Урок по курсу Человек и мир на тема: «Жизнь диких животных зимой»
Государственное учреждение образования
«Гимназия № 3 г. Борисова»
Урок: человек и мир
Тема: «Жизнь диких животных зимой»
Класс: 1
Учитель:
Мирошниченко
Галина Николаевна
Цели:
создать условия для осознанного усвоения учащимися особенностей поведения и жизни диких животных зимой,
показать, что способ зимовки диких животных зависит от наличия пищи;
содействовать формированию умения работать в группе, навыков коллективной и рефлексивной деятельности;
содействовать развитию логического мышления, речи, внимания, памяти, творческих способностей;
способствовать воспитанию чувства сострадания к диким животным.
Оборудование: плакат «Зимний лес», картинки с изображением диких животных и птиц, изображение следов на снегу, корм для птиц, телевизор, DVD-проигрыватель, диск.
Ход урока
Организационный этап урока
Прозвенел звонок, начался урок.
Мы сегодня очень рады
Мы приветствуем гостей
Всех знакомых, не знакомых
И серьезных, и веселых
Наш хороший дружный класс,
Приглашаем в гости Вас!
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
- Про какую пору года идет речь в этих замечательных строках?
Игра в кругу.
- Давайте станем в круг и поиграем. Передавайте друг другу эту снежинку и расскажите мне, что же происходит в природе с наступлением зимы?
Изучение нового материала
-А сейчас предлагаю занять свои места. Вы уже выбрали, кем вы хотите сегодня быть. Поэтому:
1 гр. – зайчата
2 гр. – бельчата
3 гр. – лисята
-К какой группе животных относятся заяц, белка и лиса?
Вот сегодня, ребята мы и поговорим с вами, о том как разные дикие животные проводят зиму.
Жизнь животных.
а) Просмотр отрывка мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев”.
- Каких животных девочка встретила в лесу? (зайку и белку)
- Как заяц и белка приспособились к жизни зимой?
- Вы заметили какого цвета у них шубки? (кроме того что у них отрастает густая шерстка, заяц-беляк меняет свою шубку на белую, а белочка становится серо-рыжей).
- А как они питаются? (белка заготовила на зиму орехи, грибы)
- А какие запасы сделал заяц?
- Почему заяц не делает запасы корма? (т.к. зимой питается корой деревьев, побегами деревьев и кустарников).
- Кого ещё можно увидеть в зимнем лесу? (волка, лису, лося).
- А кого невозможно встретить? (ежика, барсука, сурка).
- А куда деваются насекомые?
- А как зимуют ящерицы, змеи и лягушки? (ящерицы прячутся под хворост, змеи в корнях пней и цепенеют, лягушки зарываются в мох).
Физкультминутка
-Давайте поиграем. Я буду показывать диких животных, если животное засыпает – вы приседаете, если ведет активный образ жизни – вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.
медведь, белка
лиса, еж
лось, волк
лягушка, змея
· барсук
Закрепление знаний и способов действий
- Ребята а почему одни животные на зиму засыпают, а другие нет? (впадают в спячку только те животные, которым зимой нечего кушать).
Самостоятельная работа. (по группам, от каждой группы по 1 чел. у доски)
1 группа. Найти животных, которые засыпают на зиму. Продолжить узор.
2 группа. Найти животных, которые ведут активный образ жизни. продолжи узор. ( у доски дети делят животных на 2 группы). Чьи следы?
3 группа. Отправляется в лес на прогулку. Вы должны сказать кто бродит по змнему лесу и назвать чьи следы.
Физкультминутка.
7. Обобщение и ситстематизация
Жизнь птиц (Выпрыгивает кто-то из детей, одетый в костюм воробья)
Дни мои зимою тяжки
Нет ни крошки, ни букашки
Вот тогда я молчалив,
Еле жив
Чив, чив.
-Ребята вы догадались, кого изображает Глеб?
-О чем плачет воробьишко?
-Кроме воробьев у нас зимуют и другие птички. Попробуйте узнать птичку по описанию.
-Почему зима трудное время года для птиц? (голодно и нечего кушать).
-А каких ещё зимующих птиц вы знаете?
-Почему зима трудное время года для птиц?
-Что можно использовать в качестве корма?
-Как можно проявить заботу о птицах?
-Чем же можно покормить?
-Ваня с папой сделали нам настоящую кормушку. Ваня прочитает стихотворение.
- Корм есть, кормушка тоже, осталось только узнать кто же из птичек прилетит к нашей кормушке?
Работа в группах.
-Постарайтесь быстро расшифровать название птиц.
-Чем будем кормить синичку? (семечки, сало)
-Чем – снигиря? (ягоды)
-Чем ласточку? (проблемный вопрос)
Подведение итогов урока. (раздаю рисунки животных)
-О каких животных мы сегодня говорили?
-Чем отличаются заяц-беляк и заяц-русак?
-Что означает выражение “волка ноги кормят”?
-Почему зимой многие звери и птицы селятся ближе к человеческому жилью? (около жилья человека всегда можно чем-то поживиться).
-Заселим животных в зимний лес (на доске плакат “Зимний лес”).
Рефлекия
Вот и подошел наш урок к концу.
Понравился вам урок?
Что было самым интересным?
Поделитесь своими впечатлениями от урока. Если вам урок понравился, было интересно и все понятно, то свои эмблемы прикрепите под солнышком. Если вам было скучно, вы столкнулись с трудностями, то прикрепите свои эмблемы под тучкой.
Мы можем причинить вред природе, а можем принести пользу, покормив птичек. И тогда мир, даже несмотря на наши столь маленькие усилия, будет становиться все краше и краше.
13PAGE 15
15