Образовательный предметный модуль по математике для обучающихся 6-х классов «Путешествие по Югре с математикой».
Образовательный предметный модуль по математике
для обучающихся 6-х классов «Путешествие по Югре с математикой».
Повседневная жизнь определила актуальность составления программы дополнительного образования «Путешествие по Югре с математикой». Экономические изменения в России последнего десятилетия вывели Ханты-Мансийский округ в группу лидеров по многим экономическим показателям. В результате сегодня наш округ занимает одно из ведущих мест на политической карте страны, что делает наш регион привлекательным для жизни в нем подрастающего поколения. Современные учебники содержат недостаточное количество заданий прикладного характера, тем более задачи, связанные с реалиями жизни округа отсутствуют вообще. В связи с этим в предлагаемом курсе учащиеся имеют прекрасную возможность совершенствовать вычислительные навыки, полученные на основных занятиях, посредством решения задач, основанных на реальных фактах и информации из жизни округа, в котором они живут. Благодаря этому, повышается мотивация изучения математики как науки, так как ученик видит практическое применение теоретических знаний. Таким образом, значение данной программы состоит в том, что она не только обеспечивает совершенствование арифметических умений, а обеспечивает образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития. Сама по себе идея изучения материалов регионального компонента на уроках математики, которая лежит в основе создания данного элективного курса, не нова, новизну данной программы определяет деятельностный характер процесса освоения содержания. Воспитательный аспект является основополагающим при отборе содержательного компонента программы и выборе тем, цель которых создать условия для социализации личности ребенка и осознания своей значимости для родного края.
Информационный блок.
Данная программа рассчитана на 8 часов, из которых 3 часа отводится на практические занятия и занятия в компьютерном классе.
Цель программы:
Совершенствование математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и практически значимых для понимания современных событий, происходящих в родном крае.
Основные задачи:
расширить базу математических знаний, достаточную для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету и повысить мотивацию через осознание прикладной значимости математики;
выявить и развить математические и творческие способности учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета
воспитание уважения и любви к родному краю.
Межпредметные и межкурсовые связи:
При изучении данной программы межкурсовые связи осуществляются через расширение области применения знаний, полученных в ходе изучения темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» в курсе математики 6-го класса.
Межпредметные связи предполагают активное использование сведений, полученных на уроках природоведения. Содержательный компонент заданий основан на материалах курса «География ХМАО». Навыки работы с компьютером предполагают применение умений, полученных на уроках информатики и ИКТ.
Необходимо отметить, что в процессе изучения курса формируются и развиваются следующие компетенции:
Общекультурные компетенции.
Информационные компетенции.
Социально-трудовые компетенции.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения данного курса ученик должен:
знать/понимать:
как используются правила математических действий; примеры их применения для решения математических и практических задач.
уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание чисел с разными знаками;
создавать текстовые задачи;
выполнять сравнительную характеристику табличных данных;
анализировать диаграммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
при решении несложных практических расчетных задач на вычисление температурного режима родного края,
использование справочной литературы для расширения знаний о истории математических явлений
совершенствование вычислительных навыков, в том числе с использованием калькулятора, компьютера;
в устной прикидке и оценке результатов вычислений
при анализе данных СМИ для определения ценообразоующей политики в городе.
Развитие общеучебных умений и навыков:
оценивать качество своей работы и товарища;
уметь работать самостоятельно, в паре, в группе;
подбирать дополнительный материал по теме;
уметь работать с тестовыми заданиями на компьютере
уметь работать с географическими картами.
Методический блок.
Курс математики 6 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Данный тематический блок дополнительного образования представляет особое значение, так как при формировании обучению счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной. Также навыки, полученные при изучении данного курса, имеют большую практическую значимость в реальной жизни. Серьёзное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполненных действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Закладываются основы для анализа повседневных событий посредством математических действий сложения и вычитания.
Курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Отличие данного тематического блока состоит в том, что при составлении заданий для отработки умений и формирования вычислительный навыков используется краеведческий материал и реалии современной жизни. Таким образом, предложенный блок носит прикладной характер.
Включение в данный тематический блок элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Курс предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действия. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
В основе механизма реализации программы лежит идея личностно-ориентированного обучения. Для реализации задач курса используются следующие технологии:
личностно-ориентированного обучения,
деятельностного и компетентностного подходов.
На занятиях организуется познание окружающего мира посредством актуализации мышления в определенном культурном поле, а задания используются для анализа повседневных явлений. Компенсаторная функция используемых личностно-ориентированных технологий проявляется
в решении задач по восполнению недостатков образования, полученного на уроках, в индивидуальной ликвидации пробелов дома, изучая самостоятельно пропущенный материал, изложенный в предлагаемых презентациях;
в реализации задач воспитания и социализации на каждом занятии через подбор соответствующих заданий.
Программа позволяет использовать арсенал современных методов и традиционных форм организации обучения.
Методы и приемы обучения:
объяснительно-иллюстративный метод обучения;
самостоятельная работа;
элементы программированного метода обучения с использованием компьютера.
Наряду с традиционными методами, особое значение имеет последний, суть которого заключается в том, что обучение ведёт не только учитель, а процесс отработки навыков осуществляется посредством компьютерных программ и заданий. Причины выбора этого метода для изучения данного тематического блока состоят в следующем:
компьютер как средство обучения обладает способностью «откликнуться» на действия ученика и учителя, «вступать с ними в диалог»;
обучение с использованием компьютера несёт в себе огромный мотивационный материал, а мотивация имеет большое значение в обучении математике;
при использовании компьютера на занятиях появляется возможность организовать отработку навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел в индивидуальном темпе, эффективно организовывать контроль;
не секрет, что компьютер гарантирует конфиденциальность: ученик знает, какие ошибки он делает, у него нет страха, что кто-то узнает о его неудачах, и он получит неудовлетворительную оценку;
компьютер моментально реагирует на введённую информацию, то есть обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе, так как существует постоянная и прямая реакция на ответы учеников в ходе выполнения заданий.
Таким образом, программированный метод обучения с использованием компьютера позволяет ученику самому определить темп работы, тем самым обеспечивая принцип индивидуального обучения. Благодаря этому создаются условия для успешной познавательной деятельности в процессе обучения.
Следует отметить, что компьютер как средство обучения является лишь одним из равноправных компонентов дидактический системы наряду с другими методами, используемыми при изучении данного тематического блока.
На разных этапах урока обязательно используются элементы самостоятельной работы, под которой я понимаю не просто выполнение заданий по алгоритму, а также такой вид учебной деятельности, при котором ученик с определенной долей самостоятельности, а при необходимости, при руководстве учителя, выполняет различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции. Я убеждена, что считать работу ученика можно самостоятельной только тогда, когда ученик сам применяет свой опыт и знания для установления каких-то новых фактов и явлений, сам отыскивает неизвестные ему или определяет новые способы решения. То есть, другими словами, говорить о самостоятельной работе можно тогда, когда самостоятельная познавательная деятельность приводит ученика к новым для него результатам.
Например,
отдельным ученикам, проявляющим повышенный интерес к изучению математики в качестве домашнего задания предлагается подготовка сообщений ;
на этапе систематизации знаний учащиеся самостоятельно выполняют задания в парах по анализу добычи нефти и газа на месторождениях за неделю;
подготовка наглядно- илюстративных пособий самостоятельно или при помощи одноклассников;
при подготовке домашнего задания по анализу цен в различных торговых точках города.
Используемые приёмы и методы предоставляют учащемуся определённую свободу при выборе приёмов обучения и режимов работы.
На занятиях используются все традиционные формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
групповая;
парная;
индивидуальная.
Основная организационная форма – это групповое и парное взаимодействие, которая решает актуальную задачу социализации личности ребёнка. Использование знакомых режимов работы «ученик - учитель», «ученик - ученик», «ученик - класс» или «ученик - компьютер» обусловлено целесообразностью создания для учащихся знакомого образовательного пространства, что облегчает учащимся процесс усвоения нового материала и не отвлекает внимание и эмоциональные силы на освоение новых режимов работы.
По своему характеру, данная программа принадлежит к категории «синтетических программ», так как
она ориентирована на продукт обучения и опираются на основные компетенции;
она предполагает, что обучающийся должен уметь осуществлять синтез математических понятий в реальной ситуации.
Характер программы определяет технологию управления учением, т.е. последовательность заданий логически выстроено. Поэтому в ходе обучения на первых занятиях для решения предлагаются задачи, основанные на простых и часто употребляемых понятиях (температурный режим, часовые пояса), а затем – более трудные и менее частотные (показатели добычи нефти и газа). Основа программы – это её тематическое содержание, то есть темы, которые должны быть усвоены учащимися, в рамках которых активизируются вычислительные навыки работы с положительными и отрицательными числами, что и определяет этапы работы.
Учебно-тематическое планирование образовательного модуля программы курса по выбору «Путешествие по Югре с математикой».
№
Тема
Кол-во часов
В том числе на:
Уроки
Практические занятия в компьютерном классе
Контрольные работы
Экскурсии
1
Знакомство с курсом«Путешествие по Югре с математикой».
1
1
2
«Югра на карте России». Сложение и вычитание чисел с помощью координатной прямой.
1
1
3
История округа.
Сложение отрицательных чисел.
2
2
4
Животный и растительный мир округа. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
1
1
1
5
«Плюсы» и «минусы» в экономике семьи, города, округа. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
2
1,5
0,5
6
Контрольное занятие по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
1
1
1
Содержание программы.
В ходе изучения данного курса происходит дальнейшее развитие математических знаний и умений за счет расширения информации регионального характера.
В данном разделе информационного блока представлены тематические аспекты, раскрывающие содержание данного курса и его отличие от основного курса математики.
Тематическое содержание программы:
Часовые пояса.
Наш округ на карте России.
Сведения из истории округа.
Животный и растительный мир ХМАО - Югра.
Изменение температуры воздуха в Родном городе.
Градообразующие предприятия города.
Ценообразующая политика в городе.
Предметное содержание программы
Сложение чисел с помощью координатной прямой, значение выражения: «к числу а прибавить число в», сложение на координатной прямой перемещением на заданное число единиц, сумма двух противоположных чисел, свойство нуля, сложение отрицательных чисел, перемещение точки влево, вправо, запись суммы отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками, сравнение модулей, отрицательные числа в микрокалькуляторе, вычитание, правило вычитания чисел, разность положительных чисел, свойство нуля при вычитании, нахождение длины отрезка на координатной прямой, правый и левый концы отрезка, равносильный переход от вычитания к сложению.
Темы практических занятий, контроль
№
Тема.
Кол-во часов
Вид занятия
1
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
2
Практическое занятие в компьютерном классе.
2
Контрольное занятие по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
1
Контрольное тестировани
Контролирующий блок.
Этап контроля включает в себя систематический сбор информации о качестве и эффективности используемых учебных материалов и обучающих приёмов, об их соответствии поставленным задачам обучения в ходе реализации данной программы. Контроль подразумевает постоянную оценку и не исключает последующую корректировку всех компонентов учебного процесса: целей и задач, содержания, материалов и приёмов. Так как данный курс носит элективный характер, контроль носит мотивационно-стимулирующую и корригирующую функции.
Формы организации познавательной деятельности, используемые при реализации данной программы, предполагают кроме традиционных использование активных форм контроля, причём предпочтение отдаётся самоконтролю и взаимоконтролю. Они позволяют с одной стороны, организовывать контроль знаний умений и навыков, а с другой стороны - находить возможности развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, т.е. реализовать личностно-ориентированное обучение посредством дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Осуществление контроля в рамках личностно-ориентированного обучения позволяет:
проверять усвоение материала, опираясь на реальные достижения учащихся;
побуждать к разным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
рассматривать неудачи как переход на более высокий уровень;
акцентировать внимание на характере деятельности каждого ученика или особенности его личности;
предупреждать состояние тревожности, устранять перенапряжения уровня притязаний;
возможность решать более трудные задачи.
В зависимости от своих дидактических задач используются различные виды контроля на разных этапах обучения:
- предварительный - в форме устного собеседования с целью получения сведений об исходном уровне знаний и умений и для более успешного корректирования используемых приёмов и стиля руководства учебным процессом;
- периодический - в форме контроля качества выполнения домашних творческих заданий, так как он позволяет определить уровень усвоения учебного материала на разных этапах;
- текущий – основной вид контроля, проводится в форме компьютерного тестирования, в ходе которого ученик узнаёт какие ошибки он делает, при этом у него не возникает чувства страха, что кто-то узнает о его ошибках, и он получит неудовлетворительную оценку (урок 6, материалы тренажёра диска УМК);
- итоговый – в форме самостоятельной работы с использованием ИКТ, так как только он позволяет осуществить эффективность введения данного курса (Занятие № 8). В качестве заданий используются электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС), скаченные с сайта Федерального центра информационно - образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Выбор форм и приёмов контроля обусловлен их адекватностью задачам программы дополнительного образования. План-конспект № 1
Тема занятия: Знакомство с курсом
«Путешествие по Югре с математикой».
Цели занятия
Закрепление умений складывать положительные и отрицательные числа.
Развитие любознательности и познавательного интереса.
Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать при работе в группе.
Развитие умения находить необходимую информацию с помощью различных источников.
Воспитание целостного представления о мире.
Расширение кругозора.
Ход занятия
Актуализация знаний.
Занятие начинается с разыгрывания сценки учащимися «Незнайка в Югорском городе».
Незнайка, Знайка и Югорка заходят в класс, у Незнайки начинает звонить сотовый телефон. Он отвечает, включая режим громкой связи. Звонит друг Черноморчик из Украины.
Черноморчик: Доброе утро, Незнайка.
Незнайка: Привет, друг Черноморчик, только вот–те на! Какое же сейчас утро, если уже пообедали?
Черноморчик: Это у вас уже день, а у нас еще утро!
Незнайка: Знайка, ты что– нибудь понимаешь? Как это: у нас– день, у Черноморчика– утро!
Знайка: А давай, Незнайка, спросим у Югорки, может он объяснит, как такое может быть?
Югорка объясняет Незнайке, Знайке и напоминает учащимся суть часовых поясов (за несколько дней до этого урока учащемуся было предложено составить минирассказ по данной теме, для подготовки сообщения можно было побеседовать с родителями, друзьями, спросить материал в школьной библиотеке и др).
Изучение материала занятия.
Учитель: Узнать о времени в разных точках мира мы можем благодаря науке «математика». Многие считают эту науку сухой и сложной, а на самом деле она увлекательна и познавательна. Математические знания нам могут послужить в разных жизненных ситуациях. Не удивляйтесь, но именно навыки таких простых действий, как сложение и вычитание нам жизненно необходимы каждый день. Сегодня мы начинаем с вами новый курс «Путешествие по Югре с математикой», на занятиях которого мы
1) сможем поближе познакомиться с особенностями края, в котором мы живём;
2) увидим, как математика помогает человеку в повседневной жизни, и вы сможете улучшить вычислительные навыки, полученные на уроках.
Ну, что же в путь.
Сообщается тема и цели занятия.
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Работа в группах.
(В каждой группе есть помощник из числа старшеклассников, «артистов»)
Задание 1.
На глобусе найти г. Ханты– Мансийск. С помощью глобуса найти города (список городов записан на доске) Хельсинки, Осло, Черчилл, Якутск, Стокгольм, Таллин.
Что объединяет все эти города?
они располагаются на одной параллели с нашим округом и города (примерно 60 параллель, Радужный имеет параллель 620).
Учащиеся записывают города в тетрадь.
Задание 2.
Давайте определим страны, соответствующие городам
Хельсинки– Финдяндия,
Осло– Норвегия,
Черчилл– Канада,
Якутск– Россия,
Стокгольм– Швеция,
Таллин– Эстония.
Задание 3:
Определить время в каждом городе по сравнению с Радужным, учитывая различия часовых поясов. И заполнить таблицу.:
Разница со временем в городе Радужный
Когда в Радужном
5 часов утра
полдень
6 часов вечера
(18.00)
полночь
Хельсинки и Стокгольм
– 3 ч
Осло
– 4 ч
Черчилл
– 13 ч
Якутск
+ 3 ч
Таллин
– 2 ч
Результаты записать в виде равенств в тетради.
Учитель Вот видите, ребята, благодаря умению складывать числа с разными знаками мы легко узнаем, сколько времени в любой момент в любом точке земного шара. А если у вас есть друзья в другой стране, это очень важно, чтобы вдруг не позвонить ночью или рано утром. Но эти умения могут нам пригодится и в других ситуациях, например, .. Давайте сыграем в игру
Игра
На вопрос учителя, учащиеся отвечают поднятием правой руки, если «ДА» и поднятием левой руки, если их ответ «НЕТ».
Задание: актированный день для 6-тиклассников в нашем городе при t= –340 Будет ли для Вас актировка, если вечером t= –290, а за ночь она изменилась
А) на + 50
Б) на – 60
В) на 00
Задание 4: Учащиеся с помощью старшеклассников изготавливают демонстрационный термометр 1 на группу (по образцу учителя). Для изготовления потребуется: миллиметровая бумага, картон, шило, нить белого цвета, фломастер красного цвета.
Задание 5: С помощью демонстрационного термометра определить изменение температуры в дни зимних каникул (задание «вести календарь погоды на каникулах» было дано учащимся в конце II четверти). Результаты записать в тетрадь в виде равенств. Определить в какие дни была «актировка»?
Домашнее задание.
Задание: посмотреть температуру воздуха в обед, вечером. Изменения записать в тетрадь в виде примера. Можно изготовить демонстрационный термометр.
Итоги занятия.
Учитель–Класс:
– На какой параллели находится наш город, округ?
– Что нового Вы узнали? (Первым на вопрос «хочет» ответить Незнайка)
Учащиеся прощаются с Югоркой, Незнайкой и Знайкой .
Приглашают их на следующие занятия.
План-конспект № 2
Тема занятия: «Югра на карте России».
Цели урока
Систематизация знаний по теме «Сложение чисел с помощью координатной прямой».
Повторение решения задач на нахождение числа по заданному значению дроби.
Развитие навыков самостоятельной работы по систематизации знаний, изученных раннее.
Воспитание чувства сотрудничества и взаимопомощи при работе в парах.
Воспитание любви к родному краю.
Ход занятия
Актуализация знаний.
Демонстрируется презентация
Презентация 1, слайд №1.
13 EMBED Слайд Microsoft Office PowerPoint 1415
Занятие начинает Югорка. Читает стихотворение:...Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.
И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!
Учитель: Приветствует ребят, сообщает тему занятия
(учащиеся записывают в тетрадь).
Спрашивает, что они помнят из материала прошлого занятия.
Ответы детей.
Учитель благодарит учащихся за ответы, Югорку просит остаться на уроке. Предлагает посмотреть расположение Ханты – Мансийского автономного округа на карте России.
Презентация 1, слайд №2
13 EMBED Слайд Microsoft Office PowerPoint 1415
Учитель: А знаете ли ребята, что
ХМАО – один из десяти автономных округов Российской Федерации?
Административный центр округа – город Ханты-Мансийск?
Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны? (Данные записаны на доске)
Расскажите, как найти площадь России?
Ответы детей. Решение задачи (вычисление площади).
А еще, ребята, среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е.
На сегодняшнем занятии у вас будет прекрасная возможность сравнить площади Европейских стран с площадью Ханты- Мансийского округа.
Учитель сообщает цели занятия.
Знакомство с новым материалом. Закрепление знаний, полученных на уроке.
Учитель «пробует» включить следующий слайд презентации, но ему, как будто-бы это не удается.
Учитель: Для открытия слайда необходимо правильно выполнить задание.
Поможете, ребята?
Положительные! ответы детей.
Для выполнения задания Югорка предлагает свою помощь, он помогает вспомнить, как складывать числа с помощью координатной прямой. Посмотрим, ребята?
Положительные! ответы детей.
Демонстрируется презентация 2 через гиперссылку («Помощь от Югорки»)
Учащиеся работают с материалами презентации в парах за компьютерам. Помогают друг другу , давая необходимые разъяснения.
Учитель выполняет роль координатора.
13 EMBED Слайд Microsoft Office PowerPoint 1415
После окончания работы с презентацией, ребятам предлагается выполнить тренировочные задания.
Задание 1. Выполнить действия: (задания записаны на доске)
Учащиеся выполняют задания,
уровень сложности повышается через каждые 3 примераа) +3–5
б) –7+8
в) –15–18
г) –91+28
д) +103–47
е) –777–444
ж) – 0,6 + 0,1
з) +7,4–3,7
и) –178,5–298Самопроверка по ответам на доске.
Учитель: Ребята, вы - молодцы, справились с заданием. Теперь наша презентация тоже может работать, и мы можем продолжить наше путешествие по Югре.
Презентация 1, слайд № 3)
13 EMBED Слайд Microsoft Office PowerPoint 1415
Вопросы по материалам данного слайда – тренировка устного счёта:
· Сравните площадь ХМАО с площадью европейских государств?
(больше-меньше)
– Площадь какого европейского государства почти в 2 раза меньше площади ХМАО? (Великобритании)
– С какими государствами округ имеет практически равную по площади территорию?
(Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции).
Учитель, используя данные следующего слайда, обращает внимание , насколько далеко мы находимся от других городов нашей страны
Презентация 1, слайд № 4
13 EMBED Слайд Microsoft Office PowerPoint 1415
Учащиеся записывают в тетрадь данные:
Расстояние от Ханты-Мансийска до:
Москвы– 2050 км
Санкт-Петербурга – 2130 км
Екатеринбурга – 690 км
Тюмени – 480 км
Задание: в парах придумать интересные вопросы на сравнение величин по полученным данным для другой пары.
– На сколько километров Санкт-Петербург дальше от Ханты-Мансийска, чем Москва? и т. п.
Домашнее задание.
Прочитать рубрику «Говори правильно» на стр. 173 учебника.
Спросить у родителей, знакомых расстояние от Радужного до Ханты– Мансийска и составить интересные вопросы
Итоги урока.
Югорка:
Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду
План-конспект № 3
Тема занятия: История округа.
Сложение отрицательных чисел.
Цели занятия
Закрепление умений складывать отрицательные числа.
Развитие любознательности и познавательного интереса.
Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать.
Развитие умения находить необходимую информацию с помощью различных источников.
Воспитание аккуратности, дисциплины.
Ход занятия
Устный счет.
Югорка предлагает ученикам разминку. Учащиеся выполняют задание индивидуально. Самопроверка. Презентация 3
Учитель.– Какими правилами вы пользовались при выполнении заданий?
Учащиеся формулируют правила сложения отрицательных чисел.
Эти правила вам пригодятся для выполнения заданий на сегодняшнем занятии.
Изучение материала занятия.
Сообщается тема и цели занятия.
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Работа в группах.
Задание 1. Прочитать предложенный текст.
Великий Югорский край Его история уходит корнями в глубокую старину. Не сразу Югра стала частью России.
Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру".
В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань.
В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве.
С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.
Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.
Каждой группе по–очереди рассказать о прочитанном (1 группа о сведениях, относящихся к XI веку, 2 группа– к XII веку, и т.д.)
Задание 2: Выполнить задания тренажера. Учащиеся работают индивидуально.
-0,6 +(-0,3)
-0,2+(-0,01)
-3,3+(-0,8)
-2,6+(–0,7)
-0,08+(-0,17)
-0,06 +(–0,01)
-3+(–0,1)
-10,1+(–0,9)
-7,57+(-0,07)
-4,8+(-0,4)
-0,4 +(-0,5)
-0,2+(-0,7)
-1,3+(-0,07)
-0,002+(-0,05)
-9+(-6,4)
- 5+(–0,2)
-0,08+(–0,03)
-6,6+(–0,04)
-7,7+(–3,04)
-0,06+(–2,1)
-0,14+(-0,03)
-0,22+(-0,04)
-2,4+(–0,6)
-0,6+(–2,4)
-0,7+(-0,01)
-1,5+(–0,4)
-2,3+(-0,2)
-1,2+(–0,9)
-0,1+(-0,04)
-2,35+(-0,65)
-2,1+(-0,6)
- 1,8+(–0,5)
-2,05+(-1,5)
-0,05+(-0,2)
-6,7+(-2,5)
-2+(–1,2)
-0,04+(–0,3)
-0,9+(– 1,7)
-0,28+(-0,05)
-0,25+(–0,8)
ОТВЕТЫ
-0,9
-0,21
-4,1
-3,1
-0,98
-0,07
-3,1
-11
-7,64
-5,2
-0,9
-0,9
-1,37
-0,052
--15,4
- 5,2)
-0,11
-6,64
-10,74
–2,16
-0,17
-0,26
-3
-3
-0,71
-1,9
-2,5
-2,1
-0,14
-3
-2,7
- 2,3
-3,55
-0,25
-9,2
–3,2
-0,34
-2,6
-0,33
-1,05
Учащимся, выполнившим задание досрочно выдаются карточки с буквами А, Е, М, К, Р (по одной) . Учащиеся, испытывающие затруднения могут попросить подсказку одноклассника.
По истечении заданного времени группам выдаются бланки с ответами. Выполняется самопроверка. Ребятам предлагается составить из полученных букв слово.
Ответ: Ермак.
Вопрос учащимся: Что вам известно об этом человеке?
Учащиеся отвечают по тексту, прочитанному на уроке ранее, или известные им сведения.
Учитель–учащиеся. ( Презентация 4, слайд№1)
Слайд №1 Слайд№2
Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Есть предположение, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является тот факт, что свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков. Это находит подтверждение в различных документах. Так же известно, что ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.
На слайдах отображены события, относящиеся к походу Ермака (1– нападение на стан казаков; 2 – гибель дружины Ермака; 3 – поминки по Ермаку у татар).
(Презентация 4, слайд№2)
С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: Березов, Сургут, Тобольск. В 1708 г. Указом Петра I учреждена Сибирская губерния, в состав которой вошли эти города.
Задание 3: Рассмотрев данные, определите возраст нашего округа. Демонстрируется Презентация 4, слайд№3
1775 г. Указом Екатерины II создана Тобольская губерния, в которую вошла почти вся Западная Сибирь
1918 г. Тобольская губерния переименована в Тюменскую и губернский центр перенесен в г. Тюмень.
1923 г. Упразднены: губернии, уезды, волости. Образована Уральская область, Тобольский округ и районы: Березовский, Сургутский, Самаровский, Кондинский.
10.12.1930г. Постановлением ВЦИК образован Остяко-Во-гульский (Ханты-Мансийский) национальный округ с центром в
с. Самарово (г. Ханты-Мансийск).
1934 г. В связи с разукрупнением Уральской области создана Обь-Иртышская область с центром в г. Тюмени.
1934 г. (декабрь) Округ вошел в состав Омской области.
1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образована Тюменская область, в состав которой вошел Ханты-Мансийский национальный округ.
1977 г. Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного.
25 июля 2003 года Президент России Владимир Путин подписал Указ об изменении официального названия Ханты-Мансийского автономного округа. С этого времени 86-й субъект Российской Федерации именуется “Ханты-Мансийский автономный округ – Югра”.
Ответ: 10 декабря 2010 года наш округ отметил свой 80– летний юбилей.
Итоги занятия.
Класс – Учитель: Учащиеся отвечают на вопросы:
– О каких исторических фактах вы почерпнули информацию на сегодняшнем занятии?
– Что еще нового узнали из материала занятия?
Домашнее задание.
Подготовить тренажеры для сложения и вычитания чисел с разными знаками.
План-конспект № 4
Тема занятия: История округа.
Сложение отрицательных чисел.
Цели занятия
Закрепление умений складывать числа с помощью координатной прямой.
Развитие любознательности и познавательного интереса.
Развитие творческой самостоятельности мышления учащихся.
Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать.
Развитие умения находить необходимую информацию с помощью различных источников.
Воспитание аккуратности, дисциплины.
Ход занятия
Подготовительный этап занятия.
Учащиеся –учитель. Учитель: Ребята, давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке. Учащиеся вспоминают факты из истории округа.
Закрепление материала, изученного на уроке.
Сообщается тема и цели занятия.
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Работа в парах.
Задание 1
Выполнить задания самостоятельной работы, представленной в Презентации (Приложение 1).
Взаимопроверка по ответам в презентации.
Учитель: Сформулируйте правила, которые вы использовали для выполнения действий
Учащиеся формулируют правило сложения отрицательных чисел.
Учитель: Знание это правила вам пригодится при выполнении следующего задания. Но прежде, чем вам его получить, вспомним, что на прошлом уроке мы говорили о 80– летнем юбилее, который отметил наш округ в минувшем году. Но 2010 год был ознаменован не только этой круглой датой. О каких юбилеях вам еще известно?
Ориентировочный ответ: Несколько городов округа отметили четверть вековой юбилей, в том числе и г. Радужный.
Задание 2 Выполнить задания, используя данные таблицы:
Р
А
Д
У
Ж
Н
Ы
Й
Х
М
А
О
а) Найти сумму числа ячейки Р и чисел других ячеек таблицы.
Б) Найти сумму четырех верхних ячеек таблицы.
В) Найти сумму четырех нижних ячеек таблицы.
Г) Найти сумму числа ячейки Ж результата задания в).
Ответы можно сверить с результатами пары, первой выполнившей задание, правильность выполнения которой, в свою очередь, определяет учитель.
Домашнее задание.
По – желанию придумать задания по таблице, выполнить их.
Итоги занятия.
Класс – Учитель: учащиеся делятся своими впечатлениями от занятия.
План-конспект № 5
Тема занятия: Животный и растительный мир округа.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Цели занятия
Отработка навыка сложения чисел с помощью координатной прямой.
Развитие любознательности и познавательного интереса.
Развитие коммуникативных навыков общения.
Развитие умения находить необходимую информацию с помощью различных источников
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание культуры взаимоотношений между людьми.
Ход занятия
Подготовительный этап занятия.
Учитель
Ребята, сегодня мы проведем занятие , путешествуя по бескрайним просторам животного и растительного мира нашего округа. Какие ждут нас испытания, встречи, мы не знаем, но мы с вами неоднократно убеждались, в том, что для того, чтобы уметь делать различные расчеты, нужно уметь складывать и вычитать числа с разными знаками.
Сообщается тема и цели занятия.
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Учитель. Разумеется, наши мысли устремлены в будущее. Но все же нельзя забывать прошлое, поэтому давайте вспомним материал, который мы изучили раньше.
Работа по карточкам
Учитель. Вы, наверняка, обратили внимание на веселых и общительных обитателей «Веселой планеты». Жителям этой планеты скучно решать примеры просто так, поэтому они всегда придумывают к решениям рисунки, схемы, чертежи. Они вам хотят дать попробовать решить такие задания. Приступим к их выполнению.
Учащиеся выполняют задания. Сверяют полученные результаты с ответами на обороте карточки. Закончив работу по одной карточке, можно взять другую, если осталось время.
Учитель. Вы хорошо потрудились. Думаю, наши гости вполне довольны вашими результатами. А еще наши друзья очень любознательны и хотят узнать об обитателях нашей планеты. Расскажем им о животных, обитающих на территории Югорской земли?
Знакомство с новым материалом. Закрепление материала, изученного на уроке
Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы (две друг за другом стоящие парты)
На отдельных карточках, предложенных группам, записаны решения, в которых учащимся необходимо найти ошибку. Эти карточки необходимо отложить в сторону. На их обороте записаны названия животных, обитающих на территории Ханты– Мансийского автономного округа и краткая информация о каждом из них. Каждой группе достается 2 карточки с неверными решениями. На одной из них – информация о животном, на другой – о растительном мире округа.
Задание 1 Выбрать карточки, на которых записаны неверные ответы.
Карточки:
(1,5+(- 7,08))- 3,17=2,41
Корнем уравнения –47– (a+17,39)= 24,08 является число –15,02
При вычитании из отрицательного числа отрицательного числа всегда получается положительное число.
Значение выражения x+ 3,5 –
· x
·
равно 3,5 при любом отрицательном значении x.
Неверные записи на карточках II и III.
1.
Животные.
Рептилии .
Прыткая ящерица.
Раздел: Рептилии Отряд: Чешуйчатые Семейство: Ящерицы Признаки: Размеры тела взрослых особей 100-120 мм без хвоста. Окраска тела у самцов желтовато-бурая, салатовая, зеленоватая и ярко-зеленая; у самок желтовато-коричневая, коричневая, буровато-серая. Нижняя часть тела зеленоватая, желтоватая или голубоватая, обычно с мелкими темными пятнами.
Растения.
Наиболее известным и ценным примером растительного мира округа является родиола розовая - золотой корень, известный нам по телевизионной рекламе.
2.
Животные.
Птицы.
Филин.
Раздел: Птицы Отряд: Совообразные Признаки: Очень крупная сова с размахом крыльев 1,5-1,8 м и весом 3-4 кг. Окраска верха варьирует от темно-рыжей с черными пестринами до охристой с немногими пятнами. Грудь рыжая, клюв черный, лапы оперены до когтей. Все оперение мягкое и рыхлое, рассчитано на бесшумный полет. Призывный крик самца . мощный, по- вторяющийся и затухающий звук "бу-у" или "гу-уу". Призывной крик самки "уууух" более продолжительный, ниже тоном и односложный.
Растения.
Ханты – Мансийский автономный округ богат лекарственными растениями, их список включает в себя 148 видов. Из них 66 видов применяются в официальной медицине. Наиболее важным лекарственным сырьем являются гриб чага и березовые почки.
3.
Животные.
Насекомые
Медведица Менетри
Редкий, малочисленный в природе вид. Широко распространенный, но крайне редкий и малочисленный таежный вид. Раздел: Насекомые. Признаки: Сравнительно крупная желтоватая бабочка, размах крыльев 52-68 мм. Крылья полупрозрачные, передние желтые, с широким буровато-черным окаймлением вдоль жилок, иногда с поперечными бурыми пятнами. Усики черные, у самца пиловидные, у самки - простые. Глаза небольшие, овальные. Тело желтое, сверху с крупными черными пятнами.
Растения.
Растительный мир нашего края богат растениями, использующимися как в народной медицине, так и в промышленном производстве лекарственных средств. На территории округа имеются значительные запасы брусничного листа. Помимо брусничников, к источникам лекарственного сырья можно отнести чернику, клюкву, шиповник, рябину, черемуху.
4.
Животные.
Рыбы
Сибирский осетр
Отряд: Осетрообразные. Семейство: Осетровые. В настоящее время в Оби и Иртыше вылавливаются особи в возрасте 15-59 лет с массой тела 15-60 кг. Средняя масса 22 кг, максимальная масса до 150-180кг.
Растения.
Растительные ресурсы Ханты-Мансийского округа разнообразны и богаты. К сожалению, использование их рациональным считать нельзя. Самой серьезной проблемой следует считать значительную загрязненность растительности.
Итоги занятия.
Учитель. Молодцы, ребята. Думаю, наши гости получили достаточно интересной информации, хотя, признаться, и мне некоторые сведения до сегодняшнего занятия были неизвестны. Уверена, что вы заинтересовались этой темой и продолжите изучение флоры и фауны Югры.
Домашнее задание.
По – желанию продолжить изучение животного и растительного мира ХМАО-Югры, России, а также всей нашей планеты.
Заполнить таблицу, посетив любую торговую точку микрорайона Южный и, по-возможности, ТЦ «Монетка» и ТЦ «Подсолнух»
(пустые графы не заполнять):
№ п/п
Наименование продукта, единица измерения
Цена продукта(в рублях)
Торговая точка мкрн «Южный»
ТЦ «Монетка» или
ТЦ «Подсолнух»
1
Молоко «Самарское», 1 литр
2
Масло растительное,
1 литр
3
Яйцо столовое,
1 десяток
4
Хлеб пшеничный,
1 буханка
5
Яблоки,
1 кг
6
Сахар- песок,
1 кг
Желающие могут взять подарок под названием «Самый– самый» на память о сегодняшнем занятии (Приложение1)
Приложение1 «Самый– самый»
Самые сильные маленькие животные.
1. Жук-носорог может тащить за собой тяжесть в 850 раз больше своего веса. Какой груз перетащит жук весом 3 грамма? Сколько жуков такого же веса понадобится для груза весом 10,2 килограмма?
2. Виноградная улитка может тащить за собой груз, превышающий ее собственный вес в 200 раз, например, трехкилограммовый справочник. Каков вес улитки? Сколько улиток понадобится для груза весом 15 килограмм?
Самые быстрые и самые медлительные животные.
1. Гепард достигает рекордной скорости- 120 км/ч, африканский козел бегает со скоростью в раза меньшей, а русская борзая развивает скорость на 10 км/ч меньше, чем гепард. С какой скоростью бегают русская борзая и африканский козел?
2. Комнатная муха может летать со скоростью 8 км/ч, а скорость осы составляет 3/4 скорости мухи. Какую скорость развивает улитка, если известно, что оса движется в 1500 раз быстрее?
Расположите в порядке убывания скорости всех животных из задач.
Самые крупные и самые маленькие животные.
1. Самая маленькая птица колибри весит в 100000 раз меньше синего кита. Определите вес птицы в граммах.
2. Только что вылупившийся птенец колибри весит 0,15 грамма. Сколько будут весить 11 птенцов?
3. Новорожденный кит весит 2 тонны. Во сколько раз он тяжелее вылупившегося птенца колибри?
4. За сутки новорожденный китенок выпивает 100 литров молока. Сколько литров молока за сутки выпьют 12 новорожденных?
План-конспект № 6
Тема занятия:
«Плюсы» и «минусы» в экономике семьи, города, округа. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Цели занятия
Отработка вычислительных навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Развитие любознательности и познавательного интереса.
Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать при работе в группе.
Развитие умения находить необходимую информацию с помощью различных источников.
Воспитание целостного представления о мире.
Расширение кругозора.
Ход занятия
Работа по данным таблиц, предложенных для домашнего задания.
Ребята, давайте рассмотрим данные, которые вы внесли в таблицы, предложенные вам на прошлом уроке. Если кто-то забыл работу или по какой – либо причине ее не выполнил, тот может работать в паре с одноклассником.
№ п/п
Наименование продукта, единица измерения
Цена продукта(в рублях)
Торговая точка
мкрн «Южный»
ТЦ «Монетка» или
ТЦ «Подсолнух»
1
Молоко «Самарское», 1 литр
2
Масло растительное,
1 литр
3
Яйцо столовое,
1 десяток
4
Хлеб пшеничный,
1 буханка
5
Яблоки,
1 кг
6
Сахар- песок,
1 кг
Теперь с использованием знаков + или – в последней колонке сравните цены на продукты в мкрн «Южный» и супермаркете.
Делаются выводы о более выгодных магазинах для приобретения основных продуктов питания.
Отработка вычислительных навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Занятие проводится в компьютерном классе.
Учащимся предлагается работа с тренажером, который подключается в сетевом режиме с диска «УМК. Математика 5–6 классы».
Ученики работают индивидуально, последовательно выполняя задания раздела.
Предлагаемые задания логически выстроены на основании принципа
«от простого к сложному»
Учитель выполняет роль консультанта.
Домашнее задание.
По желанию ученикам предлагается составить подобные задания по изучаемой теме на печатной основе, которые в дальнейшем могут быть использованы на уроках основного курса математики.
По- образцу заполненной таблицы цен различных торговых точек города учащимся предлагается сравнить цены на некоторые лекарственные средства аптеки микрорайона «Южный» и «Аптеки топовых цен», рекламные материалы, помещенные в городской газете «Новости Радужного», детям предлагаются для сравнения.
(Приложение)
Итоги занятия.
Учитель–Класс:
– Вам понравилось работать с тренажёром?
– Удалось ли вам выявить пробелы в знаниях по изучаемой теме?
– С какими трудностями вы столкнулись при работе на компьютере?
План-конспект № 7
Тема занятия:
«Плюсы» и «минусы» в экономике семьи, города, округа. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Цели занятия
Систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Развитие навыков самостоятельной работы по систематизации знаний, изученных раннее с использованием средств ИКТ.
Воспитание рационального использования учебного времени.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке вам, ребята, было предложено сравнить цены двух аптек нашего города. Расскажите о результатах своей работы.
Ответы учащихся.
Изучение материала занятия.
Учитель: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами совершим экскурсию в различные организации нашего города. Но прежде, чем начать наше путешествие, мне бы хотелось вам задать несколько вопросов.
– Назовите известные вам предприятия нашего города.
– Что, по-вашему, означает выражение «градообразующее предприятие»?
– Какое предприятие нашего города можно назвать «градообразующим»?
– Почему?
Конечно, вы правы, нетедобыча в нашем городе, как и в городах нашего округа является основой формирования бюджета (при необходимости пояснить детям значение слова «бюджет»). Фронтальная беседа. Обсуждение информации окружной газеты «Новости Югры».(Приложение1)
Работа по данным оперативных сводок добычи нефти.
Ребята, давайте рассмотрим данные, которые ежедневно работники месторождений сдают в ценры обработки информации. Может даже среди ваших родителей есть работники, выполняющие на предприятиях эту работу?(Приложение)
Учащимся предлагается перепроверить данные первой недели сентября текущего года. Учитель поясняет, что в таблицах отрицательными числами обозначается невыполнение плана, а положительными перевыполнение плана.
Школьники работают парами за компьютером в знакомой им из курса Информатики и ИКТ программе «Калькулятор».
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Сейчас мы с вами совершим экскурсию в школьную бухгалтерию. Профессия бухгалтера, пожалуй, больше других требует от человека умения точно и внимательно выполнять вычислительные операции. Мы познакомимся с новыми для вас понятиями, такими, как доход, дебет, кредит и др. Вы можете задавать вопросы, только зто нужно делать корректно, не перебивая рассказчика и своих друзей. Ну, что, в путь!
Экскурсия в школьную бухгалтерию
Домашнее задание.
Составить минирассказ на тему «Математика в профессии мои родителей».
План-конспект № 8
Контрольное занятие по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Цели урока
Контроль знаний по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Развитие навыков самостоятельной работы по систематизации знаний, изученных раннее с использованием средств ИКТ.
Воспитание рационального использования учебного времени.
Оборудование
Компьютерный класс, программа OMS с портала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – модули (для просмотра модулей нужно установить программу - быстро, затем открыть кликом правой кнопки мыши, затем выбирается «Воспроизвести плеером OMS»).
Ход занятия
Актуализация знаний.
Учитель: ну, что ж наше путешествие по Югре подходит к концу, благодаря «Математике» мы узнали многое интересное о нашем крае. Сегодня мы должны обязательно посмотреть, насколько хорошо вы владеете вычислительными навыками.
Знакомство с алгоритмом работы. Повторение знаний, полученных в ходе курса.
Сообщается тема, цели урока и алгоритм работы с модулями.
Модуль 1 выполняется в фронтальном режиме совместно.
Учитель объясняет возможность обращения к справке за помощью в случаи затруднения ученика, но предупреждает о фиксировании всех действий на итоговой странице.
После обращения к разделу «справка» появляется алгоритм решения, который ученик может разобрать самостоятельно.
Статистика выполнения задания фиксируется на итговой странице модуля.
Контроль.
Учащиеся занимают места у компьютера, последовательно, в индивидуальном режиме выполняют задания модулей, начиная с 1 (так как задания разные при каждом последующем подходе).
По собственном желанию, в случае неудовлетворительного результата, ученик может повторить попытку выполнения модуля целиком, что позволяет снять чувство страха и напряженности.
Учитель выполняет роль координатора.
После выполнения ученик поднимает руку, и учитель заносит данные страницы «Статистика» каждого модуля в итоговую таблицу ребёнка.
Фамилия и имя
Иванов Иван
Количество затраченного времени.
Количество попыток
Количество обращений к ответам
Количество использованных подсказок
Модуль 1
«Нахождение знака суммы»
Модуль 2
«Положительные и отрицательные числа на координатной прямой»
Модуль 3
«Нахождение значения выражения»
Модуль 4
«Сложение и вычитание чисел с разными знаками»
ИТОГ
Итоги занятия.
В зависимости от контингента учащихся подведение итогов возможно путем составления рейтинга, при котором учитываются такие показатели, как «Время выполнения», «Количество ошибок», «Количество попыток».
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
Root Entry