Краеведческо — патриотическая программа курса Край, в котором я живу в рамках внеурочной деятельности
Краеведческо-патриотическая программа курса «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Актуальность. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящими в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает фраза М. Пришвина: «...Охранять природу - значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса: формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
знакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности,
стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы:
принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
принцип тематизма;
принцип последовательности;
принцип культуросообразности;
принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы заключается:
в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Отличительная особенность данной программы
состоит в её практической значимости:
в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры;
в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 - 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построен по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут.
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
диалоги, элементы дискуссий;
игры-практикумы;
проблемные ситуации;
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы, викторины;
беседы;
коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
экскурсия; поездка, поход;
практическое занятие, викторина, консультация;
проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
Я и моя семья.
Природа родного края.
Мой поселок.
Край, в котором я живу.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.
Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.
В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности, занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.
Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила” – гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 910 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим».
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
В младшем школьном возрасте происходит рост, стремление детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива мотив избегания неудачи.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в программе «Шаг в будущее»;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Тематическое планирование.
№
Название блоков
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение.
1
1
_
1.
Я и моя семья.
5
14
2.
Природа родного края.
12
36
3.
Мой поселок.
4
2
2
4.
Край, в котором я живу.
4
2
4
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологи-ческого, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
2. Природа родного края
Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийкого края.
3.Мой поселок
Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, познакомить.
История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение поселка, время образования, геральдика. Улицы поселка. Памятники и исторические здания.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Введение.
Край, где я живу.
1 ч.
Цели и задачи курса.
2
Что такое семья?
1 ч.
Понятие «семья».
Викторина.
3
Дружная югорская семья.
1 ч.
Народы, населяющие территорию ХМАО-Югры.
Кроссворд.
4
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
Проект.
1 ч.
Что такое имя?
Разнообразие и значение наших имен.
Сообщение «Происхождение моего имени».
5
Моя фамилия.
1 ч.
Корни фамилии.
Конкурс рисунков «Моя семья».
6
Заключительное занятие по теме «Я и моя семья».
1 ч.
Составление генеалогического древа семьи.
7
Многообразие растительного мира Югры.
1 ч.
Животный и растительный мир Югры.
8
Многообразие растительного мира Югры.
1 ч.
Создание газеты «Животный мир Югры.
9
Сезонные изменения в природе
1 ч.
Путешествие в Югорский зимний лес
Игровая программа «В гостях у зимушки - зимы»
10
Животный и растительный мир Югры.
1 ч.
Игровая программа
11
Красная книга Югры.
Проект.
1 ч.
Животные под охраной закона.
Создание проекта «Красная книга Югры».
12
Травы Югры.
1 ч.
Разнообразие трав.
Создание альбома лекарственных трав.
Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания»
13
Зеленая аптека Югры.
1 ч.
Лекарственные травы.
Проект «Зеленая аптека Югры».
14
Посещение городского краеведческого музея
1 ч.
Сочинение - отчет
15
Начало пути
1 ч.
История школы.
Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа».
16
Поселок Белый Яр.
1 ч.
Основные вехи развития поселка Белый Яр. История появления.
Творческий отчет «Что мы знаем о поселке?»
17
Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны.
1 ч.
Создание «Аллеи славы».
Проект «Ими гордится Югра»
18
Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне.
1 ч.
Сочинение – отчет «Герои живут рядом».
19
Край, в котором я живу.
Проект.
1 ч.
Нефть – черное золото Югры.
Составление проекта.
20
Герб, флаг ХМАО – Югры.
1 ч.
Знакомство с символами ХМАО – Югры.
Кроссворд.
21
«Здравствуй, край мансийский милый» Литературный вечер.
1 ч.
Литературный вечер.
22
Сказки народов Севера – кладец мудрости.
2 ч.
Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры.
Чтение и обсуждение сказок.
23
Загадки народов Севера.
1 ч.
Особенности загадок.
Конкурс знатоков.
24
Пословицы и поговорки народов Югры, как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
Проект.
2 ч.
Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало.
Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры».
25
Фольклорные праздник (Медвежий праздник).
1 ч.
Медвежий праздник. Вороний праздник.
Сюжетно-ролевая игра.
26
Фольклорные праздник (Вороний праздник).
1 ч.
27
Быт ханты и манси.
1 ч.
Основные занятия ханты. Игры.
Кроссворд, ребусы.
28
Одежда народов Севера
Проект.
2 ч.
Как одеваются коренные народы.
Конкурс рисунков.
29
Югорский лес весной.
1 ч.
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
Создание газеты.
30
Что дает нам лес.
1 ч.
Игровая программа.
31
Обобщающий урок.
1 ч.
Игровая программа «Знаток Югры».
Итого: 33 часа
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка; героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов; 3-5 лекарственных растений; ядовитые растения; основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Мой дом – Белый Яр.
1 ч.
Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок – её часть.
Конкурс рисунков к Дню нефтяника «Мой папа - нефтяник».
2
«Край, в котором мы живем».
1 ч.
Географическое расположение, климатические особенности.
Викторина
3
Мир природы «хвойные и лиственные деревья».
1 ч.
Деревья.
Кроссворд
4
«Хозяева тайги».
Проект.
1 ч.
Символы, образы края.
Сообщение «о символике края».
5
Растительный мир округа, поселка Белый Яр.
1 ч.
Особенности растительного мира поселка.
Экскурсия по экологической тропе.
6
Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее.
1 ч.
Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народа ханты.
Составление генеалогического древа семьи
7
Место на карте.
1 ч.
Расположение и значение поселка.
Работа с картой России, ХМАО.-.Югра (местоположение округа, поселка).
8
Дата поселка.
Проект.
1 ч.
Важные даты в истории развития поселка.
Составление календаря знаменательных событий.
9
Иллюстрация гербов городов округа.
1 ч.
Гербы и символы.
Изготовление с детьми и родителями гербов городов ХМАО-Югры.
10
«Символика поселка».
1 ч.
Символы поселка.
Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего поселка?»
11
Социальный мир поселка.
1 ч.
Жители поселка.
Игра «Поиграем в экономику».
12
Люди различных национальностей нашего поселка.
1 ч.
Жители поселка.
Выставка «национальный костюм».
13
Лица поселка.
1 ч.
Люди, оказавшие большое значение для поселка.
Встреча с людьми – первооткрывателями п. Белый Яр.
14
«Все профессии важны, все профессии нужны».
Проект.
1 ч.
Профессии жителей поселка.
Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны».
15
Природный мир «Нефть – богатство края».
1 ч.
Значение открытия нефти для жизни поселк.
Викторина.
16
Искусство в поселке.
1 ч.
Развитие традиций искусства в посёлке.
Встреча с людьми искусства.
17
Что читают белоярцы?!
1 ч.
Белоярская поселковая библиотека.
Экскурсия в библиотеку.
Начало проекта «Я и мой поселок»
18
«Конкурс знатоков родного края».
1 ч.
История, важные даты и вехи поселка.
Игра.
19
Имя в истории.
Проект.
1 ч.
История появления названий улиц.
Кроссворд.
20
1 ч.
Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом».
21
«Я и мой поселок».
1ч.
Защита ученических проектов.
Проект «Каким я вижу поселок?».
22
1 ч.
23
Как это было
1 ч.
Белый Яр в годы войны.
Сочинение «Мой прадедушка герой».
24
Мы – помним!
1 ч.
История появления памятника погибшим.
Экскурсия к мемориалу «Павшим в годы ВОВ».
25
Начало пути
1 ч.
История образования на Белом Яру.
Создание газеты о школе.
26
Школьная жизнь.
1ч .
Традиции нашей школы.
Экскурсия.
27
Я – ученик моей школы.
Проект.
1 ч.
Достижения школы, значение её в жизни учащихся.
Личное портфолио.
28
Природа Белого Яра весной.
1 ч.
Погодные условия.
Календарь погоды поселка.
29
«Лекарственные растения нашего поселка».
2ч.
Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего поселка.
Оформление пособия «Лекарственные растения нашего поселка».
30
31
Поселок в любое время года.
1 ч.
Природа поселка во все времена года.
Создание буклета.
32
Мой поселок.
1 ч.
Конкурс рисунков «Мой поселок родной».
33
«Знай и люби вою малую Родину»
1 ч.
Итоговое занятие по всем разделам.
Конкурс знатоков.
+ 1 ч. резервного времени Итого: 34ч.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
Краткие сведения об истории поселка, округа;
Основные традиции школы;
Различать символику Белого Яра;
Название близлежащих улиц;
Стихи, произведения искусства местных поэтов, писателей.
Уметь:
Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
Правила безопасности в природе и на улицах поселка;
Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Сургутский район.
1 ч.
История создания района.
2
Точка на карте.
1 ч.
Месторасположение на карте ХМАО – Югра, Сургутского района.
Работа с картой.
3
Вехи истории.
Проект.
1 ч.
Основные даты развития Сургутского района.
Газета «Дата – событие».
4
Символика Сургутского района.
1 ч.
Основные символы и гербы поселений Сургутского района.
Создание герба района.
5
Климат.
1 ч.
Климатические условия Сургутского района.
Создание календаря наблюдений за погодой.
6
Экскурсия в природу.
2 ч.
Растительный мир Сургутского района.
Составление альманаха «Знаменитые растения Сургутского района».
7
8
Звери, обитающие на территории нашего района.
2 ч.
Животный мир района.
Кроссворд.
9
Викторина.
10
Рыбное богатство
нашего края.
2 ч.
Охрана рыбных богатств.
Создание газеты «Рыбное разнообразие Сургутского района».
11
12
Охраняемые виды живого.
1 ч.
Растения, животные Сургутского района, занесенные в Красную книгу.
Составление отчета.
13
Заповедные места.
1 ч.
Малая Сосьва и Юганский заповедник.
Кроссворд.
14
Национальное разнообразие.
1 ч.
Многообразие национальностей, проживающих на территории Сургутского района.
Викторина.
15
Коренные народы Сургутского района.
Проект
1 ч.
Быт коренных народов на территории Сургутского района.
Сообщения учащихся.
16
Нефть – наше богатство.
1 ч.
Значение открытия нефти для развития района.
Викторина.
17
Все профессии жителей района.
1 ч.
Профессии работников Сургутского района.
Сочинение «Кем работают мои родители?»
18
Предприятия района.
2 ч.
Основные предприятия Сургутского района.
Конкурс рисунков.
19
20
Что дает наш район округу?
1 ч.
Значение Сургутского района
Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району»
21
Богатство талантов
1ч.
Писатели, художники родного района
Конкурс
22
Они создали историю
2 ч.
Вклад различных людей в историю района
Встреча со знаменитыми людьми района
23
24
«Эхо войны»
1 ч.
Сургутский район в годы войны
Создание газеты «Аллея славы»
25
Памятники Сургутского района
1 ч.
Основные памятники Сургутского района, павшим воинам
Посещение мемориала
26
Начало пути
1 .
История появления образования на территории Сургутского района
Буклет школы «Школы Сургутского района»
27
Святые места
Проект
2 ч.
История появления святых мест на территории района
Создание макета.
28
29
Сургутский район весной
1 ч.
Экскурсия по тропе природы
30
Памятные места Сургутского района
1 ч.
Памятники, административные места, хранящие историю Сургутского района
Календарь памятных мест
31
Мой дом в Сургутском районе
1 ч.
Составление карты поселок на территории Сургутского района
32
Обобщение
1 ч.
Конкурс знатоков Сургутского района
33
+ 2 ч. Резерв.
Итого: 34 часа
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
Краткие сведения об истории района;
Различать символику Сургутского района;
Основные социальные объекты и достопримечательности;
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
Выказывать точку зрения, умение слушать других;
Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 4 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Мой дом - Югра
1 ч.
Расположение Югры, описание
Нахождение на карте России округа
2
Мой адрес -Сибирь
1 ч.
Значение округа для страны
Сочинение « Каким я вижу наш округ в будущем»
3
Облик родной земли
2 ч.
Описание родного края в различных произведениях
Собрание самых красочных произведений о крае.
4
Творческий отчет
5
Река Обь – многогранная и незабываемая
1 ч.
Река Обь. Протяженность основные притоки.
Конкурс рисунков
6
Река кормилица.
Проект
2 ч.
Основное «население» Оби
Составление буклеты
7
8
Приглашаем в путешествие по реке
1 ч.
Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды
Сочинение «Матушка – Обе»
9
Мой дом на карте России
1 ч.
История заселения Югры
Сообщения о первооткрывателях
10
Приключение двуглавого орла
1 ч.
История появления государственного герба
Конкурс рисунков
11
Символ родной земли
1 ч.
Гимн и флаг
12
Геральдика Югры
1 ч.
Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления
Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?»
13
« В некотором царстве в некотором государстве».
Проект
3 ч.
Странные герои веселых хантыйских сказок. Умные сказки. Небылицы
Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам.
Составление книжки собственных сказок.
14
15
16
Народная мудрость Югорого края
2 ч.
Быт и традиции. Основные занятия.
Творческая работа по созданию орудия быта
17
18
Пословицы и поговорки народов ханты
1 ч.
Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами
Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.
19
Загадки народов Югры
1 ч.
Загадки коренных народов
Конкурс на самую лучшую загадку.
20
Фольклорные праздник (Медвежий праздник)
2 ч.
Медвежий праздник
Сюжетно – ролевые игры.
21
Фольклорные праздник (Вороний праздник)
Вороний праздник
22
Игры народов ханты и манси.
Проект
2 ч.
Разнообразие хантыйских игр
Составление игр для других классов
23
Конкурс на считалку для проведения игры
24
Югорский лес весной
1 ч.
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
Создание газеты
25
Многообразие растительного мира Югры.
1 ч.
Животный и растительный мир Югры.
26
Многообразие животного мира Югры
1 ч.
Создание газеты «Живой мир Югры
27
Животный и растительный мир Югры
1 ч.
Игровая программа
28
Красная книга Югры
Проект.
1 ч.
Животные, под охраной закона.
Создание газеты «Красная книга Югры»
29
Мой дом.
1 ч.
История малой Родины
сочинение
30
Моя Семья
1 ч.
Генеалогическое древо семьи
31
Обобщение
1 ч.
Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов.
32
+ 2 ч. Резерв
Итого: 33 ч.
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
Общие сведения об истории поселка, района, округа;
Различать символику Сургутского района, ХМАО - Югра;
Основные социальные объекты и достопримечательности;
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
Выказывать точку зрения, умение слушать других;
Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
№
Вид
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма подведения итогов
1.
Входящий
Проверка начальных знаний о родном крае, городе.
Беседа
2.
Текущий
Усвоение темы «Я и моя семья»
Устный рассказ, рисунок
3.
Текущий
Усвоение темы «Природа родного края»
Иллюстрированный тест
«Природа родного края»
4.
текущий
Усвоение тем: «Мой поселок», «Край, в котором я живу»
Проект
5.
Итоговый
Усвоение программы за год
Итоговый тест
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края» ( выдача дипломов, грамот).
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби : История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург : Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр ; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург : Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов ; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург : Пакрус, 2005.
8. Югория : энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа : в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург : Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней : учебник для старших классов
2.Мы - дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург : Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра! : [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин ; фот.: А. Щукин [и др.] ; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва : MV, 2000.