Факультативный курс по математике Занимательная математика (6 класс)


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МОУ «Октябрьская
по учебно-воспитательной работе средняя (полная)
____________ Н.Е.Вишнякова общеобразовательная школа»
__________Р.Н.СорвироваФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС
по математике «Занимательная математика»
(КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
6 класс
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения старших классов
План составила учитель старших классов:________ Г. Н. Шаймарданова
Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их. Девизом всех занятий могут служить слова: « Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » Э. Кант.
Цели обучения.
Развитие логического и алгоритмического мышления.
Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
Выработка навыков устной монологической речи.
Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Организация учебных занятий.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения.
Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
Дидактические игры.
Требования к математической подготовке.
В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны иметь представления о различных системах исчисления и о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать магические квадраты и кроссворды, иметь навыки быстрого счета.
№ урока Содержание учебного материала Кол-во
часов
Глава I. Системы исчисления. 7
1 Десятичная система счисления. 1
2 Двоичная система счисления. 1
3 Перевод из двоичной системы счисления
в десятичную систему счисления. 1
4 Практическое занятие по переводу в двоичную систему исчисления 1
5 Восьмеричная система счисления 1
6 Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления. 1
7 Заключительное занятие «Системы исчисления». 1
Глава II. Делимость чисел. 8
8 Признаки делимости на 4,6,8. 1
9 Признаки делимости на 7 и 11, 13. 1
10 Признаки делимости на 2-11. 1
11 Нахождение НОД по Евклиду. 1
12 Нахождение НОД и НОК чисел. 1
13 Решение задач на НОК и НОД. 1
14 Решение задач на НОК и НОД. 1
15 Заключительное занятие по теме делимость чисел. 1
Глава III. Элементы теории множеств. 6
16 Понятие множества, пустое множество, подмножество. 1
17 Пересечение множеств. 1
18 Объединение множеств. 1
19 Вычитание множеств. 1
20 Счетные и несчетные множества. 1
21 Заключительное занятие «Элементы теории множеств». 1
Глава IV Элементы комбинаторики и теории вероятности. 8
22 Перестановки. 1
23 Выборки. 1
24 Размещение. 1
25 Сочетания. 1
26 Случайные события. 1
27 Классическое определение вероятности событий. 1
28 Решение задач на определение вероятности событий. 1
29 Решение олимпиадных задач по теории вероятности. 1
30 Заключительное занятие по теме: «Элементы комбинаторики и теории вероятности» 1
Глава V. Решение задач. 4
31 Задачи на работу. 1
32 Задачи на бассейны. 1
33 Старинные задачи. 1
34 Заключительное занятие «Математический КВН» 1
1час в неделю всего 34 часа в учебный год.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать системы счисления, уметь применять их свойства при решении различных заданий;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания при решении задач по теории множеств;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Литература.
И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974 г.
Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 1975 г.
Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «наука» 1975 г.
Дополнительные главы 7-8,9,10 кл М. « Просвещение» 1977 г.
Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 1976 г.
Л.Я. Савельев «Комбинаторика и вероятность» М «Наука» 1975 г.
Газета «Математика». 2000-2008 г.
«Я иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000.Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Бондаревский В.Б.