Презентация по литературе на темуПротивопоставление мира города и дачи в рассказе Л. Андреева Петька на даче


Второе февраля. Малая Родина У каждого найдется уголок, Куда уставшим сердцем он стремится... Где он не будет больше одинок. В ключах там сможет досыта напиться Воды студеной, полной чудных сил, Там слаще яблоки, и звонче песни.. Там живы те, кто нас давно простил... Ты в мире места не найдешь чудесней!(Надежда Сергеева) Безысходность. Серый город.Серый город, безликие лица,Голос ангела тает в дожде:Оглянитесь! Увидьте! Услышьте! -Незамеченный зов в тишине.Нет у них ни капли сочувствия,Не идёт уже речь о вере,Ночью ангел плачет без устали:Он за них платит в высшей мере. (Сафонова Мария) - Вспомните, с каким рассказом мы с вами познакомились на прошлом занятии?- Посмотрите на картинки, подумайте и скажите, как звучит тема сегодняшнего урока? Противопоставление мира города и дачи в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче». Цели:-выявить смысл противопоставления жестокой жизни города и одухотворённого бытия природы; - развивать навыки исследовательской работы с текстом;-внимательно относиться к художественной детали произведения и понимать её роль в тексте; -Какие смысловые части вы выделили в рассказе ? (3 части) 1.Тяжелые дни в парикмахерской.2.Счастливые дни на даче.3.Возвращение в город. -Кто является главным героем рассказа?-Почему автор назвал рассказ «Петька на даче»?-Как меняется Петька после поездки на дачу? Описание художественного портрета героя.{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Описание внешностиВнутреннее состояние (эмоции,чувства)ПоведениеОтношение окружающихI группаII группаIII группаIV группаВ парикма-херскойВ поездеНа дачеВозвращение в город {93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Описание внешностиВнутреннее состояние (эмоции,чувства)ПоведениеОтношение окружающихI группаII группаIII группаIV группаВ парик-махерс-койХуденький,со струпьями на голове,веснушчатый мальчик 10 лет, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, делали его похожим на состарившегося карлика.Был погружен не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место.Он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал НиколкеБрезгливое,неуважительное,на него всегда кричали, никогда он не слышал похвалы.В поездеГлаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим.Радостное ожидание, предвкушение . Он очень хотел прибыть поскорее на новое место-дачу. Домики по дороге казались ему игрушечными, а облака похожими на ангелочков.Прилип к окну, боясь потерять малейшую подробность пути.Петька то вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров, отвечавших ему улыбками.Пассажиры улыбались Петьке, видя его неуёмное детское желание не выпустить ничего из виду и неподдельный живой интерес.Только один пассажир посмотрел злыми глазами и снова уткнулся в газету. {D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Описание внешностиВнутреннее состояние (эмоции,чувства)ПоведениеОтношение окружающихI группаII группаIII группаIV группаНа дачеПетька растолстел, бегал босой. Свою подержанную гимназическую куртку, в которой он казался солидным мастером парикмахерского цеха, он также снял и изумительно помолодел. Надевал он ее только вечерамиПетька вступил в полное соглашение с природой.Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.Петька почти не ел, у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, — на все это требуется время. Петька на заднем дворе играл сам с собою в «классики» и надувал щеки, потому что так прыгать было значительно легче.Дружелюбное,человечное.Барин спрашивал,хорошо лт на даче. Возвращение в городПодержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом.Он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее.Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. По ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал.И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: «Мальчик, воды», и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределенно угрожающий шепот: «Вот погоди!» Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания. -Как меняется Петька после поездки на дачу?-Почему автор назвал рассказ «Петька на даче»? ГОРОД↔ДАЧА Контраст (франц. contraste - резкое отличие) –резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Контраст помогает писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. Средством выражения контраста в языке и художественной речи являются антонимы. -Выберете и подчеркните из предложенных прилагательных те, которые, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют мир города и дачи в рассказе (по одному прилагательному на каждую букву слова). -Используя данные прилагательные письменно ответьте на вопрос: Каким представлен мир города и дачи в рассказе? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Г-гостеприимный,грязный,грустный,гармоничный,грандиозный О-общительный,озлобленный, открытый, отзывчивый, огромный  Р-равнодушный,ранимый,радостный,развратный, родной О- ожесточённый,однообразный,обманчивый,очаровательный, опрятный Д- доброжелательный,душный,дымный,долгий, драчливыйД- дружелюбный,депрессивный, долгий, драгоценный, душевный А- аккуратный,артистичный, ангельский, абсолютный, адский Ч-человечный, чуткий, чёрствый,чёрный, чистый, честный А- агрессивный, ароматный,активный, авторитетный, азартный  {9D7B26C5-4107-4FEC-AEDC-1716B250A1EF}Г-грязныйО-озлобленныйР-равнодушный О- ожесточённый  Д- душныйД- дружелюбный А- аккуратныйЧ- чуткийА- ароматный  Домашнее задание: -Нарисуйте в тетради жизнь Петьки на даче так, как вы её себе представляете.- Подумайте, какие цвета будут преобладать в вашей работе? До свиданья!Спасибо за урок!