Программа внеурочной деятельности Край в котором я живу
Актуальнсть.
Предлагаемая программа факультативного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Направленность программы- духовно-нравственная.
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Возраст детей: 7 - 9 лет
Условия набора в группу: без ограничений.
Форма и режим занятий:
Реализация программы рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе и 34 учебных часа во 2 классе.
Планируемые результаты
Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
УУД
Формы подведения итогов:
викторины;
конкурсы рисунков.
Учебно-тематический план.
1 класс
№/п
Название темы занятия
Количество часов
теория
практика
Раздел 1. Моя семья.
1
Что такое семья? Вводное занятие.
1
2
Кто я? Где живу?
1
3
Моё имя и фамилия.
1
4
Лента времени моей жизни.
1
5
Мой папа. Моё отчество.
1
6
Моя мама.
1
7
Я - сын. Я – дочь. Каков я?
1
8
Знакомство с профессиями.
Показ детской презентации «Такие разные профессии»
1
9
Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников.
1
10
Любимые занятия моих родителей.
1
11
Моя бабушка. Мой дедушка.
1
12
Моя родословная.
1
13
Конкурс рисунков «Моя семья»
1
14
Обобщение по разделу «Моя семья»
1
Раздел 2. Моя школа.
15
Что такое школа?
1
16
Экскурсия по школе и школьному двору.
1
17
Конкурс рисунков «Я в школе»
1
18
Традиции школы. Законы и заповеди.
1
19
Мой класс. Правила поведения в классе.(ролевая игра)
1
Раздел 3. Мой город.
20
История образования
г. Новопавловска
1
21
Символика города Новопавловска.
1
22
Новопавловск- казачья станица.
1
23
Жилище казака.
1
24
Казачьи семьи.
1
25
Исторические места моего города
1
26
Экскурсия в школьный музей Боевой Славы.
1
27
Ветераны ВОВ в моём городе.
1
28
Экскурсия к памятнику «Освободителям города Новопавловска»
1
29
Город в наши дни.
1
30
Экскурсия в городскую и районную детскую библиотеку.
1
31
Конкурс знатаков «Знай и люби свою малую Родину»
1
32
Проектная работа «Новопавловск- город мой любимый»
1
33
Викторина «Край, в котором я живу»
1
Всего 33 часа:
14
19
Содержание программы
1 год обучения
Методическое обеспечение
Раздел 1. МОЯ СЕМЬЯ
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.
Раздел 2. МОЯ ШКОЛА
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», пр
·осмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.
Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Экспонаты школьного музея;
Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие;
Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.
Раздел 3. МОЙ ГОРОД.
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей , конкурс рисунков «Мой город», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Карта Ставропольского края, иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: фильм к 100-летию села Воздвиженского, «Моя малая родина».
Атласная информационная система «Кировский муниципальный район» Ставрополь – 2007.
Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат - гора 1999.
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.
5. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. - Ставропольское книжное издательство, 1990.
6. Атласная информационная система «Кировский муниципальный район» Ставрополь – 2007.
7. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
8 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
12. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
13. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
14. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
15. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
16. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.
17. Игнатов В.Г. Стратегия национальной политики РФ на Северном Кавказе. - Ростов - на - Дону, 1995.
18. Край наш Ставрополье. Очерки истории. - Ставрополь. Шат-гора, 1999.
19. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края.
20. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «БольшаяРоссийская энциклопедия», 1994.
21. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаёмсвою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
22. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). – В 6 кн. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
23. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
24. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
22. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
по данному спецкурсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980..
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.
Приложение
Календарно- тематическое планирование
1 класс
№/п
Название темы занятия
Коллектив
часов
Дата проведения
Раздел 1. Моя семья.
1
Что такое семья? Вводное занятие.
1
2
Кто я? Где живу?
1
3
Моё имя и фамилия.
1
4
Лента времени моей жизни.
1
5
Мой папа. Моё отчество.
1
6
Моя мама.
1
7
Я - сын. Я – дочь. Каков я?
1
8
Знакомство с профессиями.
Показ детской презентации «Такие разные профессии»
1
9
Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников.
1
10
Любимые занятия моих родителей.
1
11
Моя бабушка. Мой дедушка.
1
12
Моя родословная.
1
13
Конкурс рисунков «Моя семья»
1
14
Обобщение по разделу «Моя семья»
1
Раздел 2. Моя школа.
15
Что такое школа?
1
16
Экскурсия по школе и школьному двору.
1
17
Конкурс рисунков «Я в школе»
1
18
Традиции школы. Законы и заповеди.
1
19
Мой класс. Правила поведения в классе.(ролевая игра)
1
Раздел 3. Мой город.
20
История образования
г. Новопавловска
1
21
Символика города Новопавловска.
1
22
Новопавловск- казачья станица.
1
23
Жилище казака.
1
24
Казачьи семьи.
1
25
Исторические места моего города
1
26
Экскурсия в школьный музей Боевой Славы.
1
27
Ветераны ВОВ в моём городе.
1
28
Экскурсия к памятнику «Освободителям города Новопавловска»
1
29
Город в наши дни.
1
30
Экскурсия в городскую и районную детскую библиотеку.
1
31
Конкурс знатаков «Знай и люби свою малую Родину»
1
32
Проектная работа «Новопавловск- город мой любимый»
1
33
Викторина «Край, в котором я живу»
1
15