Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению Дом, в котором я живу!


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Переваленская основная общеобразовательная школа № 1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Принято на педагогическом совете
протокол №_____
от «___»____________2016 «Утверждаю»
Директор МКОУ Переваленской ООШ №1
_____________С.В.Величко
Приказ № от«__»____________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельностью
по социальному направлению
«Дом, в котором я живу!»
_______6_______ класс
на 2016-2017 учебный год
Рубанова Ольга Алексеевна
2016г.
.
1.Планируемые результаты и показатели достижения освоения курса внеурочной деятельности
Уровень результатов первого уровня обучения (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знает историю и географию своего края; понятие краеведение
Уровень результатов второго уровня обучения (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): понимает ценностные отношения школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей Родины.
Уровень результатов третьего уровня обучения  (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): самостоятельно делает интервью, анкетирование, взаимодействует с одноклассниками и взрослыми, посещает культурно-образовательные учреждения, собирает и обрабатывает историко-географическую краеведческую информацию.
Показатели достижения освоения курса внеурочной деятельности определяются через диагностирование, анкетирование, тестирование.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
Личностными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Дом, в котом я живу», являются:
- 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных6 ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу», являются:
- 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
4)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
6) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел I.: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Раздел II: Подгоренский район на карте Родины (5 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Подгоренского района. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика района. Поселок, в котором живем. Понятие поселок. Происхождение названия поселка. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Подгоренского района.
Раздел III.: Моя улица. (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты.
Раздел IV. : Природа нашего района. (12 ч)
Полезные ископаемые Подгоренского района. Речная сеть области, реки. Озера, их происхождение. Климатическая область расположения района. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Лекарственные и комнатные растения. Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны.
Раздел V. Села района (15 ч.)
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством района, предприятиями, их история. Экологические проблемы района и своего края. История образования, промышленность, достопримечательности своего края. История образования, промышленность, достопримечательности пгт.Подгоренский. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие
Раздел VI. Мой край (2 часа). Воронежская область. История создания области.
Раздел VII. Природа родного края (30 часов). Заповедные места области. Растения родного края. Мир насекомых. Виды, места обитания. Обитатели вод. Общие признаки рыб. Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки. Животный мир. Общие понятия. Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством городов Воронежской области, предприятиями, их история.
Раздел VIII. Итоговое занятие (3 часа). Оформление альбома-презентации. Оформление и защита творческих работ. Отчёт о работе
Всего: 70 часов
3.Тематическое планирование
по_____внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу!»_________
Классы__6 _____
Учитель____Рубанова Ольга Алексеевна_____
Количество часов по учебному плану
Всего____70______; в неделю___2 часа____
Планирование составлено на основе_______
1. Даринский, А.В., Краеведение. [Текст]:учебное пособие для преподавателей / А.В. Даринский. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.. 2 Горбова, М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. [Текст]:учебное пособие для преподавателей / М.А. Горбова. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
5.Википедия – свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki 6.Энциклопедии, словари, справочники: http://www.ihtik.lib.ru.
Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности

п/п План
проведФакт
проведТема\раздел Основные виды деятельности Кол – возанятий
Раздел I.
Введение 2
1 1.Краеведение- наука о родном крае. Исследовательская работа в сети Интернет. Подбор материалов и составление иллюстрированного словарика 1
2 2.Природа – наш второй дом Рисование. Работа с Энциклопедическими словарями 1
Раздел II .
Подгоренский район на карте Родины 5
3 3.Россия - Родина моя. Составление иллюстрированного словарика. Выполнение тестовых заданий 1
4 4.Символ России – берёза. Рисование. Оформление выставки рисунков 1
5 5.Пробуждение – частица России. Символика района. Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
6 6.Поселок, в котором живем. Подготовка иллюстративных материалов для компьютерной презентации 1
7 7.Исторические корни нашего района. Легенды и предания. Исследовательская работа в сети Интернет. Подбор материалов и составление иллюстрированного словарика 1
Раздел III:
Моя улица 1
8 8.Экскурсия по улицам поселка Пробуждение. Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник наблюдений. 1
Раздел IV:
Природа нашего района. 12
9 9.Полезные ископаемые Подгоренского района. Просмотр кинофильмов о промышленности и полезных ископаемых Подгоренского района. 1
10 10.Что дает наш край стране. Подготовка компьютерных презентаций.
Экскурсия в краеведческий музей.
1
11 11.Климат. Сезонные изменения погоды. Работа в сети Интернет. Проектирование и изготовление «календаря погоды Подгорного».
1
12 12.Реки и озера. Создание художественной галереи «Озера и реки в искусстве». 1
13 13.Растительный мир родного края Экскурсия лес. Оформление альбома «Родные растения»
1
14 14.Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Экскурсия на учебно-опытный участок станции юных натуралистов 1
15 15.Лекарственные растения нашего края. Экскурсия на учебно-опытный участок станции юных натуралистов 1
16 16.Викторина «Что это за листья?» Дидактическая игра с загадками, рисунками, листьями деревьев и кустарника «С какого дерева лист?» 1
17 17.Правила поведения в лесу, в парковой зоне. Экскурсия лес. Составление памятки поведения в лесу.
1
18 18.Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. Написание экологической сказки 1
19 19.Животный мир родного края Экскурсия в лес. Оформление альбома «Родные животные»
1
20 20.Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Игра-драматизация «Сказка зимнего леса». 1
Раздел V
Села района 15
21 21.Географические названия населенных пунктов нашей местности. Практикумы в библиотеке, работа с документами. 1
22 22.Народные промыслы района Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
23 23.Достопримечательности Подгоренского района. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем 1
24 24. Музеи Подгоренского района. Сбор информации для призентации. Работа в интернете. Экскурсия в краеведческий музей 1
25 25. Географическое расположение. Топонимика родного края. Коллективно-творческая работа с картой г.Кемерово 1
26 26. История возникновения поселка Пробуждение. Практикумы в библиотеке, работа с документами. 1
27 27.Достопримечательности поселка Пробуждение. Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни юных путешественников».
1
28 28.Промышленность Подгоренского района. Конкурс эрудитов. Работа с Энциклопедическими словарями, с подшивками георграфических и технических журналов
1
29 29. Экскурсия в птг. Подгоренский. Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник наблюдений 1
30 30. История создания пгт.ПодгоренскийПрактикумы в библиотеке, работа с документами. 1
31 31. Природа пгт. Подгоренский. Самостоятельная работа в сети Интернет. Ознакомление с компьютерными версиями маршрутов освоения земли Воронежской.
1
32 32. Достопримечательности и промышленность деревень. Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни юных путешественников».
1
33 33. Экскурсия в с.БелогорьеГотовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник наблюдений 1
34 34. Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы. 1
35 35. Оформление и защита творческих работ. Выставка работ, фотографий 1
Раздел VI:
Мой край 2
36 36.Воронежская область. Вводное занятие Просмотр документального фильма о Воронежской области. 1
37 37.История создания области. Практикумы в библиотеке, работа с документами 1
Раздел VII:
ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ 30
38 38.Заповедные места Воронежской области экскурсия 1
39 39.Растения родного края. Экскурсия в природу Прогулка по березовой роще. Сбор гербарных образцов. 1
40 40.Растения родного края. Экскурсия в природу Сбор информации для призентации. Работа в интернете. 1
41 41.Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
42 42.Зелёный мир вокруг нас. Викторина Выполнение индивидуальных заданий в группе 1
43 43.Мир насекомых. Виды, места обитания Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
44 44.«Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых Выполнение индивидуальных заданий в группе 1
45 45.Обитатели вод. Общие признаки рыб Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
46 46.Рыбы, обитающие в реке Дон Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
47 47.Охрана рыбных богатств Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
48 48.Викторина «Золотая рыбка Выполнение индивидуальных заданий в группе 1
49 49.Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
50 50.Птицы нашего края Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
51 51.Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 1
52 52.Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 1
53 53.Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
54 54. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
55 55. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек Сбор информации для призентации. Работа в и нтернете 1
56 56. Игра «Птичий час». Выполнение индивидуальных заданий в группе 1
57 57. Животный мир. Общие понятия Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
58 58. Звери, обитающие на территории нашего района Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
59 59. Охраняемые виды животных родного края Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
60 60. «В мире животных». Викторина Сбор информации для призентации. Работа в интернете 1
61 61. Конкурс рисунков «Природа родного края» Выполнение индивидуальных заданий в группе 1
62 62. Экскурсия в г.ПавловскГотовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 1
63 63. Экскурсия в г.РоссошьГотовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 1
64 64.Экскурсия в г.ВоронежГотовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 1
65 65.Экскурсия в пгт.КаменкаГотовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 1
66 66.Экскурсия г.ОстрогожскГотовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 1
67 67.Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного края» Подготовка к итоговому открытому мероприятию. 1
Раздел VIII.
Итоговое занятие. 3
68 68. Оформление альбома-презентации Творческая работа, оформление альбома 1
69 69.Оформление и защита творческих работ. Выставка работ, фотографий 1
70 70.Отчёт о работе. Проведение открытого мероприятия для учащихся школы “ Мой родной город – Воронеж” 1
ИТОГО: 70
Приложение
Методика «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»
Цель: определить изменения, происшедшие в личности в течение учебного года.
Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы.
Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» ( и тогда поставь рядом с цифрой «+»), а что стало хуже ( поставь знак «-« ):
А) физическая сила и выносливость
Б) умственная работоспособность
В) сила воли
Г) выдержка, терпение и упорство
Д) ум, сообразительность
Е) объем знаний
Ж) память
З) внимание и наблюдательность
И) критичность и доказательность мышления
К) умение всегда видеть цель и стремиться к ней ( целеустремлённость)
Л) умение планировать работу
М) умение организовать свой труд ( организованность)
Н) умение беречь время
О) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки                                  П) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи
Р) чуткость и отзывчивость к людям
С) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других
Т) умение подчинить свои желания интересам дела и коллектива
У) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.
Ф) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе ( способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
   
Методика «Хранилище человеческих качеств»
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.
Ход проведения: методика рассчитана на младший и средний возраст учащихся и проводится в виде игры.
Первый этап проходит в начале учебного года в виде «Обмена».
Детям предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д. ), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные ( грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или даже на свои положительные , которых у них в избытке.
 В конце первого этапа педагог подводит итог «обмен» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.
  Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.
№ п/п Фамилия имя учащегося Положительные
качества Отрицательные качества
1 Иванов Сергей аккуратность Неряшливость
2 …….. вежливость грубость
На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» учащиеся, но и по степени их критичности к себе и друг к другу.
В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств.
В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закрепленные нравственные качества, которые, по их  мнению  приобретены учащимися в группе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые еще сохранились в группе.
В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.
Заполняется таблица.
№ п/п Фамилия и имя учащегося Закрепленные положительные качества Отрицательные качества, которые ещё существуют в объединении
Определение эмоционального отношения ребёнка к внеурочным занятиям
Ребёнку предлагаются цветные карточки (жёлтого, красного, синего, зелёного, фиолетового, коричневого, чёрного, серого цветов) на чистом листе бумаги А4 в произвольном порядке и задаются вопросы:
1. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твоё настроение, когда ты занимаешься на кружке? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.
2. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твоё настроение в школе в тот день, когда будет занятие кружка, другое внеурочное мероприятие? 3. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твоё настроение в школе, когда не бывает внеурочных занятий?
При выборе синего, зелёного, красного, жёлтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение. При выборе чёрного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения. При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошённость, ощущение ненужности. При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.) При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребёнка»