Программа по внеурочной деятельности Дом, в котором я живу (1-3 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 имени П.И.Батова
Утверждаю
Директор СОШ № 20 имени П.И.Батова
_______________С.В.Кочегарова
«____»______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Дом, в котором я живу»
направление «социальное»
для учащихся 1-3 классов
Срок реализации 3 года.
Составитель:
Минкина М.Б.
Учитель начальных классов
2016 -2017 г.
Направление внеурочной деятельности: социальное
Название программы: «Дом, в котором я живу»
Возраст детей (класс): 7-9 лет
Срок реализации программы: 3 года, количество часов: 33 ч. (1 класс), 34 ч. (2класс) 34 ч. (3класс)
Цель: создание условия для освоения учащимися основных сведений из истории своего города, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями Ярославской области, достопримечательностями Рыбинска и людьми, строившими и прославившими родной край.
Задачи:
формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
закрепление этих знаний на практике.
Планируемые результаты ВУД
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
Обучающиеся получат первоначальный опыт и знания из истории своего родного края. Приобретут первоначальные знания о природе своего края, культуре, обычаях жителей Ярославской области.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Результатами 2 уровня станёт первоначальная трансляция полученного опыта в области краеведения. Умение создать продукт – выступление или самопрезентацию на классном часе.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
создание среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний, повышает самооценку свих личностных результатов.
На данном уровне происходит взаимодействие со старшими наставниками (родителями, учителями) и умение сорганизовать младших школьников. Получение обучающимися опыта самостоятельной социально-значимой деятельности через организацию акции «Моя малая Родина»» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города. Для учащихся 1-2 классов, организация выставки рисунков – проектов, выхода в начальные классы с инициативой сорганизовать интерактивное мероприятие.
В результате этой деятельности учащиеся смогут ощутить
себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
По окончанию 1 и 2 года занятий планируется достижение первого уровня результатов
Формы достижения результатов
1 класс
Результаты первого уровня Результаты второго уровня Результаты третьего уровня
Познавательные беседы, продуктивная игра, игра-соревнование, творческая мастерская, экскурсии, познавательные беседы с участием специалистов, практикум Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности;
2 класс
Результаты первого уровня Результаты второго уровня Результаты третьего уровня
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, экскурсии, встречи с интересными людьми, опыт, тематические дискуссии, Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности;
3 класс
Результаты первого уровня Результаты второго уровня Результаты третьего уровня
Познавательные беседы, творческая мастерская, классные часы, пешие прогулки по городу, викторины, тематические экскурсии экскурсии, познавательные беседы с участием специалистов, практикум подготовка и проведение тематических мероприятий Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; исследовательские работы и проекты
Основные разделы содержания программы
Содержание курса 1
класс 2
класс 3
класс Перечень универсальных действий обучающихся
1 Вводное занятие 1 ч.
совершенствование познавательных потребностей;
развитие познавательной сферы.
обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;
формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска
2 Город, в котором мы живем Город, в котором мы живем 13 ч. 10 ч. История родного города Прошлое, настоящее и будущее школы 5 ч. Времена года 13 ч. 3
Край, в котором мы живем формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;
формирование и развитие умений экспериментировать
Наш край 7 ч. География Ярославской области 8 ч. Полезные ископаемые нашей области 5 ч. Народ нашего края 2 ч. Мир растений и животных 11 ч. 17 ч. Экология 3 ч. 4 Повторение 1 ч. 3 ч. 2 ч. ИТОГО: 33 ч. 34 ч. 34 ч. Формы проведения занятий: экскурсия, практическая работа, игра, викторина, беседа, просмотр мультфильмов, посещение музея, конкурсы, презентации, посещение библиотеки, праздники
Мониторинг результатов освоения программы:
Диагностика (входная, выходная по замеру уровня интереса к данному направлению внеурочной деятельности).
Итоговый мониторинг –анализ результативности выступлений учащихся на уровне класса и школы.
Участники реализации программы: учащиеся и родители
Эффекты реализации программы: повышение успеваемости, расширение знаний детей об истории, традициях, культуре русского народа, воспитание гражданского самосознания и причастности к своим истокам, уважение к своей нации.
Содержания программы 1 класс
Содержание курса 1
класс Перечень универсальных действий обучающихся
1 Вводное занятие 1 ч. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
объяснять значения слов: Родина, край, область, район;
находить положение города на карте области;
работать с картой города
ориентироваться в городе;
2 Город, в котором мы живем Город, в котором мы живем 13 ч. История родного города Прошлое, настоящее и будущее школы 5 ч. Времена года 13 ч. 3
Край, в котором мы живем Делать предварительный отбор источников информации
объяснять значения слов: Родина, край, область, район;
вести календарь наблюдений за природой;
анализировать жизнь животных в разные времена года;
составлять рассказ о некоторых растениях и животных нашего края
Наш край География Ярославской области Полезные ископаемые нашей области Народ нашего края Мир растений и животных Экология 4 Повторение 1 ч. ИТОГО: 33 ч.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Раздел
курса №
урока Тема урока Форма деятельности дата
Вводное занятие
1 ч. 1 Вводное занятие. Беседа Город, в котором мы живем
13 ч.
2 Ярославская область на карте Родины. Путешествие по карте 3 Положение Рыбинска на карте Ярославской области. Заочная экскурсия 4 История возникновения города. Экскурсия в музей 5 Легенды и сказания. Беседа 6 Герб и флаг города Рыбинск. Беседа 7 Достопримечательности города. Презентация 8 Зоны отдыха. Фильм о городе 9 Любимое место твоей семьи в городе. Выставка фотографий 10 На какой улице находится наша школа и что ты знаешь о ее названии. Экскурсия, школьная библиотека 11 Улицы города. Экскурсия по городу. Экскурсия 12 Люди, которыми гордится наш город. Встреча 13 Транспорт. Экскурсия 14 Средства массовой информации. Беседа 5 ч.
Прошлое, настоящее и будущее школы 15 История школы № 20. Школьный музей 16 Школа и её первые учителя Встреча с учителями 17 Ученики нашей школы. Встреча с учениками 18 Школа в наше время. Экскурсия 19 Мой путь от дома до школы. Практическая работа Времена года
13 ч. 20 Осень пришла. Заочная экскурсия 21 Растения и животные осенью. Труд людей осенью. Презентация 22 Осенний календарь природы. Практическая работа 23 Идет зима. Заочная экскурсия 24 Растения и животные зимой. Труд людей зимой. Презентация 25 Зимний календарь природы. Практическая работа 26 Здравствуй, весна! Заочная экскурсия 27 Растения и животные весной. Труд людей весной. Презентация 28 Весенний календарь природы. Практическая работа 29 Лето наступило. Заочная экскурсия 30 Растения и животные летом. Труд людей летом. Презентация 31 Летний календарь природы. Практическая работа 32 Охрана природы. Конкурс рисунков Повторе-ние 1 ч. 33 Итоговое занятие. Викторина Содержания программы 2 класс
Содержание курса 2
класс Перечень универсальных действий обучающихся
1 Вводное занятие Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) Определять цель деятельности на занятии, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Знать историю развития Рыбинска,
- традиции города
2 Город, в котором мы живем Город, в котором мы живем 10 ч. История родного города Прошлое, настоящее и будущее школы Времена года 3
Край, в котором мы живем - работать с контурной картой;
- составлять брошюры народных примет погоды;
- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;
- составлять рассказы о растениях Кемеровской области; составлять гербарии растений;
- составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей
Наш край География Ярославской области 8 ч. Полезные ископаемые нашей области Народ нашего края 2 ч. Мир растений и животных 11 ч. Экология 4 Повторение 3 ч. ИТОГО: 34ч. Календарно-тематическое планирование 2 класс
Раздел
курса
№
занятия Тема урока Форма деятельности дата
Повторение
1 ч. 1 Вводное занятие. Беседа География Ярославской области
9 ч. 2 Карта Ярославской области. Практическая
работа 3 Рельеф Ярославской области. Презентация Заочная экскурсия 4 Климат и погода. Беседа 5 Народные приметы Беседа 6 Внутренние воды родного края. Работа в группах 7 Реки. Озера. Закрепление. Презентация 8 Забота о чистой воде и воздухе. Конкурс рисунков 9 Ярославская область на карте страны. Презентация Мир растений и животных
11 ч. 10 Самое интересное о природе Ярославской области. Презентация 11 Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Музей 12 Представители древнейших широколиственных лесов на территории Ярославского края. Сообщения детей 13 Зона лесов. Презентация 14 Растения и животные леса. Видеофильм 15 Растения и животные пресных водоемов. Фильм 16 Растения и животные лугов. Заочная экскурсия 17 Растения и животные полей. Заочная экскурсия 18 Растения и животные садов. Заочная экскурсия 19 Зеленая аптека нашего края. Сообщения
обучающихся 20 Охрана животного мира. Конкурс рисунков Современный город
10 ч. 21 История развития Рыбинска. Презентация 22 Население. презентация 23 Здравоохранение. презентация 24 Образование Школьная библиотека 25 Промышленные предприятия. музей 26 Развитие сельского хозяйства в пригороде. Презентация 27 Занятость населения в нашем городе. презентация 28 Профессии в моей семье. Сообщения детей 29 Наши семейные традиции и обычаи. Сообщения детей, сочинение 30 Традиции нашего города. музей Народ нашего края
2 ч. 31 Народ нашего края. Презентация 32 Занятость жителей Ярославской области. музей Повторение
2ч. 33 Викторина «Мы - ярославские». Викторина 34 Итоговое занятие. Олимпиада Содержания программы 3 класс
Содержание курса 3
класс Перечень универсальных действий обучающихся
1 Вводное занятие Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи, ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи
работать с картой области;
составлять рассказ о родном крае;
2 Город, в котором мы живем Город, в котором мы живем История родного города Прошлое, настоящее и будущее школы Времена года 3
Край, в котором мы живем уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться различать полезные ископаемые; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках , о животных области;
составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;
Наш край 7 ч. География Ярославской области Полезные ископаемые нашей области 5 ч. Народ нашего края Мир растений и животных 17 ч. Экология 3 ч. 4 Повторение 2 ч. ИТОГО: 34 ч. Календарно-тематическое планирование 3 класс
Раздел
курса Тема урока Форма/место проведения занятия Повторение
1 ч. 1
Вводное занятие. Беседа Наш край
7 ч. 2 Наш край в древности. Музей 3 Наш край в годы гражданской войны Библиотека 4 Наш край в годы ВОВ Беседа 5 Города Ярославской области Путешествие по карте 6 Города и сельские административные районы Ярославской области. Путешествие по карте 7 Чем удивительна Ярославская область? Презентация 8 Что дает область стране. Беседа Подземные сокровища
5 ч. 9
10 Подземные сокровища. Практическая работа Полезные ископаемые и их исследователи. Презентация, практическая работа 11 Основные свойства полезных ископаемых края. Практическая работа 12 Как добываются и используются полезные ископаемые. Заочная экскурсия 13 Памятники природы Ярославской области. Презентация Мир растений
и
животных
17 ч. 14 Растения в городе. Экскурсия 15 Лес и город. Презентация 16 Зеленые синоптики. Исследователь-ская работа 17 Растения – друзья и враги. Дискуссия 18 Растения хищники. Презентация 19 Мир грибов. Презентация 20 Мир лишайников. Презентация 21 Самые древние травы наших лесов. Музей 22 Красная книга растений Ярославской области. Библиотека 23 Разнообразие животного мира Ярославской области. Сообщения детей 24 Видовой состав рыб Ярославской области. Создание фотоальбома 25 Видовой состав птиц Ярославской области. Создание фотоальбома 26 Видовой состав млекопитающих Ярославской области. Создание фотоальбома 27 Животные в городе и за его окрестностями. Фотоальбом 28 Охрана природы. Создание плакатов 29 Красная книга животных Ярославской области. Библиотека 30 Заповедник области. Заочное путешествие Экология
3 ч. 31
Загрязнение окружающей среды. Создание плакатов 32 Почему природа в опасности. Дискуссия 33 Забота о чистом воздухе, воде, почве. Создание плакатов Повторение 1 ч. 34 Итоговое занятие. Викторина