Программа внеурочной деятельности Край, в котором я живу
Программа внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Край, в котором я живу»
Для детей 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель:
Гречанова Г.А.
Благодарный, 2015-2016 уч.г.
Программа
« Край, в котором я живу» - 34 часа (1 час в неделю)
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель кружка: Гречанова Г.А.
2015-2016 уч. г.
Пояснительная записка
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к «Малой Родине», России, к родным корням. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа это и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия. Как развить интерес детей к судьбе своей «Малой Родины», формировать нравственную позицию к родному краю?
Согласно психологам Л.С. Выготскому и О.Ю. Ермолаеву именно в возрасте 8-10 лет мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка. Развитие словесно – логического, рассуждающего мышления, происходящие в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения, дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Память, как и все психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребёнка постоянно приобретает черты произвольности, становясь, сознательно регулируемой и опосредованной.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что с одной стороны, как никогда раньше, осознаётся единство всего человечества. С другой стороны, всеобщая стандартизация, потребительский характер современной цивилизации ставят вопрос об изучении края, в котором ты живёшь его культуры, истории, природы.
Курс «Край, в котором я живу» носит интегрированный характер, в центре изучения - проблема взаимодействия человека и природы с древности до наших дней. Данный курс интегрируется с уроками окружающего мира, внеклассной деятельностью класса .Введение курса в учебный процесс обусловлено тем, что с точки зрения программы духовно нравственного развития и воспитания общеобразовательного учреждения (ОУ), созданной на основе требований ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. М., «Просвещение», 2010), одна из задач заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы, понимающий и любящий свою «Малую Родину».
Программа курса «Край, в котором я живу» согласуется с Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) ОУ.
Основной смысл краеведческого воспитания - конкурентная практическая деятельность. Объектом этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности.
В программе факультатива «Край, в котором я живу» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции, патриотических чувств по отношению к родному краю:
Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желание учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Положительные эмоции активизируют учебно–познавательную деятельность и облегчают процесс познания.
Изучение родного края способствует активизации учебно – познавательной деятельности детей, что ведёт к развитию познавательных способностей каждого ребёнка.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащиеся накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная его часть. В то же время, краеведение плодоносное поле для самостоятельных учебно – исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности. Выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.
Содержание и построение курса обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.
Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочниками и учебными пособиями, картами, фото – иллюстрациями, художественной литературой, электронными энциклопедиями, сайтами.
Цель программы : воспитание экологической культуры, патриотизма, развитие способностей каждого ребёнка, через формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде родного края.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
формировать у учащихся начальные представлений о природе, истории и культуре родного края;
формирование коммуникативных компетенций младших школьников при организации работы с разными источниками информации и использовании форм обучения предусматривающих межличностное общение;
воспитывать чувство гордости за свою «Малую Родину» как часть великой России, любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, родителям, близким;
развитие у младших школьников эмоционально – чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;
создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
приобретение и расширение личного опыта в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическая значимость программы заключается:
в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И. Фельдштейн и др.).
Отличительные особенности программы в рамках первого периода дети получают знания о:
природных сообществах;
правилах поведения в природной среде;
причинах создания охраняемых территорий;
причинах исчезновения некоторых растений и животных;
о географическом положении края.
В рамках второго периода:
об основных достопримечательностях города, Края;
о коренных народах края, о их ремёслах;
факторах экологического риска.
Переход с одного этапа на другой осуществляется с учётом личности ребёнка.
Курс «Край, в котором мы живём» способствует:
формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому и настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов.
Курс адресован для 3-4 классов (8-10 лет).
Режим занятий: продолжительность курса всего 68 часов, 3 кл. – 34 часа, 4 кл. – 34 часа (1 час в неделю) 1 занятие в неделю. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут.
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных),позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения курса является:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин района, чувства сопричастности и гордости за свой край.
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других людей.
вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
Прогнозируемые результаты :4 класс
Учащиеся должны знать:
основные достопримечательности своего края;
распространенные в Ставрополье современные профессии и ремёсла коренных народов края;
значение прогнозирования погоды для деятельности человека.
Уметь характеризовать:
последствия воздействия человека на природу ;значение растений и животных Ставропольского края в природе и жизни человека;
факторы экологического риска в окружающей среде;
основные меры охраны родного края.
Уметь применять знания на практике:
устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;
ухаживать за растениями в классе;
проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;
Уметь различать по существенным признакам:
природные явления Ставропольского края;
водоёмы характерные для Ставрополья;
деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения Ставрополья .Уметь:
работать по плану, читать и заполнять таблицу;
пользоваться энциклопедиями, словарями;
оценивать поведение других в природоведческой среде.
В результате полученных знаний и умений у детей развиваются такие качества как отзывчивости, наблюдательности; укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота.
Способы учёта проверки результативности:
тесты;
выставки;
соревнования;
конкурсы;
учебно-исследовательские конференции;
участие в школьных, районных краеведческих конференциях.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
№ Вид Какие знания, умения, навыки контролируются Форма подведения итогов
1. Входящий Проверка начальных знаний о родном крае, городе. Беседа
2. Текущий Усвоение темы «Природа родного края» Иллюстрированный тест
«Природа родного края»
3. Текущий Усвоение тем: «Мой город», «Край, в котором я живу» Проект
4. Итоговый Усвоение программы за год Итоговый тест
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края».
(выдача дипломов, грамот)
Тематический план 4 класс
Тема Кол-во часов ПрактическихТеоретическихДата
1Экскурсия: лес, ярусы леса. 1 1 - 2 .Кто в зоопарке живёт? 1 1 - 3 Источник света и тепла. 1 - 1 4 Земли заповедной краса. 1 - 1 5 По заповедным тропинкам. 1 1 - 6 Барометры природы. 1 - 1 7Кто где живёт. 1 - 1 8.Край , в котором мы живём. 1 - 1 9 Город Благодарный 1 1 - 10 -12 Города Ставропольского края. 3 2 1 13-15 Народы, традиции, обычаи, культура. 3 2 1 16 Предприятия, культурные и образовательные учреждения города. 1 - 1 17 Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах. 1 1 - 18 Какой вред приносит автомобиль. 1 - 1 19 Что такое дым? 1 - 1 20 Пожар – враг лесов .1 1 - 21Путешественники без «виз» 1 1 22Будь добр охотник. 1 - 1 23 Что будет, если... 1 1 - 24 В недрах земли Ставропольской 1 1 - 25-26 Экология и здоровье. 2 - 2 27Герои Ставрополья .1 1 - 28 Вспомним наших солдат. 1 - 1 29Экологическая катастрофа 1 - 1 30 Борьба с оврагами .1 - 1 31 «Моя семья» 1 1 - 32 Просьба о помощи. 1 - 1 33 «Зелёная аптека» может закрыться? 1 1 - 34 Итоги работы. 1 - 1 итого 34 16 18 Тема Содержание Приёмы и методы Материалы и оборудование Форма проведения и подведения итогов Характеристика деятельности учащихся
1Экскурсия: лес, ярусы леса. Лес, ярусы леса. Беседа. Экскурсия Проводить самостоятельно групповые, индивидуальные наблюдения
Собирать материал о родном крае, обмениваться сведениями, полученными из разных источников информации
Рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях родного края
Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, окружающим людям
Анализировать примеры использования человеком богатств природы родного края
Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения человека к окружающей среде (на основе краеведческого материала)
Участвовать в практической, групповой работе
Оформлять сообщения, рефераты, проекты
2Кто в зоопарке живёт? Экскурсия в зоопарк(заочная) Рассказ. 3 Источник света и тепла. Роль тепла в жизни растений. Объяснительно-иллюстративный, показ. эксперимент 4 Земли заповедной краса. Беседа, частично-поисковый. Книга «Они живут только в заповеднике». Занятие. 5 По заповедным тропинкам. Игра- путешествие «Урок-праздник». 6 Барометры природы. Народные приметы. Проблемное изложение, беседа. Энциклопедия. Занятие. 7 Кто где живёт. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания. Беседа, исследовательский. Иллюстративный материал. Занятие. 8 Край, в котором мы живём. Моя маленькая Родина, географическое положение, удивительные люди Ставрополья беседа Иллюстрации, фильмы, карта конференция 9 Город Благодарный Столица Ставропольского края, происхождение названия города. рассказ Обзорная экскурсия по городу 10-12 Города Ставропольского края Исторические места Ставропольского края, удивительные люди Ставрополья рассказ фильм занятие 13-15 Народы, традиции, культура Коренные народности, населяющие Ставропольский край. Многонациональный характер культуры ставропольцевРассказ, объяснительно-иллюстративный. Методическая литература. Занятие. 16 Предприятия, культурные и образовательные учреждения города. Основные достопримечательности своего населённого пункта. Беседа, проблемное изложение. Иллюстрации, книги. Круглый стол
17 Общественный транспорт. Правила поведения в транспорте и на дорогах. Практическое занятие. 18 Какой вред приносит автомобиль. Какой вред приносит автомобиль. Практическое занятие. 19. Что такое дым? Влияние дыма на здоровье человека. Беседа. Таблицы. Занятие. 20. Пожар-враг лесов. Борьба с огнём. Работа с литературой. Экологический практикум. Рефераты. 21. Путешественники без «виз» История консервной банки. Вторичная переработка. проект Круглый стол 22 Будь добр охотник. Законодательные акты по охране природы. Уголовный кодекс РФ. (глава 26 «Экологические преступления») Беседа, проблемное изложение. Уголовный кодекс РФ. Экологическая игра 23. Что будет, если... Экологические прогнозы. Викторина, анкетирование. Тесты. Практическое занятие. 24. В недрах земли ставропольской Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. исследование Набор полезных ископаемых
фотографии Практикум 25-26 Экология и здоровье. Будем беречь здоровье. Влияние загрязнения на здоровье человека (показ, органы дыхания, пищеварения). Исследовательский, игровой проект. Рисунки, схемы, материалы местной печати. Занятие. 27 Герои Ставрополья Посещение школьного музея. 28 Вспомним наших солдат. Участники ВОВ, помощь города в военное время Рассказ. Фильмы, иллюстрации. Экскурсия на Мемориал 29Экологическая катастрофа Экологические бедствия. Вред заводов, очистных сооружений, свалок на экологию. Проблемное изложение. Фильм, иллюстрации Круглый стол 30 Борьба с оврагами. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами. Рассказ. Муляжи. Таблицы. Альбомы Занятие. 31 Моя семья. Узнать о своей родословной. Метод проектовПроект «Моя родословная» 32 Просьба о помощи. Способы экономии воды. Использование воды человеком. Загрязнение воды. Частично-поисковый. Т.С.О. Фильм «Вода и её использование». Занятие. 33«Зелёная аптека» может закрыться? Узнай и сохрани растения, заготовка лекарственных растений в нашем крае Работа в парах, метод удивления. КВН 34 итоги работы. Всё чуму мы научились..игра Интерактивная доска Деловая игра Литература:
1. Бахметьева Е.А. Краткий словарь этнографических терминов и понятий.
2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007
3.Воронцов,А.Б., Заславский, В.М. Проектные задачи в начальной школе.
М.: Просвещение, 2011.
4.Граубин Г. Стихи для детей. 2003.
5. Красная книга Ставропольского края
6.Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение.
7.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», 2008
8.Симаненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Издательский центр «Вентана - Проф», 2006.
9.Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. Под ред. Володина В.А. – М.: Аванта