Начало правления Ивана Грозного
"Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады" 7 класс
Цели:
Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.
Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.
Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
суть и характер реформ Ивана IV
органы управления государством во второй половине XV в.
Учащиеся должны понимать, что такое:
централизованное государство
Земский собор
Избранная Рада
стрелецкое войско
Судебник
Учащиеся должны уметь:
умения передавать содержание текста в сжатом виде
проводить информационно-смысловый анализ текста
формулировать выводы
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник История России. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; раздаточный дидактический материал (отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского), презентация, иллюстрация худ. Иванова «Земский собор».
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран.
Ход урока
I. Изучение нового материала:
План
Боярское правление в начале XVI в.
Личность Ивана IV.
Укрепление центральной власти
Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.
Военная реформа
2 Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.
Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.
1. Боярское правление.
Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.
Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)
Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, взяла управление государством в свои руки. За время правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.
Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 3 абзац п. 1 и дописать название реформ.
Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?
Реформы Елены Глинской:
введение … (единой денежной единицы (московский рубль)создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)
основание … (Монетного двора)
введение … (единых единиц длины и веса.)
Вопрос: чему способствовали данные реформы?
Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть.
Работа учащихся с документом «О боярском правлении» стр. 200 учебника.
2. Личность Ивана IV.
- Проверка понимания значения понятия «личность» (опора на знание обществоведческих терминов)
Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом
Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .
Дидактический материал (в конце) Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV.
Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был образованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку. В 16 лет заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на 3 царство. (Слайд) Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение. В чем же разница?
Работа с текстом учебника: стр. 194, 2 абзац, запись даты – январь 1547 г.
Учащиеся приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет государства. Период боярского правления закончился. Царь стал самодержавным государем.
3. Укрепление центральной власти
Давайте вспомним, как управлялось государство в начале XV века.
Так назывался правитель в России в XV веке (Великий князь).
Так назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).
Так назывались центральные органы управления (приказы).
Так назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).
На доске схема органов управления в XV в.
Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи:
Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления.
Утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги.
Преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами.
Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, митрополит Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и Избранная Рада провели в стране реформы.
1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.
1550 – принятие нового Судебника. Вспомните, когда и кем был введен первый Судебник? Что значит выражение «Юрьев день».
Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.
Задание: Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию.
1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.
Работа с текстом учебника: найдите объяснение данного названия.
Задание: Из пункта «Стоглавый собор» выберите решения собора:
1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне
Работа по учебнику: стр. 198 , функции выборных органов.
Запись: выборные органы:
вершили суд;
следили за соблюдением законов и порядка:
собирали подати
Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения
4. Военная реформа
Рассказ учителя: Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.
Введение даты: в 1556 г. было принято «Уложение по службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске от всех землевладельцев.
Иллюстрация стр. 199, «конный воин – дворянин».
Подведение итога работы на уроке: оценка учащимися начала правления царя.
Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.
II. Домашнее задание:
§23
Творческое задание по желанию: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон ИванаСильным учащимся карточки: работа с документом: Фрагмент из Уложения о службе (1556) Ивана Грозного. В «Уложении» идет речь о создании дворянского ополчения.
Дидактический материал для работы групп.
1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».
2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.
4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».