Урок физики «Решение задач по теме «Плотность вещества», 7-й класс
Урок физики «Решение задач по теме «Плотность вещества» 7-й класс
Цель урока: создать условия для формирования практических навыков и умений применять полученные знания по данной теме через организацию самостоятельной деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
повторение формулы расчета плотности, массы, объема;
формирование навыков решения задач разного типа – расчетные, качественные, экспериментальные.
Развивающие:
развитие мыслительных операций;
развитие навыков сравнения физических величин и работы с таблицей плотностей;
Воспитательные:
формирование познавательного интереса к физике;
воспитание умения самостоятельного поиска решений и работы в группах;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Тип урока: урок повторения, закрепления и коррекции знаний.
Структура урока:
Организационный момент 1 мин.Целеполагание и мотивация 4 мин.Актуализация опорных знаний 4 мин.Решение качественных задач 5 мин.Решение расчётных задач 14 мин.Решение экспериментальной задачи 7 мин.Подведение итогов 2 мин.Домашнее задание 1 мин.Рефлексия 2 мин.
Ресурсы: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, кусок утеплителя прямоугольной формы, лабораторные приборы – весы, мензурка с водой. Используемые технологии: слайдовая технология, игровая технология, здоровье сберегающая технология, проблемная технология.
Место урока в образовательном процессе: данный урок проводится после лабораторной работы «Измерение плотности вещества» и является 3-м в изучении темы «Плотность вещества».
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Используемая литература:
Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2010.Годова И.В. Физика. 7 класс. Контрольные работы в новом формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2012.Марон А.Е. Физика . 7 класс: учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2011.Чеботарёва А.В. Тесты по физике: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Этапы урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент – создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок; Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов. Концентрация внимания, быстрое включение обучающихся в деловой ритм
2. Целеполагание и мотивация
Учитель: Предлагаю вам проверить готовность вашего мышления к уроку. Ваша задача решить анаграмму.– Попробуйте сформулировать тему урока, используя эти слова?Выслушав ответы детей, учитель формулирует тему урока и просит записать её в ученические тетради. (Слайд 3) – Прочитав ещё раз тему урока, попробуйте сформулировать цели урока.
Формулировка целей урока (Слайд 4)
– Сегодня урок у нас будет необычный. Он пройдёт в форме игры «Физическая эстафета». В эстафете вас ждут «препятствия», которые тяжело преодолеть в одиночку, поэтому попрошу вас разделиться на группы и занять свои места.– У каждой группы свой лист достижений, куда будут вноситься результаты.– Прошу записать в лист достижений состав групп.
– Готовы к испытаниям? Удачи! – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – формулировка темы, цели деятельности на уроке Формулирует задание для учащихся;проводит эвристическую беседу;знакомит с темой и целями урока, с правилами физической эстафеты Решают анаграмму, анализируют, обобщают, участвуют в эвристистической беседе, записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с правилами игры «Физическая эстафета», рассаживаются по группам.
3. Актуализация знаний
Учитель: Первый этап эстафеты проверит ваши теоретические знания. «Установи соответствия» его название. Время на обдумывание каждого задания – 30 секунд. Ответ – трёхзначное число, записанное в лист достижений(Слайд 5-9) – Выполните самопроверку и поставьте себе оценку в лист достижений (Слайд 10) – организация актуализации теоретических знаний учеников по теме «Плотность вещества»;– развитие памяти, внимания, логического мышления;– уточнение следующего шага учебной деятельности В формате презентации проводит первый этап игры;инструктирует учащихся;организует самопроверку работы. Участвуют в игре;выполняют задания с самопроверкой;работают с листом достижений;
4. Решение качественных задач
– Следующий этап получил название «Подумай и ответь». Вам будет предложено 8 вопросов, на которые должны ответить за 3 минуты Максимальный балл – 5. Поднятая рука означает, что вы справились с заданием досрочно.По истечении времени группы меняются местами и выполняют взаимопроверку. (Слайд 12) – создание условий для применения полученных знаний при решении качественных задач;– осуществление межпредметных связей (математика, знание мер); Проводит второй этап игры:инструктирует учащихся;раздаёт карточки с заданиями;наблюдает за временем;организует взаимопроверку работ. Участвуют в игре;выполняют задания с взаимопроверкой;работают с листом достижений;
5. Решение расчётных задач
– На третьем этапе вы должны продемонстрировать умение решать и правильно оформлять задачи.Время работы над задачами –10 минут.Каждая задача оформляется на отдельном листе и сразу же сдаётся учителю на проверку. У каждой задачи свой вес. – создание условий для применения полученных знаний при решении расчётных задач;– отработка правильности оформления физических задач;– осуществление межпредметных связей (математика, русский яз.); Проводит третий этап игры:инструктирует учащихся;раздаёт карточки с заданиями;организует проверку работ и соблюдение временного интервала;озвучивает полученные баллы. Участвуют в игре;решают задачи;работают с листом достижений;
6. Физкультминутка
– Давайте немного отдохнём. Встали. Представьте, что вы мчитесь верхом на конях. Продемонстрируйте, что с вами произойдет, если ваш конь резко повернетналево?направо?резко остановится?А если резко поедет вперёд?– Ребята, какое явление проявляется в нашей физкультминутке? А в чем оно заключается? Проводит физкультминутку;задаёт вопросы. Выполняют физкультминутку;отвечают на вопросы.
7. Решение экспериментальной задачи
– У меня в руках теплоизоляционный материал, плотность которого вы должны найти. Это последнее испытание. Необходимые приборы и материалы для этого можно найти на демонстрационном столе. Время выполнения – 5 минут. – создание условий для применения полученных знаний при решении экспериментальных задач;– отработка навыков работы с измерительными приборами Проводит четвёртый этап игры:инструктирует учащихся;раздаёт тела, плотности которых надо определить;организует проверку и соблюдение временного интервала;консультирует учащихся по необходимости;озвучивает полученные баллы. Участвуют в игре;выбирают необходимые измерительные приборы;выполняют измерения;рассчитывают плотность вещества;работают с листом достижений.
8. Подведение итогов
– Вы прошли последний этап эстафеты, а теперь предстоит оценить работу группы и каждого.– Заполните лист достижений и выставите самооценки и оценки в дневник. – оценивание работы группы и каждого учащегося Инструктирует учащихся;собирает листы достижений и озвучивает оценки. Заполняют лист достижений;Выставляют самооценки и рассчитывают средний балл(оценка в дневник).
9. Домашнее задание
Составить кроссворд по теме «Взаимодействие тел», раб. тетр. с. Комментирует домашнее задание, отвечает на возникшие вопросы учащихся Записывают задание в дневник;выставляют оценку за урок
10. Рефлексия– Попробуйте оценить свою работу на уроке.– Чему вы научились на уроке?– Достигли ли цели?Заполните таблицу:
1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен (на)/не доволен(на)
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я устал(а)/ не устал(а)
5. Материал урока мне был полезен/ не полезенинтересен/ скучен
6. Попробуй сформулировать свое мнение об уроке
– развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение– рефлексия своей деятельности на уроке Задает вопросы;организует работу с таблицей Отвечают на вопросы;заполняют таблицу