Методическая разработка Изучение темы Плотность вещества в курсе физики 7 класса
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по теме: «Плотность вещества»
ФИО
Шиша Светлана Федоровна
Место работы
ГБОУ СОШ № 598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга
Должность
Учитель физики
Предмет
Физика
Класс
7 В
Тема и номер урока в теме
Гл. III. Взаимодействие тел
Урок 18/8 «Плотность вещества»
Базовый учебник
Перышкин А. В. «Физика 7 класс», «Дрофа» 2014г
Сборник задач
А.В. Перышкин Сборник задач по физике 7-9 класс, «Экзамен», 2014г
Используемые технологии: проблемно-поисковая, групповая, информационная
Форма урока: эвристическая беседа
Цель урока: Сформировать понятие новой физической величины «плотность» и познакомиться с её характеристиками: определение, физический смысл, формула, единицы измерения, способы измерения. Научиться вычислять плотность вещества по известной массе и объему.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, весы, разновесы, измерительный цилиндр (мензурка), тела разного объема и равной массы, тела равного объема и разной массы
Демонстрации: Сравнение тел разной массы и одинакового объема. Сравнение тел равного объема и разной массы
План урока:
Оргмомент. Фронтальная проверка д/з.
Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Применение нового знания.
Рефлексия.
Итоги урока. Домашнее задание.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
физика
Класс
7 В
Тема урока
Гл. III. Взаимодействие тел.
Урок 18/8 «Плотность вещества»
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Общие предметные: использовать метод научного познания (наблюдение, сравнение, счет, измерение) при определении плотности различных тел с использованием упражнений и заданий учебника; обнаруживать зависимость плотности вещества от его агрегатного состояния, делать выводы; объяснять результаты экспериментального домашнего задания, анализировать табличные данные.
Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы), умения работать с таблицей. Работать с понятиями «объем», «плотность»; овладеть познавательными универсальными учебными действиями при решении проблемного вопроса о взвешивании тел огромных размеров (бетонной плиты, залежей нефти и т.д.), регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач и упражнений; выполнять дома экспериментальные задания.
Воспитывать коммуникативные умения работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность. Сформировать познавательный интерес и творческие способности, практические умения, самостоятельность в приобретении знания о плотности вещества, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно принимать решения, обосновать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.
Частные предметные:
Измерять объем, плотность, владеть расчетными способами нахождения плотности, массы, объема; понимать физический смысл плотности, изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния, физический смысл – 1кг/м3 , называть единицы плотности; рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, пользоваться таблицами плотностей, переводить значения плотности из кг/м3 в г/см3; применять знания из курса природоведения, биологии, математики при нахождении плотности различных веществ.
Решаемые учебные проблемы
Как используя только линейку, определить массу кирпича?
Как определить массу тел огромных размеров (бетонной плиты, залежей нефти)?
Основные понятия, изучаемые на уроке (Стандарты)
Плотность вещества, единицы измерения плотности, формула плотности вещества
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Мультимедиа проектор, компьютер
Образовательные ресурсы
Федеральный сайт образовательных ресурсов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-- А если взять тело объемом 2 м3 , чему тогда будет равна масса 1 м3 ?
Какие действия вы провели, чтобы определить массу 1 м3 для льда?
То есть мы с вами нашли массу приходящуюся на единицу обёма – плотность. Как же рассчитать плотность?
Давайте по формуле определим единицы измерения плотности. В каких единицах в системе «СИ» измеряется масса?, а объём?
Читают определение в учебнике
Записывают в тетрадь определение плотности Плотность – это физическая величина, которая показывает чему равна масса вещества взятого в единице объема..
Рассматривают слайд и сравнивают массы 1м3 различных веществ.
Рассчитывают массу льда для 1 м3 на доске и в тетради.
Разделили массу льда на его объём.
Дети отвечают и записывают формулу для расчёта плотности в тетрадь
Дети отвечают и записывают в тетрадь
3 ЭТАП. Закрепление изученного материала.
10 мин
Плотность для большинства веществ рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении задач.
Стр. 63, Таблицы 2,3,4.
Вопросы по таблицам:.
-Отличаются ли плотности жидкостей, твердых тел и газов? В чем различие? Почему?
Ресурс №3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отвечают на вопросы: Таблица называется «Плотности веществ». Плотность показывает массу вещества взятого в объёме 1см3 или 1 м3
Работают с таблицами плотностей твердых тел, жидкостей и газов
У твердых тел большая, у жидкостей меньше, а у газов совсем маленькая.
Строение разное
4 ЭТАП. Применение нового знания
9 мин
-А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение.
Вопрос с кирпичом.
Так как же используя линейку определить массу кирпича.
Перед вами формула для плотности.
Ресурс №2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формулируют решение: Чтобы найти массу надо объем умножить на плотность..
Выполняют практическую работу:
1)Вычисляют объем
2)Из таблицы берут плотность
3)Определяют массу
4)Вычисляют ск. шт. кирпичей
Делают вывод: чтобы определить массу тела, надо знать его объём и плотность
Работают с формулой.
Два ученика работают у доски.
5 ЭТАП. Рефлексия. Домашнее задание.
4 мин
Д/з: §21, упр.7(1,2,3)
Экспериментальное задание: Определите массу бутылки подсолнечного масла, используя записи на этикетке и таблицу плотностей.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Рисунок 1Рисунок 115