Статья к презентации Использование активных методов обучения на уроках в начальных классах


Применение активных методов обучения на уроках
в начальных классах
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»,-говорил В.А.Сухомлинский.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания.
Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу.Они предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных правильно ответили на вопросы.
Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, запоминаем на 90%. Выходит, десяти процентам учащихся подходят методы обучения в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: своими поступками, реальными делами.
Если раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Без этого нет движения вперёд в овладении знаниями.
Это заложено в основе данных методов.
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы. Каковы же концептуальные позиции активных методов обучения?
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
распределение начальных действий и операций;
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
обмен способов действия для решения проблемы;
взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.
Педагогика игры собирает идеи, которые облегчают контакты в группе, обмен мыслей и чувств, понимание конкретных проблем и поиск способов их решения. Заданием педагогики игры является предоставление методик, которые помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Педагогика игры помогает ведущему реализовать различные потребности участников: потребность в движении, переживаниях, преодоление боязни, желании быть с другими людьми. Она также помогает перебороть робость и застенчивость. Деятельность данного типа может принести много позитивного, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.
4572000762000Принципы педагогики игры:
1.Добровольность участия.
2. Отсутствие соперничества и наличие положительных эмоций.
3. Разнообразие используемых форм.
4. Обращение внимания на все уровни коммуникации.
Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач педагогов бывает оттого, что забывается о чувствах и эмоциях ученика.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Динамично помогают начать урок такие методы, как "Подари подарок другу", "Поздоровайся локтями", "Улыбнемся друг другу».
Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как "Дерево ожиданий", "Фруктовый сад","Ковер идей", "Солнышко и туча", «Снежная поляна» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
4343400-1524000 К примеру,методика «Ковёр идей»проходит в три этапа.
5508625112839500Первый – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос, записывают на листочках и вывешивают на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.Четвёртый-оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу и что постараюсь сделать.
Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. В то же время не надо применять эти методы без поиска ответа на вопросы: для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия . «Дерево ожиданий»- Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы: "Магазин", "Парный выход". "Светофор", "Сундучок знаний".
При работе над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются методы «Ульи» - обсуждение в группах. «Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в группах , «Мозговой штурм», «Пустое кресло», «Дерево решений».
В группах при работе- не более 9 человек.
Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие». Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения,
т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.
Методика «Дерево решений» используется для решения трудных и неоднозначных ситуаций. Ученики в ходе занятия выявляют+ и – поставленной проблемы, анализируют все возможные варианты , заполняют в группах таблицу
Проблема
+ (преимущества) - (недостатки)
и приходят к совместному решению.
«Пустое кресло»-Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.
На 3-4 стульях нужно разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Учитель ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.
«Кластер» может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы: "Автобусная остановка", "Инфо-карусель",
"Инсерт",или «Пометки на полях», позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие. + знаю, - не знаю, ? хочу узнать подробнее, ! узнал новое.
 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
На этапах обобщения и систематизации знаний хорошо использовать метод «Творческая мастерская»,"Синквейн", «Парный выход».
Метод «Творческая мастерская» часто применяется на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: 
На первой строчке записывается одно слово - существительное.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна (хитрая, рыжая).
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна .На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение . При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было    интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. АМО на этой фазе урока: метод «На линии огня», «Инфо-карусель», «Ковёр идей» . Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» - Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Все эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
На этапе рефлексии можно применить следующие методы: - "Незаконченное предложение", "Телеграмма"
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Здесь пригодится метод "Четыре стихии"
Вывод: Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.