Модуль Крутим барабан времени 4 класс
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Усть-Илимска, Иркутской области
Утверждено МС школы № 1 от 28.08.2014
Директор школы
Ткачева Т.В.
«____» ____________ 2014г.
Рабочая программа
Образовательный модуль в четвертом классе
«Крутим барабан времени»
Автор: Сергеева О.Ж..,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории.
г. Усть-Илимск, 2014
Образовательный модуль «Крутим барабан времени» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, который позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения современного качества начального общего образования, с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №11».
Образовательный модуль, рассчитанный на 2 недели – 41час, реализуется в учебной деятельности через разные формы организации учебного процесса. Занятия длятся по 40 минут.
Общая структура образовательного модуля:
1 неделя
«Крутим барабан времени: прошлое, настоящее!»
2 неделя
«Крутим барабан времени: настоящее, будущее!»
Цель:
комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.
Понедельник
5ч
4ч
Вторник
5ч
4ч
Среда
5ч
5ч
Четверг
4ч
5ч
Пятница
4ч
Итого:
23 ч (1 неделя)+18 ч (2 неделя)= 41 час
Данный модуль предполагает решение следующих задач:
Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества.
Формирование предметных умений по содержанию данного модуля;
Развитие внимания, связной устной и письменной речи;
Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартных форм организации учебного процесса.
Планирование по образовательному модулю «Крутим барабан времени».
№ занятия в модуле
Тема занятия
Предмет и кол-во часов
Неделя 1 «Крутим барабан времени: прошлое, настоящее!»
День № 1
1
Установка и выбор решений проектной задачи по заданному модулю. Постановка учебной задачи проходит на первом занятии «Крутим барабан времени. Время: прошлое, настоящее, будущее» на этапе мотивации и целеполагания деятельности, где ученики должны самостоятельно сформулировать цели-результаты занятий.
Следующий этап первого занятия: открытие детьми нового знания. Информацию представляют учителя, подготовленные ученики, ведется обсуждение, заполнение сравнительной таблицы, представления заданной информации в виде схемы или таблицы, что важно для дальнейшей учебно-познавательной деятельности
Математика - 2 ч
литературное чтение -1ч
изо – 1 час
музыка – 1 ч
2-3
Образ времени в математике. Единицы измерения времени. С. 139 № 272. Как связаны движение и время? Пропорциональная зависимость между величинами «скорость», «время», «расстояние». (уч. «Математика» с. 12 № 20, с.14-17 № 24, 32)
4-5
Образ времени в изобразительном искусстве и музыке. (Репродукция М. Шагала «Часы с синим крылом»)
День № 2
6-7
Путешествие во времени (прошлое): Расширение знаний о Земле. Кругосветное путешествие Магеллана. (уч. «Окружающий мир» с. 61-65, 65-67, 1 часть)
окружающий мир -2 часа
литературное чтение - 1 час
русский язык – 2 часа
8-9
Путешествие во времени (прошлое): письменность. Речь: типы и стили речи. (Печатная тетрадь по русскому языку, часть 2, с. 69-79)
10
Путешествие во времени (прошлое): Пословицы и поговорки русского земледельца. (уч. «Литературное чтение» с. 8-10, 1 часть). Рефлексия.
День № 3
11-12
Путешествие во времени (прошлое): Скорость
сближения.
Математика- 2 часа, физическая культура - 1 час,
окружающий мир – 2 часа
13
Путешествие во времени (прошлое): Народные игры в разные времена (физическая культура)
14-15
Путешествие во времени (прошлое): Природа Нового света. Развитие науки. Устройство Вселенной. (Уч. «Окружающий мир», часть 1, с. 68-71).
День № 4
16-17
Путешествие во времени (настоящее): Задачи на движение тел в одном направлении. Задачи на удаление тел друг от друга. Скорость удаления.
Математика - 2 часа, русский язык – 1 час, окружающий мир -1 час
18-19
Путешествие во времени (настоящее): Письмо-рефлексия (Кто я в настоящем?»). (Печатная тетрадь по русскому языку).
Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. (Уч. «Окружающий мир», 1 часть, с.3-11).
День № 5.
20-22
Путешествие во времени (настоящее): Объемные
тела и их развертки.
Математика – 3 часа
технология – 1 час
23
Путешествие во времени (настоящее):
Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона (технология).
Неделя 2. «Крутим барабан времени: настоящее, будущее!»
День № 1
24-27
Путешествие во времени:
Время во власти автора. Стихи А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Учебник Стр. 70-71
Математика - 2 часа,
литературное чтение -1 час, музыка - 1 час
День № 2
28-31
Путешествие во времени:
Разучиваем современные спортивные игры (физическая культура)
Величины плоских фигур. Объем тела.
Размышления о времени и себе. Путь взросления. «Мерцают созвездья» Учебник «Литературное чтение», В.Ю. Свиридова, 2 часть, стр. 159
Физическая культура - 1 час
математика - 2 часа,
литературное чтение -1 час
День № 3
32-36
Путешествие во времени (будущее):
Мерки для измерения объема. Единицы объема.
Написание письма в будущее.
Выставка работ и их защита по теме «Образ времени в изобразительном искусстве»
Рефлексия через письменный текст.
Математика – 2 часа,
русский язык – 1 час,
литературное чтение – 1 час
ИЗО - 1 час
День № 4
37-41
Путешествие во времени (будущее):
Вычисление объема прямоугольной призмы.
Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона – техника будущего (технология).
Первопроходцы в науке. Техника и человек. (Учебник «Окружающий мир», Н.Я. Дмитриева, 1 часть, стр. 12-17).
Представление результатов деятельности по образовательному модулю. Рефлексия.
Математика – 1 час,
технология – 1 час, окружающий мир -1 час, литературное чтение – 2 часа
Характеристика образовательного модуля:
Название модуля
«Крутим барабан времени: прошлое, настоящее, будущее»
Предмет
Межпредметный (Математика, русский, литературное чтение, окружающий мир, музыка, ИЗО, технология, физическая культура).
Класс, время
4 класс
Вид модуля
Межпредметный модуль
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается образовательный модуль
Общеучебные умения:
работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, планирование собственных действий, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.
удержание несколько условий в рамках одной задачи;
выбор адекватных форм представления результатов работы;
Предметные умения:
Математика:
задачи на движение;
читать, записывать и сравнивать величины времени, объема;
распознавать, различать и называть геометрические тела: призму (в том числе прямоугольный параллелепипед), пирамиду, цилиндр, конус;
определять объемную фигуру по трем ее видам (спереди, слева, сверху);
чертить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;
классифицировать пространственные тела по различным основаниям.
Русский язык:
типы и стили текстов;
создание собственных текстов в соответствии с заданным типом и стилем речи.
Литературное чтение:
жанры устного народного творчества;
уметь определять авторскую позицию в произведении.
Окружающий мир:
Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки.
Устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники.
Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э.
Определять влияние деятельности человека на окружающую природу.
ИЗО, музыка:
композиционная целостность;
цветовая гармония.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях, умения объединять способы действий из разных дисциплин для достижения цели;
умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» - защитить проект «Остров Будущего».
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов оцениваются:
умение самостоятельно формулировать задачу, планировать собственные действия, выбирать оптимальную последовательность выполнения заданий, ведущую к цели, осуществлять перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;
владение предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий;
умение работать с большими объемами информационных материалов, представленных в различных формах, выделять из них нужную информацию, отсеивать данные, не имеющие отношения к решаемой задаче;
умение создавать собственный текст в соответствии с заданным жанром;
коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат.
Общий замысел модуля:
Целью является формирование у обучающихся умения использовать освоенные в разных предметах способы действий в модельной ситуации, требующей их совмещения. Учителю важно увидеть степень готовности учащихся к совместной работе, возможные негативные моменты в их взаимоотношениях, чтобы создать условия для содержательного взаимодействия учащихся.
В основу модуля положена ситуация: модель времени и карта движения по ней. Во время движения по карте знаний в форме решения проектной задачи учащимся предлагается продемонстрировать предметные и коммуникативные умения. Каждый этап пути требует от группы создание нового продукта, умение его публично продемонстрировать и оценить.
Итогом работы над образовательным модулем является демонстрация коллективных продуктов, траектория индивидуального продвижения в знаниях.
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека.
Цель (результат), которую должны достичь дети: защитить проект «Остров Будущего!».
Описание образовательного модуля:
Знакомство с содержанием модуля. Выбор заданий и распределение работы между учащимися группы.
А). Мотивационный момент.
Выразительное чтение учителем стихотворения С.Я. Маршака «И поступь, и голос у времени тише». (Учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова. 4 класс. Часть первая, с. 6). Работа по вопросам учебника. Обращение к пиктограмме. Анализ пиктограммы.
Б). Обращение к учащимся:
- Дорогие ребята, в течение 2 недель вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного продукта. Каким он будет и как его назвать, вы сами сформулируете в процессе работы. Чтобы вы успели выполнить все в срок, предлагаем руководствоваться планом действий, который мы сейчас попробуем составить.
В). Моделирование ситуации: ребятам дается задание – изобразить модель времени на Земле, определить в этой модели «прошлое, настоящее, будущее». Работа в группах заканчивается представлением и защитой модели от каждой группы. По итогам такой деятельности идет рефлексия, какой группе удалось достичь наилучшего результата.
Г). Деятельность на «разрыв» знаний (беседа, анализ).
- Что человеку подвластно в изучении времени: прошлое, настоящее, будущее (беседа)? Перед Вами список материала, с которым нам предстоит познакомиться во время работы над модулем, в группах определите, что вам уже знакомо, что вам еще неизвестно (анализ списка, представление результатов деятельности в группах).
- А можем ли мы заглянуть в будущее? Изучив данные темы, мы должны попробовать создать коллективные продукты «Будущее!», по желанию – индивидуальные.
Обсуждение возможных результатов деятельности по изучению модуля.
-Сформулируйте вашу задачу, рассмотрите предложенные материалы и составьте план (карту) вашего движения.
Результаты деятельности по модулю:
Защита проекта «Остров Будущего!» может быть представлен как отдельными учебными продуктами, так и единым проектом:
Предмет
Учебный продукт
Русский язык
«Письмо в будущее», экологическое эссе «остров Будущего!» (по желанию)
Математика, технология
Создание макета «Транспорт на Острове будущего», сборник задач на движение на транспорте будущего
Окружающий мир
Модель острова в будущем, экологический прогноз.
ИЗО, музыка
Видеофильм «Образ Времени в рисунках: будущее!»
Физическая культура
Состязания будущего
Слово учителя:
Будущее рождается сегодня. Представьте себе Остров Будущего. На что он будет похож? Какие проблемы будут решать его жители? Как будут решаться вопросы экологической безопасности? Откуда островитяне будут получать энергию? Чем будут питаться, и откуда брать пищу? Какие производства будут на острове? Будут ли на острове автомобильные пробки? Во что будут одеты люди? Будут ли на острове центры развлечений, спорта, туризма? Сохраняться деньги? Как островитяне избавятся от преступности, пьянства и наркотиков? Будут ли на острове школа и больница? Как будут поддерживать островитяне свое здоровье? Помните, что будущее в ваших руках!
Далее деятельность по изучению модуля организуется согласно планированию (см. выше).
Защита проектов и рефлексия.
Экспертный лист для оценки работы группы:
Вопросы
Ответы
Сформулировала ли группа стоящую перед ней задачу?
Была ли спланирована работа группы, или учащиеся приступили к работе стихийно?
Как члены группы распределяли задания между собой? Соответствовало ли распределение заданий возможностям учащихся?
Как была организована работа в ходе выполнения заданий? Взаимодействовали ли члены группы на этом этапе? В чем проявилось взаимодействие?
Как было организовано подведение итогов?
Обучающимся предлагается заполнить и такой бланк:
Выбранный результат представления
Почему мы выбрали именно такое представление результатов деятельности
В процессе обсуждения нужно упомянуть и трудности и нерешенные задачи группы, но главное, завершить обсуждение на позитивной ноте, подвести итог.
Результаты представления фиксируются в таблице:
п/п
ФИ ученика
Рейтинг группы, в которой работал ученик
Какую роль играл ученик в группе
Как вступал во взаимодействие с другими учащимися
Мнение группы о действии ученика
Мнение внешнего эксперта
При проектировании модуля использовались материалы:
Дзятковская Е.Н. Учусь учиться -4-5. Рабочая тетрадь для школьников. – М.: Центр «Образование и экология», 2011.
Курс «Новая начальная школа» (под рук. Е.В.Чудиновой), данный рабочий материал представлен ЭУК «Школа развития» г.Москвы (авторский коллектив: А.Б.Воронцов, В.А.Львовский, С.Ф.Горбов, В.М.Заславский, С.В.Клевцова, С.В.Егоркина, А.С. Малышева)
Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе. г. Москва (авторский коллектив: А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Клевцова, А.С. Малышева)
Проектные задачи в начальной школе г. Москва (под редакцией А.Б.Воронцова)
Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011.
УМК Л.В. Занкова.
bђЗаголовок 115