Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады
УРОК 9. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ (§ 6)
Основные вопросы изучения материала 1) Боярское правление. Елена Глинская.
2) Личность Ивана IV.
3) Венчание на царство.
4) Московское восстание 1547 г.
5) Избранная рада.
6) Укрепление центральной власти.
7) Военная реформа.
8) Реформы местного управления и налогообложения
Цели урока Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.
Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.
Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей
Планируемые результаты Личностные: Создать педагогические условия, при которых учащиеся должны знать:
суть и характер реформ Ивана IV
органы управления государством во второй половине XVI в.
даты основных событий, связанных с началом правления Ивана Грозного и реформами Избранной Рады
Предметные: Создать условия, при которых на основе работы с текстом (источником), ученик должен понимать, что такое
централизованное государство
Земский собор
Избранная Рада
стрелецкое войско
Судебник
Метапредметные:Создать условия, при которых ученик должен уметь
передавать содержание текста в сжатом виде
проводить информационно-смысловой анализ текста
формулировать выводы
применять полученные теоретические знания при анализе социальных реалий
Тип урока Изучение нового материала
Форма урока групповая (группы формируются заранее) и индивидуальная работа, фронтальная работа, анализ документов, работа с текстом
Ресурсы урока Учебник, § 6. Карта. Презентация к уроку. Исторические источники (кейс-технология)
Основные понятия, термины Царь. Венчание на царство. Боярское правление. Избранная рада. Земский собор. Приказы. Челобитные. Стоглав. Местничество. Стрельцы. Губа. Городовые приказчики. Земский староста. Черносошные крестьяне. Централизованное государство. Сословно-представительная монархия
Основные даты, периоды 1533—1584 гг. — правление Ивана IV. 1538 г.— смерть Елены Глинской.
1547 г.— венчание Ивана IV на царство; восстание в Москве. 1549 г.— Земский собор. 1550 г. — принятие Судебника (Стоглава). 1551 г.— Церковный собор. 1556 г.— реформа местного управления (отмена кормлений)Персоналии Юрий Дмитровский. Андрей Старицкий. Иван IV. Анна и Елена Глинские. Сигизмунд I. Митрополит Макарий. А. Ф. Адашев. Сильвестр. М. И. Воротынский. А. М. Курбский. И. В. Шереметев, И. М. ВисковатыйДомашнее задание § 6 учебника.
*Мини-проект. Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем
Модули урока Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных,коммуникативных, личностных) Оценивание образовательныхрезультатов
Мотивационно - целевой Задание 1. Рассмотрите в учебнике и на слайде иллюстративный ряд (слайд 1).
Какому правителю посвящён данный иллюстративный ряд? (жизни и деятельности Ивана IV.)
Что вы знаете об этом русском царе? Как его прозвали в народе?
Почему многие события, произошедшие во время его
правления, до сих пор вызывают
споры, неоднозначные оценки?
(слайд 2 Тема урока) Сегодня на уроке мы начинаем изучать историю нашей страны XVI в. этот период связан с правлением царя Ивана IV, прозванного в народе Грозным. Иван Васильевич был фигурой противоречивой и сложной. За годы своего правления он сделал много хорошего, но и много плохого. Недаром он получил такое прозвище. При нем Россия знала и славные победы и горькие поражения, а вскоре после его смерти в России начались смутные времена.
(Слайд 3. План урока) - Глядя на план нашего урока, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока и проблему урока.
Сегодня мы изучим первую половину его правления. Рассмотрим основные направления внутренней политики Ивана IV в начале его правления. Получим представление о первых реформах, проведенных Иваном IV и его сподвижниками; рассмотрим процесс складывания в России сословно-представительной монархии. Перечислять различные толкования, версии исторических событий
с опорой на дополнительные сведения.
Формулировать выводы, суждения
на основе дополнительных сведений, жизненного опыта Работа с иллюстрациями.
Беседа
Организационный (актуализация, повторение) (Слайд 4. Карта «Россия в 16 в.) К началу правления Ивана IVв России завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
Когда и при каких правителях завершился этот процесс?
Вспомните его современников из
других стран — правителей, деятелей культуры.
Какие способы управления были
известны в то время? Каким образом можно было изменить ситуацию в государстве, в его отдельных
сферах
Что такое реформа? Приведите из
всеобщей и отечественной истории
примеры проводимых реформ. Каков был их результат? Определять по карте и словесно
описывать границы государства.
Применять ранее полученные знания в историческом контексте
Примерный ответ: процесс объединения завершился в правление Ивана III и Василия III - конец XV – первая половина XVI в.
Примерный ответ: основные задачи, стоявшие перед государством после объединения, создания централизованного государства и укрепления центральной власти. Для этого были нужны реформы.
Беседа. Работа с источником, картой
Работа с картой.
Беседа
Содержательно – организационный
1.Боярское правление. Елена Глинская. (Слайд 5.) Иван родился в 1530 г. Посмотрите на слайд там указаны годы правления Ивана (1533-1584 гг.) Как вы думаете, мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.
(Слайд 6). Задание 2: прочитать 3 абзац п. 1 и дописать название реформ.
Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?
После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.
(Слайд 7) Работа в группах с документами (стр. 48-49 учебник) Находить информацию из разных
исторических источников.
Оценивать влияние различных факторов на становление личности и
деятельность правителя, давать
оценку его человеческим качествам,
выявлять мотивы поступков.
Определять причинно-следственные
связи.
Участвовать в работе группы. Планировать распределение функций в
совместной деятельности.
Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач.
Сжато представлять информацию.
Высказывать собственное отношение к событиям, позиции. Оценивать мнения и позиции представителей разных групп
Реформы Елены Глинской:
введение … (единой денежной единицы (московский рубль)создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)
основание … (Монетного двора)
введение … (единых единиц длины и веса.)
1 группа. Из « большой челобитной» И. С. Пересветова.
Вопрос к документу: Как автор документа характеризует «боярское правление»? В чем Иван Пересветов видит главный вред подобного правления?
2 группа. Из домостроя
Вопрос к документу: Какой позиции придерживается автор документа? Как по вашему мнению, он мог бы оценить время боярского правления?
3 группа. Из « Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н. И. Костомарова
Вопрос к документу: Согласны ли вы с оценкой историка? Свой ответ аргументируйте.
Работа с учебником, историческими источниками.
Беседа.
Рассказ
2. Личность Ивана IV. Из курса обществознания давайте с вами вспомним, что же такое личность?
(Слайд 8) Задание 3. Сейчас я предлагаю вам поработать с документами и выяснить какой же личностью был Иван IV. Используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .
Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след.
(Слайд 9) Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение. В чём же разница?
Учащиеся высказывают предположения.
Дидактический материал для работы групп.
1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».
2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.
4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».
3. Венчание на царство.
4. Московское восстание 1547 г.
5. Избранная рада.
(Слайд 10) Достигнув совершеннолетия, Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Это был счастливый брак, продлившийся 13 лет. Мягкая, добрая Анастасия Романовна оказывала на Ивана благотворное влияние. Но за две недели до женитьбы произошло еще одно важное событие в жизни самого Ивана IV и всей страны. Иван торжественно венчался на царство. Обряд венчания был разработан митрополитом Макарием.
В январе 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля митрополит торжественно возложил на голову Ивана шапку Мономаха. С этого момента Иван IV официально принял титул не только великого князя, но и царя «всея Руси».
Иван IV стал первым в истории России «боговенчанным царём». Что это означает?
(Слайд 11) Счастливое начало царствования было прервано страшными событиями. В том же 1547 г. в Москве произошел сильный пожар. В огне погибло около 4 тыс. человек. Пожар сопровождался народными волнениями, которые показали, что страна нуждается в преобразованиях.
(Слайд 12.) Перед Иваном IV стояли большие задачи: необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.
Венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России.
Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.
6. Укрепление центральной власти.
7. Военная реформа.
8. Реформы местного управления и налогообложения Прочитайте п. 4 § 6. Почему именно народные восстания убедили
царя в необходимости реформ?
В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор — наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от вече, которое представляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:
— представлял различные сословия русской элиты — бояр, дворян, духовенство;
— созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.
Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией.
Лаборатория историка: представьте, что вы являетесь научными сотрудниками трёх лабораторий.
Прочитайте документы (см. дополнительный материал), проясняя
смысл незнакомых слов с помощью
словарей, Интернета. Кратко перескажите их. Сделайте вывод: что
хотел изменить правитель, принимая то или иное решение?
Расскажите об Избранной раде. Какова была роль ближайших советников царя? Как вы оцениваете её
деятельность? Опираясь на отрывок из Домостроя, определите, какой позиции придерживался автор. Групповая работа. Каждая группа разбирает одну из реформ по плану:
1) время проведения;
2) цель реформы
3) суть реформы;
4) значение реформы.
Выдает результаты. Время выступления каждой группы – 3 мин.
По итогам работы составляется сводная таблица.
Задания для групп:
1 группа – судебная реформа. (Новый Судебник 1550 г., :—провозгласил закон единственным источником права на Руси;
— ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;
—закрепил функцию суда исключительно за государством;
— упорядочил налоги;
— подтвердил право крестьян на «Юрьев день» (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему «пожилого»).
2 группа – реформа центрального управления (сформировалась приказная система:— управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами («министерствами»);
— Посольский приказ ведал иностранными делами;
— Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;
— Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;
— впоследствии были созданы и иные приказы)
3 группа – реформа местного управления (1555 — 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:— был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;
—городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;
—губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции.
4 группа – военная реформа, «Уложение о службе» (военнаяреформазаключалась в том, что:— ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;
— главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;
— ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 отборных дворян, которые получили обширные земельные участки под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;
— часть войска (в основном обознотыловая служба) набиралась из крестьян).
Контрольно-оценочный (в том числе, рефлексивный) Назовите основные направления
реформ Избранной рады. Согласны
ли вы с мнением, что её можно назвать первым в истории России
правительством? Все ли были согласны с проводимыми реформами?
Почему прервались реформы Избранной рады?
Какие факты свидетельствуют о
формировании в России сословно-представительной монархии?
Как в записках о России итальянский иезуит, писатель и дипломат
А. Поссевино описывает правление
Ивана IV (см. дополнительный материал)? Какие черты этого правления выделяет иностранный автор? Почему?
Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли цели? Докажите.
Оцените свою деятельность и деятельность каждого из членов группы на уроке.
У каждого из вас есть лист самооценки, заполните его.
Формулировать свою точку зрения
и аргументировать её с помощью
учителя.
Приводить примеры для подтверждения вывода, суждения.
Находить информацию, выделяя
главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с
помощью педагога.
Определять информационную ценность исторического источника
(под руководством учителя).
Участвовать в обсуждении версий и
оценок исторических процессов и
явлений (под руководством учителя), аргументировать своё мнение.
Сравнивать (с помощью учителя)
исторические объекты на основе
анализа и выделения существенных признаков.
Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме Дискуссия. Работа с картой
Работа с историческим источником.
Беседа.
Домашнее задание § 6 учебника.
*Мини-проект. Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»
Историки ведут дискуссии о характере народного представительства в
Земских соборах, их роли в истории России. Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным.
Чем отличались органы сословного
представительства России от западноевропейских? Выясните общее и особенное в централизации государства в России и европейских
странах.
Предположите, как сложилась дальнейшая судьба Избранной рады, её членов. Найдите подтверждение или опровержение своему мнению в дополнительной литературе, интернет-ресурсахПамятка по работе с историческим источником
1. Прочитайте заглавие (если оно есть).
2. Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах, когда и кем он был создан? Каковы цели его создания?
3. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.
4. Какую новую для вас информацию содержит документ? Кратко изложите её.
Лаборатория историка
УЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ, 1556 г.
Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями за-владали, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их, — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достой-но, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложенную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жаловани-ем, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование: а хто землю держит, а службы с неё не платит на тех на самех имати денги за люди; а хто даёт в службу люди лишние перед землёю, через уложенные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская бозо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей.
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 115.
УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА
1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жити в Воробьёвской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семёнов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в четвёртой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Фёдор Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцам велел давати по 4 рубля на год.
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней// А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 114.
ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ, 1556 г.
Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064-го (1556) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем как им впредь служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлениям по городом и по волостем для росправы людем и всякого устроениа землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и во-лостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха отбращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уло-жил. Многие грады и волости пусты учинили наместникы и волостели, изо многих лет презрев страх божий и государьскые уставы, и много злокознённых дел на них учиниша. <…>
О повелении царьском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з страшным и грозным запрещением заповедь по-ложити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора враж-да не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем предавати; а на грады и на волости положити об-рокы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком…
О рассмотрении государьском. По сем же государь и сея рассмотри: которые велможи и всякие воины многыми землями завладали, службою оскудеша,— не против государева жало-вания и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше: в поместьях землеме-рие им учиниша, комуждо что достойно, так устроища, преизлишки же разделища неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жа-лование; а хто землю держит, а службы с неё не платит, на тех на самех имати денги за люди… И все, государь, строяще, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха…
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 121—122.
А. Поссевино. «Исторические сочинения о России XVI в.» (фрагмент)
Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: «Один бог и великий государь это ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы ни знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя». Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором. Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почти папское. Можно сказать, что всё это заимствовано от греческих патриархов и императоров, и то, что относилось к почитанию бога, он перенёс на прославление себя самого. Он носит тиару, пышно украшенную жемчугом и драгоценными камнями и не одну (их он постоянно меняет, чтобы показать своё богатство; говорят, что они привезены из Византии). Их он или имеет при себе, когда сидит на троне, или носит на голове. В левой руке у него жезл, или посох, украшенный довольно большими алмазными зёрнами, как бы узлами. Он носит спускающуюся до пят одежду, почти такую, какую обычно носят папы, когда исполняют торжественное богослужение, на руках его много перстней с огромными драгоценными камнями. Справа над его троном, на котором он восседает, лик спасителя и пречистой девы. По обеим сторонам стоят по два человека, вроде королевских телохранителей, одетые в белые кафтаны с обоюдоострыми секирами, приложенными к плечам. На скамьях же во внутренних и внешних покоях сидят люди в златотканой одежде до пят (если они сами не имеют такой одежды, князь имеет обыкновение при приезде послов выдавать её на время). Они похожи на дьяконов, когда те помогают священникам в церковной службе. В удивительном молчании следят они за выражением лица и движениями головы князя…
Так как князь признаёт и называет себя наследником всех своих владений и того, что в них находится, земли и имущество он передаёт, кому захочет и у кого захочет, в любое время отнимает. По этой причине они не осмеливаются отойти от своей схизмы и каждый идёт на войну, не получая жалованья. Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются, куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его. Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных. И так как он хочет знать, что они между собой говорят, получается, что никто не смеет рта раскрыть. Каждое высказанное слово может в такой же мере снискать милость государя, как и стать причиной наказания. Без его уведомления и разрешения не дозволяется уезжать к иноземцам. Хотя купцы других стран приплывают и приезжают в Московию, однако никто из московитов обычно не ездит в другие страны, если его не пошлют…
По-видимому, с давних пор они привыкли к такому почитанию, никогда, ни при каких обстоятельствах они не забывают о нём, платя дань почтения государю и чуть ли не посвящая ему свои души. Какими бы влиятельными ни были какие-нибудь люди, если они окажутся замешанными в тяжком преступлении (или таком, которое кажется тяжким), по приказанию и соизволению государя они подвергаются высшей каре: по большей части их топят в воде или запарывают плетьми. Это до такой степени не считается позорным, что даже наказанные плетьми возносят хвалы государю