конспект урока по произведению Н. Лескова Левша
Дата____________
Учитель___________________
Тема: Н.Лесков « Левша»
Цели:
раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
развивать навыки аналитического чтения произведения;
воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
Наглядность: портрет писателя слова, эпиграф к уроку , иллюстрации к произведению
Тип урока : урок - исследование
Организационная структура урока
Этап №1
Организационный момент
Методы
и приёмы
1.
Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.
Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.
№2
1.
Сегодня нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказа Николая Семёновича Лескова «Левша». Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущем уроке.
Тема нашего урока определена: «Загадка русской души»
Эпиграфы урока определены (Они на доске). «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» Н.С.Лесков. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
эврист
2.
Какую же цель мы с вами ставим перед собой, исходя из темы урока и опираясь на эпиграфы. (Загадку чьей души нам предстоит разгадать?) – Левши А какую проблему будем решать? a) Нам предстоит разгадать с вами, каким героем является левша: положительным или отрицательным?
На столах учащихся находятся : листы оценки своей деятельности на уроке, листы для сбора информации по образу левши, листы для составления кластеров и синквейнов Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем выступать? (В роли читателя, исследователя, мыслителя)
№3
Формирование умений и навыков.
1.
Общая проблема: проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России.
словес
2.
Чтобы вспомнить сюжет произведения, я предлагаю вам игру :«Рассыпанные открытки». (Вызвать 6 учащихся. Найти своё место. Что изображено на открытке?) ( 1. Англичане дарят русскому императору блоху. 2. Николай Павлович посылает Платова в Тулу. 3. Работа тульских мастеров. 4.Левша на царском приёме. 5.Левша в Англии. 6.Возвращение левши в Петербург и его бесславная смерть).
Беседа по вопросам на восприятие текста
в какой главе он появляется? (в 6 главе. Зачитать.) как выглядит левша? (проследим по тексту, учебник, стр.262.( как попадает левша к императору? Как держится с ним?( (глава 13. Чтение по ролям).(
исслед
3
Составление кластера – глава 16 (Какие качества левши проявляются в этих эпизодах? (Патриотизм, преданность своему делу, своей Родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество).
Левша безобразный внешне, красив душой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Проводит физминутку ученица. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из – под ладошек. И направо! И ещё Через левое плечо! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.
№4
Применение умений и навыков
Работа с текстом. (15 глава)- Мы расстались с героем, когда англичане отправили Левшу в Россию. Каким путём и почему? Что с ним случилось в дороге? (Отправили на корабле, так как Левша не знает языков. В дороге герой затосковал, мог «род помешательства достать»)- Почему Левша не остался в Англии? Что тянет его домой? (Идет работа с текстом: «Мы Отечеству верно преданные», «у меня дома родители есть», «Мы к своей Родине приверженные»)- А что для него Родина? (Прежде всего дом, семья. Родина – это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине – отказаться от веры – это величайший грех для русского человека. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о родителях, о Туле, о семье. Все это в душе Левши)Вывод: Левша – плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот.- А кто такой патриот? (Дети читают цитату, записанную на доске: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» (Н.С. Лесков))- Как же Родина встретила Левшу? (главы 16-20) (Работа с текстом. Выбор ключевых слов: «свалили в квартале на пол», «обыскали», «платье сняли и часы», «деньги обрали», «на холодном парате в больнице лежал», «вези не покрытого», «роняют, уши рвут», «он весь избился», «на полу в коридоре посадили» и т.д.)- Что можно сказать о судьбе Левши? (Горькая, жестокая, плохая, неблагодарная.)- И трагическая. В чём трагизм судьбы героя? (Талант его России не нужен. Даже перед смертью Левша думает не о себе, а ос воем Отечестве. Пытается передать государю, чтобы ружья кирпичом не чистили. Горестная судьба героя и имя его обречены на забвение)- Как же автор относится к своему герою? (Лесков восхищается талантом мастера, выступает за народ, за таких простых мужиков, каким был Левша. (Обращение к эпиграфу))- В чем смысл слов английского шкипера: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? (Человек, не красивый внешне, красив душою. У него душа человеческая.)- Какое значение в сказе имеет 20 глава? Ведь она особенная и по стилю повествования отличается от сказа. (Здесь говорит сам автор. Он вспоминает старину и говорит о том, что потомки с гордостью и любовью вспоминают прошлое, потому что это наша история. Наша гордость. Прошлое вдохновляет народную фантазию, желание творить, как они)- Чем же для нас стал Левша, герой, у которого нет даже имени, да и прозвище пишется с маленькой буквы? Талантливый мастер. Герой с «человечкиной душой»).
аналит
1.
Работа с иллюстрациями
– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги Всмотритесь в иллюстрацию.
– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?– За каким делом изображен Левша?– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?
2.
– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.
Аболон полведерский – Аполлон БельведерскийБуреметры морские – барометры морскиеМерблюзьи мантоны – верблюжьи мантоОгромные бюстры – огромные бюстыПреламут – перламутрВерояции – вариацииМелкоскоп – микроскопЕгипетская керамида – египетская пирамидаНимфозории – инфузорииВалдахин – балдахин
– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта. – Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?– Как изображены герои ? как переданы настроение и поведение героев произведения?– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». В
№5
Работа по повторению
1.
Подготовка
№6
Развитие речи
Раз речи
№7
Наш урок завершается. Мы говорим сегодня на только о левше, мы говорим о самих себе. Ведь мы – русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ? Вывод учащихся. Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны уметь многое делать своими руками, гордиться своей страной, её мастерами. Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке: 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок мне показался коротким / длинным 4. За урок я устал / не устал 5. Моё настроение стало лучше / хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен Рефлексия урока
1.
№8
Этапы информации о домашнее задание
Написать сочинение на тему: " Как я себе представляю Левшу?"
«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»
Мое отношение к левше
№9
Оценки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОК №
Тема:
Цели: 1.
2.
3..
Наглядность:
Тип урока :
Организационная структура урока
Этап №1
Организационный момент
Методы
и приёмы
1.
Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.
№2
Актуализация
1.
эврист
2.
№3
Работа над темой урока
1.
словес
2.
исслед
3
№4
Стадия осмысления
(закрепление)
аналит
1.
2.
№5
Работа по повторению
1.
Подготовка
№6
Развитие речи
Раз речи
№7
Рефлексия урока
1.
№8
Домашнее задание
Упр
стр
№9
Оценки
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заголовок 115