Разработка урока Решение задач на тему Плотность вещества


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п.им.В.И.Ленина» Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Разработка урока по
физике по теме:
Решение задач на тему «Плотность вещества».
Разработала Разоренова Галина Николаевна
учитель физики первой категории
2016
Цели:
образовательные: - закрепить знания учащихся о плотности вещества;
- формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ;
- повторить понятия: масса, плотность, объём, единицы измерения физических величин; - продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объём тел правильной формы;
- учить логически рассуждать при решении качественных задач; - практически и теоретически вычислять плотность твёрдых тел; - закрепить умения пользоваться справочным материалом;
развивающие: - продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся; - проверить уровень самостоятельности деятельности обучающихся по применению знаний в ходе выполнения практических заданий.
воспитательные: - продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; - учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей.
Основные виды учебной деятельности: беседа, выполнение тестовых заданий, решение задач, выполнение практической работы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: - применять знания о плотности вещества при решении задач,
- производить преобразование формул, решать задачи в общем виде, записывать
формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности, - делать выводы, анализировать результаты, - кратко и чётко отвечать на вопросы при обсуждении текстового задания, - преобразовывать единицы измерения в СИ.
Личностные: - использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела по его плотности или объёма, - сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, - вырабатывать ценностное отношения друг к другу, проявлять инициативу.
Метапредметные: - воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме, - уметь работать в группе, - анализировать результаты полученные при решении задач, отстаивать свои взгляды.
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: текущий.
2. По способу организации: комбинированный.
3. По ведущему методу обучения: проблемно — поисковый.
Оборудование: измерительные цилиндры, весы, наборы гирь, куски мыла, губки, клубни картофеля. Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся, настрой на успех, мотивация. Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Учащиеся отвечают. Сегодня мы продолжим изучение плотности вещества.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы повторим материал по теме «Плотность». Давайте ответим
Вопрос: Что показывает плотность?
Ответ: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3.
Вопрос: Что называют плотностью вещества?
Ответ: Плотность — это физическая величина, равная отношению массы
тела к его объёму.
Вопрос: Как определить плотность вещества?
Ответ: Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объём. (формулу расчета найти на столе)
Вопрос: По какой формуле рассчитывается плотность вещества?
Ответ: ρ=m/V .
Вопрос: Какова единица определения плотности в СИ?
Ответ: кг/ м3 .
Вопрос: Как рассчитать массу тела, зная его объём и плотность его вещества?
Ответ: Чтобы найти массу тела, надо объём тела умножить на плотность его вещества.(формулу расчета найти на столе)
Вопрос: Как найти объём тела?
Ответ: Чтобы найти объём тела, надо массу тела разделить на плотность его вещества. (формулу расчета найти на столе)
А теперь выполним небольшую тестовую работу: (учащиеся выполняютзадания теста, ответы отмечают прямо на самих бланках). (Приложение 1)
Учащиеся сдают бланки с ответами на задания теста.
3. Объявление темы урока (постановка учебной проблемы).
Тему урока вы должны сформулировать сами.
Стадия вызова.
Разгадайте шараду, и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
Первое — предлог.
Второе — летний дом.
А целое порой решается с трудом. (Задача).
Сформулируйте теперь тему урока.
Ответ ученика: я думаю, что сегодня на уроке мы будем решать задачи.
Учитель: Правильно. Таким образом, тема нашего урока: Решение задач на тему «Плотность вещества»
Стадия осмысления (ознакомление с задачами (Приложение 2) и составление плана работы)
План работы.
1.Решение расчётных задач.
2.Решение качественных задач.
3.Решение экспериментальных задач.
Итак, ключевое слово — ЗАДАЧА. Настало время их решать.
В течение всего урока вы будете работать с задачами и в конце урока сдадите.
4. Решение задач.
Ребята, вы можете приступать к решению задач.
Ученики решают задачи на месте. При решении расчётных задач к доске выходит учащийся, решает задачу, комментирует и объясняет решение, оформляет решение на доске.
Задача №1. Металлический кусок имеет объём 200 см3 и массу 540 г. Из какого металла этот кусок? Какова его плотность?
( Ответ:2,7 г/см3 или 2700 кг/см3, алюминий).
Учитель: плотность вещества. На первый взгляд, в повседневной жизни не так часто употребляем это понятие. Но вокруг нас происходят различные процессы, явления тесно связанные с плотностью.
Задача №2. Определить объём спасательного пояса, изготовленного из бальзы массой 480 г.плотность бальзы считать 120 кг/ м3.
( Ответ: 0,004 м3).
А кто знает, что такое бальза?
Выступление ученика.
Существуют в природе явления, тела, которые являются вполне обычными, но есть такие – которые принято характеризовать как “самые – самые”. Среди деревьев тоже есть такие – это бальза.
Бальзовое дерево относится к семейству кокосовых, произрастает в Южной и Центральной Америке. Древесина 120 кг/м3 (сухая легче пробки). Используется в изготовлении плотов, самолетостроении, как звуко- и теплоизоляционный материал. Из бальзового дерева был построен плот “Кон-Тики” Тура Хейердала (1914 г.р.) норвежского этнографа и археолога. Сейчас плот хранится в музее в Осло.
Существуют древесные породы еще более легковесные, чем бальза. На Кубе
растет дерево эшиномена колючеволосатая,1 м3 ее древесины весит 40 кг, т.е. = 40 кг/м3.
А наиболее тяжелая древесина у змеиного дерева. Сырая древесина имеет
Плотность 1500 кг/м3 и тонет в воде, как камень.
Задача №3. ( Качественная). Массы железного и свинцового брусков одинаковы. Объем какого бруска больше?
(Ответ: Плотность железа меньше, поэтому объём железного бруска больше.)Задача№4. (Качественная).
Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса какой жидкости будет больше и почему?
Ответ ученика: по таблице плотности я сравнил плотности воды и керосина.
Масса воды будет больше, так как её плотность больше чем у керосина.
Задача №5.
Ледник длиною 1 км и шириной 0,5 м заполнен слоем льда, толщина которого 300 см. Какова масса льда? Плотность льда 900кг/ м3. (Ответ: 1350 т).
Учитель: Целый айсберг получается. Айсберги это величественное явление
природы.
Выступление ученика.
Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающиеся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. Самые крупные айсберги рождаются
гигантскими ледниками Антарктиды. Рождение айсберга – эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом обрушивается в воду. Оказавшись в воде айсберг, отправляется в плавание. Течение рано или поздно выносят его в более теплые воды, и он медленно тает под лучами солнца. Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью. Такие айсберги представляют большую опасность для судоходства.
Айсберги представляют собой своеобразное хранилище пресной воды. Даже
Относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной в полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества. Этого количества хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва.
Дополнительно (для тех ребят, кто решает быстрее):
Задача №6.
Сколько вагонов нужно для доставки на стройку 400 000 м3 песка, если каждый Вагон вмещает 15 т песка? (Ответ: 4000 вагонов).
Задача №7.
Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяется масса,
плотность и объём?
5.Физкульминутка. Устали? Давайте немножко отдохнём. Встали, руки на пояс. Повернулись вправо, а теперь налево, руки сжали у груди, а теперь их отвели. Потянулись, сбросили усталость.
6.Решение экспериментальных задач.
Работа в группах. На каждой парте лежит предмет, который можно встретить в каждом доме. Какие измерения вы можете сделать и какие величины посчитать, используя знания темы? ( Приложение 3: «Правила взвешивания», «Правила работы с мензуркой»)Задания будут на оценку:
≪5≫ - если вы сами составите и решите задачу.
≪4≫ - если вам нужна подсказка.
≪3≫ - если выполняете по готовому алгоритму.
Задачи:
1.Измерить плотность губки.
2. Измерить плотность мыла.
3. Измерить плотность картофеля.
Инструкции:
Объём губки, объём мыла.
Сделать необходимые измерения длины, ширины, высоты и по формуле
рассчитать объём губки или мыла.
Плотность губки.
Сначала найти объём, потом измерить массу и найти плотность.
Плотность мыла.
Сначала найти объём, массу взять с этикетки и рассчитать плотность.
Плотность картофеля.
Сначала при помощи мензурки определить объём, потом определить массу и
рассчитать плотность.
7.Рефлексия.
Обведи свою ладонь на оценочном листе. Отметь свою позицию, ставя + на пальце:
большой палец — мне было интересно на уроке
указательный палец — я узнал новое для себя
средний — мне было трудно выполнять задания
безымянный — мне было комфортно на уроке
мизинец — мне не понравилось.
8. Домашнее задание: §15-18 Зад.12 №5 Составить кроссворд.(Ключевое слово: Плотность)Задача№4. (Качественная).
Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса какой жидкости будет больше и почему?
Ответ ученика: по таблице плотности я сравнил плотности воды и керосина.
Масса воды будет больше, так как её плотность больше чем у керосина.
Задача №5.
Ледник длиною 1 км и шириной 0,5 м заполнен слоем льда, толщина которого
300 см. Какова масса льда? Плотность льда 900кг/ м3. (Ответ: 1350 т).
Учитель: Целый айсберг получается. Айсберги это величественное явление
природы.
Выступление ученика.
Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающиеся с суши к морю. Их
далеко уносят морские течения. Самые крупные айсберги рождаются
гигантскими ледниками Антарктиды. Рождение айсберга – эффектное зрелище.
Огромная масса льда с грохотом обрушивается в воду. Оказавшись в воде
айсберг, отправляется в плавание.
Течение рано или поздно выносят его в более теплые воды, и он медленно тает
под лучами солнца.
Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотнымтуманом – это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной
поверхностью. Такие айсберги представляют большую опасность для судоходства.
Айсберги представляют собой своеобразное хранилище пресной воды. Даже
Относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной в полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды,
причем очень высокого качества. Этого количества хватило бы на целый месяц
такому гигантскому городу, как Москва.
Дополнительно (для тех ребят, кто решает быстрее):
Задача №6.
Сколько вагонов нужно для доставки на стройку 400 000 м3 песка, если каждый
Вагон вмещает 15 т песка? (Ответ: 4000 вагонов).
Задача №7.
Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяется масса,
плотность и объём?
Вопросы:
• Мельчайшая частица вещества
• Величина, равная отношению пути ко времени, закоторое этот путь пройден.
• Единица длины.
• Явление сохранения скорости тела при отсутствии
действия на него других тел.
• Величина, которую можно измерить с помощью
мензурки.
• Величина, которую измеряют в фунтах, каратах,
центнерах.
• Прибор для измерения температуры.
Ответы: 1 – молекула, 2 – скорость, 3 – метр, 4 –
инерция, 5 – объем, 6 – масса, 7 – термометр.
Ключевое слово: плотность.
Приложение3
• Правила взвешивания.
Весы предназначены для определения массы тела.
• Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
• Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
• Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
• Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
• На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
• Мелкие гири нужно брать только пинцетом.
• Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой).
При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и
приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д., пока не будет достигнуто равновесие.
• Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
• Затем переносят гири с чашки весов в футляр.
• Проверяют, все ли гири положены в футляр, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте.
Правила работы с мензуркой:
• Измерительный цилиндр изготовлен из стекла. Он предназначен для определения объема
жидкости.
• Необходимо определить цену деления измерительного цилиндра.
• Для этого находим два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения
величины. Вычитаем из большего значения меньшее и полученное число делим на число
делений, находящихся между ними.
• Определяем начальный объем жидкости.
• Опускаем тело, удерживая его за нитку, в измерительный цилиндр.
• Определяем объем жидкости.
• Вычитаем из большего значения объема меньший. Полученное значение – это объем тела.
Приложение 2.
Задача №1.
Металлический кусок имеет объём 200 см3 и массу 540 г. Из какого металла
этот кусок? Какова его плотность?
Задача № 2.
Определить объём спасательного пояса, изготовленного из бальзы массой 480 г.
плотность бальзы считать 120 кг/ м3.
Задача №3.
Массы железного и свинцового брусков одинаковы. Объем какого бруска больше?
Задача №4.
Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса какой жидкости будет больше и
почему?
Задача №5.
Ледник длиною 1 км и шириной 0,5 м3 заполнен слоем льда, толщина которого
300см. Какова масса льда? Плотность льда 900 кг/ м3.
Дополнительно:
Задача № 6.
Сколько вагонов нужно для доставки на стройку 400 000 м3 песка, если каждый
вагон вмещает 15 т песка?
Задача № 7.
Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяется
масса,плотность и объём?
Экспериментальные задачи:
1. Измерить объём губки. Рассчитать плотность губки.
2. Измерить объём мыла. Рассчитать его плотность.
3. Измерить массу и объём картофелины. Рассчитать её плотность.