Конспект урока по теме Сила. Сила тяжести. Вес тела. в 7 классе
7 касс
Сила. Сила тяжести. Вес тела.
Цели:
обучающая: познакомить с понятием “сила”, признаками действия силы и способами измерения силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Познакомить учащихся с двумя видами сил- силой тяжести и весом тела.
развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
воспитательная: формировать интерес учащихся к изучению физики.
Оборудование: динамометр демонстрационный и лабораторный, набор грузов, деревянный брусок, пружина.
Ход урока
Орг.момент
Актуализация знаний (фронтальная беседа).
Изучение нового материала.
Введение понятия “Сила”.
Признаки действия силы.
Обозначение
Единицы измерения.
Направление
Точка приложения
Изображение
Измерение силы
Явление тяготения. Сила тяжести.
Вес тела.
Закрепление.
Рефлексия.
Домашнее задание. Учебник О.Ф.Кабардина §10-11читать.Задачи стр. 11.1, 11.4
I. Актуализация знаний.
Приведите примеры показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии с другими телами.
Приведите примеры показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.
Что называется инерцией?
II. Изучение нового материала.
Введение понятия “Сила”
Во всех приведенных вами примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.
Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.
Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой этого действия.
Известны четыре признака действия на тело силы:
изменение скорости,
изменение направления движения тела,
изменение формы тела,
изменение размеров тела.
Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.
Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.
Например, если надавить пальцами на ластик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.
Обозначается сила буквой F.
Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H]
В физике единицы величин выбирают не случайным образом, а так, чтобы они были согласованы с уже выбранными ранее единицами. Как же выбрали единицу силы – 1 ньютон?
Оказывается, что если на покоящееся тело начнет действовать сила, то это тело будет двигаться ускоренно, а точнее, равномерно ускоренно. Это значит, что за равные промежутки времени скорость тела будет возрастать на равные величины. Зная эту особенность движения тел,
силой в 1 ньютон назвали такую силу, которая, будучи приложенной к покоящемуся телу массой 1 кг, будет ежесекундно увеличивать его скорость на 1 м/с.
Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.
На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.
Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.
Итак, можно сказать, что результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.
Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить.
Измерение силы.
На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для этого используют прибор, который называется динамометром.
Демонстрация применения различных динамометров.
Динамометры бывают различного устройства. Главная часть динамометра – специально изготовленная стальная пружина, к которой прикреплена стрелка. Она перемещается по шкале, размеченной в единицах силы.
Для измерения силы различных мышечных групп человека используют медицинские динамометры.
Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак применяют ручной динамометр – силомер.
Применяют также ртутные, гидравлические, электрические и другие динамометры.
В последнее время широко применяются электрические динамометры. Они состоят из датчика, который преобразует деформацию в электрический сигнал.
Для измерения больших сил, таких, например, как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров, используют специальные тяговые динамометры. Ими можно измерить силы до нескольких десятков тысяч ньютонов.
Работа в группах
Фронтальный эксперимент
определить цену деления динамометра и измерить силу, с которой тянут брусок.
С явлением тяготения каждый знаком с детства. Примеры такого явления — падение капель дождя; падение мяча, подброшенного вверх; шарика после пережигания нити и т.д.
Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз?
Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?
Почему падает вниз вода фонтанов, водопадов и листья деревьев?
Демонстрации :
Падение тела подброшенного вверх;
Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити.
Луна движется вокруг Земли. Почему же Луна движется вокруг Земли, а не уходит от нее прочь. Ответ был дан после открытия закона всемирного тяготения.
Важно , что сила притяжения существует между любыми телами. Правда, эти силы в повседневной жизни практически себя не проявляют.
Тела притягиваются не только к Земле, но и к другим планетам, небесным телам.
Та сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается как Fт. (Запись в тетради)
С явлением тяготения каждый знаком с детства. Примеры такого явления — падение капель дождя; падение мяча, подброшенного вверх; шарика после пережигания нити и т.д.
Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз?
Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?
Почему падает вниз вода фонтанов, водопадов и листья деревьев?
Демонстрации :
Падение тела подброшенного вверх;
Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити.
Та сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается как Fт. (Запись в тетради)
Если сопротивление воздуха мало, то движение тел при падении на Землю, называется свободным падением. Таким образом, если тело движется только под действием силы тяжести, — оно свободно падает.
Постановка проблемы:
Как зависит сила тяжести, действующая на тело , от массы тела? Как это можно определить?
Работа в группах
Фронтальный эксперимент
Определить, как зависит сила тяжести от массы груза.
Оборудование : динамометр, три гири массой по 100 г каждая.
Вывод: сила тяжести зависит от массы тела, чем больше масса тела, тем больше сила тяжести.
F=mg,
Где m-масса тела, кгg-ускорение свободного падения, мс2или Нкг.
Так как сила тяжести как и любая другая сила- векторная величина, то необходимо кроме численного значения указать точку приложения и направление. Куда всегда будет направлена сила тяжести?(что подсказывает ваш личный опыт?)
Вес тела.
Демонстрация. Груз на губке для мыть посуды, груз подвешенный на пружине.
Скажите, что происходит с губкой, что происходит с пружиной? Почему? Какова причина давления груза на губку, какова причина растягивания пружины?
Вес тела-сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.Обозначается буквой Р, измеряется в Н,
-36830181610Рассмотрите рисунки и скажите
Где в каждом случае находится точка приложения силы?
Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то:
Р = Fт = mg
Вывод: вес-это сила, приложенная к опоре или подвесу, и если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то:
Р = Fт = mg
Отличие силы тяжести и веса тела
IV. Закрепление
Назовите причину изменения скорости тела?
Как обозначается сила?
В каких единицах измеряется?
Изобразите на рисунке шарик на который действует сила в 5 Н, направленная вправо.
Какие виды сил вы уже знаете?
Какую силу называют силой тяжести?
Что называют весом тела?
Чем отличается сила тяжести и вес тела?
V. Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Что удивило?
Что больше всего запомнилось?
Могут ли пригодиться вам в жизни знания, полученные на уроке?
VI. Домашнее задание. Учебник О.Ф.Кабардина §10-11читать.Задачи стр. 11.1, 11.4