взрослыми и сверстниками: в семье с родителями, братьями, сестрами, другими членами семьи; в школе со сверстниками, учителями, воспитателями, техническим персоналом. Умение устанавливать и сохранять доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, которое помогает познавать мир и комфортно себя чувствовать в нем, развивать свои душевные качества. Ребенок должен понимать, когда и как себя вести в соответствующей обстановке, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Учить уважать любого собеседника как неповторимую личность.

Раздел «Культура речевого этикета» предполагает культуру общения. Культура речи предполагает наличие и у детей достаточного запаса слов; умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон; внимательно слушать говорящего; смотреть в лицо собеседнику; говорить в нормальном темпе, не использовать жаргонные слова и выражения.

Раздел «Культура деятельности» находит свое отражение в поведении ребенка на занятии, в играх, в трудовых поручениях, во внеклассной работе. Формировать у дошкольника культуру деятельности – это значит учить его умению содержать в порядке место, где он учится, трудится, играет, держит в порядке школьные принадлежности, личные вещи, одежду и тд.
Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка учиться и трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общего смысла; активность и самостоятельность в выполнении поручений, проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективной деятельности.

Критерии оценки результата обучения:
- умение руководствоваться на практике усвоенными способами действий, навыками культуры проведения;
- проявление интереса к действиям, характеризующим культуру поведения, потребность в них;
- адекватное отношение к отрицательным проявлениям в поведении сверстников, окружающих;
- взаимосвязь внешних форм культуры поведения с внутренними качествами личности ребенка.














Программа

Предшкольный класс (32 часа)

Методические указания
Основной задачей обучения культуре поведения детей предшкольного класса является формирование у них предпосылок правильного поведения, осознание необходимости:
- соблюдать культурно-гигиенические навыки;
- общаться с окружающими сверстниками и взрослыми, проявляя дружелюбие и симпатию;
- выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию, в уголке природы;
- благодарить за заботу и уход;
- выполнять режим дня.

Необходимо прививать навыки опрятности своего внешнего вида – самостоятельно одеваться, причесываться; выполнять гигиенические требования, уметь пользоваться гигиеническими принадлежностями; учить аккуратности в быту – содержать в порядке свои вещи, игрушки, школьные принадлежности; формировать элементарные навыки культуры еды и тд.
В предшкольном классе в период адаптации детей, важно учитывать, что дети приходят из разной социальной среды и имеют разный опыт культуры поведения, не всегда соответствующий общепринятым нормам. Следует проявлять деликатность, чуткость. Не порицать за незнание или неправильное поведение, а учить – как должно быть, как надо.
Занятия нужно проводить в игровой форме.
Целесообразно использовать игры-занятия, игры-упражнения, ситуативные игры, игры-инсценировки, комплексные занятия в которые можно включать несколько видов деятельности. В игровой ситуации дети быстрее усваивают необходимые нормы поведения.

Программые требования для детей 5-6 лет (предшкольный класс)

Культура внешнего вида
- Учить гигиеническим навыкам: мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, игр, улицы, по мере загрязнения, учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, не разбрызгивать воду при умывании, насухо вытираться полотенцем; чистить зубы два раза в день : утром и вечером, полоскать рот после еды. Учить детей ухаживать за гигиеническими предметами: промывать с мылом зубную щетку, чистить расческу и мыть ее.
-Учить пользоваться носовым платком, при чихании и кашле прикрывать рот платком, отвернуться, если кто-то находится рядом.
-Учить правильно и самостоятельно одеваться, застегивать замки и пуговицы на куртках и пальто, шнуровать ботинки и сапожки; формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, учить одеваться в соответствии с погодой.
- Учить детей после уроков переодеваться в домашнюю одежду без предупреждения, бережно относиться к своей одежде и обуви.
- Приучать проветривать спальню перед сном.

Культура поведения в общественных местах

- Выполнять правила дорожного движения, правила поведения в транспорте. Приучать вежливому обращению, умению уступать место старшим и пассажирам с маленькими детьми.
- Учить правилам поведения в школе ( приветливо здоровайся с учителями, с детьми; мальчики в помещении – сними головной убор), в классе (на занятиях веди себя тихо, если знаешь, подними руку и отвечай громко, четко, чтобы тебя все могли услышать, учись слушать, не перебивай старших и товарищей. Соблюдай осанку); на перемене не бегай по коридору, не кричи, не дерись.
- формировать привычку не сорить в общественных местах, неприлично громко разговаривать, кричать, смеяться, привлекать на себя внимание прохожих.
- Учить детей правильно вести себя в гостях (перед входом хорошо вытри ноги, чтобы не наследить, не бери ничего без разрешения, поблагодари за гостеприимство), самим гостей принимать ( будь внимательным, заботливым, вежливым, напои чаем).
- Формировать навыки культурной еды: знать свое место за столом, опрятно есть, спокойно сидеть, соблюдая правильную осанку, правильно пользоваться столовыми приборами, есть бесшумно.

Культура межличностных отношений

- Учить детей здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствия дружелюбно, отчетливо.
- Воспитывать любовь и уважение к близким людям- маме, папе, братьям, сестрам и др.
- Воспитывать уважение к повседневному труду взрослых, заботам родителей о них.
- Учить обращаться к старшим на «вы».
- Формировать навыки доброжелательного отношения детей друг к другу, побуждать к добрым поступкам, к их человеческим качествам, увлечениям.
- Учить правилам хорошего тона: подать стул или уступить место вошедшему взрослому; поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет; мальчикам- пропускать вперед девочек в транспорт, помещение.
- Учить знакомиться в классе, в гостях со сверстниками.

Культура речевого этикета

- Учить пользоваться словами вежливого обращения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите войти», «можно выйте».
- Учить внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы.
- Учить не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.
- Учить разговаривать по телефону, знать правила пользования телефоном как средством связи и краткого общения.

Культура деятельности

- Приучать соблюдать режим дня ( вставать в одно и то же время, проветривать комнату, делать зарядку, чистить зубы и тд.)
- Учить складывать вещи, игрушки, школьные принадлежности на свои места, пользоваться ими аккуратно;
-Учить соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте после занятий по лепке, аппликации, трудам.
- Учить выполнять задание , любую работу хорошо, доводить начатое дело
до конца.
- Учить беречь книги, учебники, тетради: не загибай страниц, не рвать, не брать грязными руками и тп.

Дети предшкольного класса должны уметь:

- знакомиться, приветствовать друг друга при встрече, здороваться со взрослыми и сверстниками; не перебивать взрослых при разговоре; пользоваться вежливыми словами «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите войти», «разрешите выйти»;
-выполнять элементарные гигиенические навыки- умываться, чистить зубы, причесываться, делать утреннюю гимнастику, мыться в ванне, пользоваться носовым платком;
- самостоятельно одеваться, шнуровать ботинки, застегивать пальто или куртку, быть опрятным;
- убирать за собой и аккуратно содержать свои личные вещи, гигиенические принадлежности, игрушки, тетрадки, книжки и тд.;
- благодарить взрослых и сверстников за оказанные им услуги, помощь;
- правильно вести себя в столовой: не сорить на столе, не пачкать одежду, не разговаривать во время еды, тщательно пережевывать пищу;
- не сорить в общественных местах;
- ценить заботу о них родителей, взрослых;
- уважительно относиться к труду людей (взрослых и сверстников);
- правильно вести себя на улице, в магазине,в транспорте, других общественных местах.
- правилу разговора по телефону.





Примерное тематическое планирование занятий
«Культура поведения»
(Вариативная часть)
Предшкольный класс (32 часа)

Культура внешнего вида ( 5 часов)
1.«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
- Почему и когда нужно мыть руки;
- Зачем нужны мыло и полотенце;
- Как правильно мыть руки.
- Уход за гигиеническими предметами (зубная щетка, мочалка, расческа, носовой платок)
2. «Красота зубов»
- Наш друг – зубная щетка.
- Как ухаживать за зубами и ртом.
3. «Кто опрятен – тот приятен»
- Одежда по сезону.
- Аккуратность в одежде.
4. «Правильная осанка – залог хорошего здоровья»
- Предупреждение скалиоза
- Утренняя гимнастика и физическая культура.
- Хочешь быть здоров – закаляйся.
5. «Сон. Значение сна.»
- Для чего нужен сон.

Культура поведения в общественных местах (8 часов)
«Культура поведения в школе, классе, на перемене.»
Экскурсия в школьную столовую.
- Как сидеть за столом;
- Как вести себя за столом;
- Как пользоваться столовыми приборами;
- Зачем нужна салфетка.
3 Культура поведения в общественных местах (магазине, музее и тд)
- Будь вежлив.
4 Культура поведения на улице.
- Чистота и порядок на улице, во дворах, парках.
- Будем вежливыми и внимательными друг к другу.
- Будь внимательным на улице.
5 Культура поведения в транспорте. ПДД.
- Оплата за проезд.
- Правильно входи в транспорт и выходи из него.
- Правила поведения в транспорте.
- Будь вежлив со всеми. Уступай место старшим и с маленькими детьми.
- Соблюдай правила дорожного движения.
6 Культура поведения на пляже, Иртыше.
- Люби свою природу.
- Правила поведения, безопасность на воде.
- «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
7 Культура поведения в гостях.
- Д/и «В гостях у Кролика»
- Будь приветливым и внимательным.
- Соблюдай чистоту и порядок вокруг себя.
8 В гости Айсулу пришла.
- Будь внимательным и предупредительным к гостям.
- Организуй чайхану, развлекательные игры.

Культура межличностных отношений ( 4 часа)
Знакомство.
- Приветствие при встрече ( со взрослыми, со сверстниками)
- Обращение на «ты» и «вы».
- Что такое вежливость. Кого называют вежливым.
2 Семья.
- Близкие тебе люди. (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и тд.)
- Доброжелательные отношения друг к другу.
- Труд в семье. Забота родителей.
- Уважение к труду взрослых
- Семейные традиции.
3 «Что такое дружба»
- Кто такой друг? Товарищ?
4 Добрые поступки.

Культура речевого этикета ( 4 часа)
«Волшебные слова»
«Слушай – не перебивай»
«Я и взрослые»
«Я и сверстники»

Культура деятельности (11 часов)
«Режим дня»
«Здоровье в порядке – спасибо зарядки»
«Закаляйся, если хочешь быть здоров»
«Каждой вещи свое место»
«Аккуратность всегда и во всем»
«Труд для всех. Уважение к труду взрослых»
«Будь всегда примером»
«Как аукнется, так и откликнется» (Помогай близким, друзьям, тогда и они помогут тебе)
«Люби все живое»
«В мире прекрасного»
« Игровые ситуации» - заключительное занятие.
Используемая источники:

1 Нечаева В.Г., Маркова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду»
- Москва, «Просвещение» - 1978.
2 Айдарбекова А.А. «Культура поведения» - эксперемен. коррекционная программа – Алматы – 2005.
3 Государственная программа развития образования в Республике Казахстпн на 2005-02010 годы, - Астана, 2004.
4 Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.
- М.: Просвещение, 1997.
5. Каирова И.А. Нравственное развитие детей в процессе воспитания.
- М.: Просвещение, 1999.
6 Шарыгина Е.М. Вежливые сказки: этикет для малышей. М., 2001



































Тематическое планирование
Класс предшкольной подготовки на 2015-2016 учебный год


Темы
Часы


Культура внешнего вида ( 5 часов)



1
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»



2
«Красота зубов»



3
«Кто опрятен – тот приятен»



4
«Правильная осанка – залог хорошего здоровья»



5
«Сон. Значение сна.»




Культура поведения в общественных местах (8 часов)



6
«Культура поведения в школе, классе, на перемене.»



7
Экскурсия в школьную столовую


8
Культура поведения в общественных местах (магазине, музее и тд)



9
Культура поведения на улице.



10
Культура поведения в транспорте. ПДД.


11
Культура поведения на пляже, Иртыше


12
Культура поведения в гостях.



13
В гости Айсулу пришла



Культура межличностных отношений ( 4 часа)



14-15
Знакомство.

Семья.



16
«Что такое дружба»



17
Добрые поступки.



Культура речевого этикета ( 4 часа)



18
«Волшебные слова»



19
«Слушай – не перебивай»



20
«Я и взрослые»



21
«Я и сверстники



Культура деятельности (11 часов)



22
«Режим дня


23
«Здоровье в порядке – спасибо зарядки»



24
«Закаляйся, если хочешь быть здоров»



25
«Аккуратность всегда и во всем»



26
«Каждой вещи свое место»



27
«Труд для всех. Уважение к труду взрослых»



28
«Будь всегда примером»



29
«Как аукнется, так и откликнется» (Помогай близким, друзьям, тогда и они помогут тебе)



30
«Люби все живое»



31
В мире прекрасного»



32
Игровые ситуации» - заключительное занятие.




15