Методические рекомендации по самостоятельным внеаудиторным работам История


Бюджетное Учреждение
профессионального образования
Ханты-мансийского Автономного Округа -Югры «Советский ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для обучающихся
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
44.02.01«Дошкольное образование»
09.02.02 «Компьютерные сети»
46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»
15.01.09 «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»
19.01.17 «Повар-кондитер»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
43.01.02 «Парикмахер»
140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
г. Советский
2015
Составлены на основании Методических рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся БУ «Советский политехнический колледж», рабочей программы ОДБ.03 «История», ОГСЭ.02 «История», БД.03 «История», ОДБ.04 «История», ПД.02 «История».
Разработчики:
бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Советский политехнический колледж»
Преподаватель Паршукова Тамара Владимировна
РАССМОТРЕНА
на заседании ЦМК
Протокол №__ от «___»_____2015 г.
Председатель _____/____________/
ОДОБРЕНА
учебно-методическим советом Протокол №____ от «____»___2015 г.
Председатель ________/Куимова Г.Р./
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ.
Структура и содержание внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение.
Приложения
1. Пояснительная записка.
Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразованием, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.
Такую помощь могут оказать преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения обучающихся.
Оценивание результатов самостоятельной работы обучающихся может проходить по рейтинговой системе, что позволит им автоматически получить «зачет» по предмету, успешно подготовиться к экзамену.
Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мастерства, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с обучающимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности.
Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит прежде всего о создании положительно-эмоционального отношения у обучающихся к предмету, к себе и к своей деятельности.
Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивая условия для адекватной самооценки в ходе процесса обучения на основе самоконтроля и самокоррекции.
На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности обучающихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит инди¬видуально-дифференцированную работу с обучающимся с учетом его знаний, умений, способов мышления.Внеаудиторная работа как компонент самореализации обучающихся.
Уходит в прошлое основная задача образования, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у обучающихся научной картины мира. На смену приходит новая функция – быть субъектом преобразования общества, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности.
Образование личности рассматривается как ее становление. Основой образования становятся новые ценности, в том числе саморазвитие.
Под самореализацией в педагогике понимается осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества и пр. (Л.Н. Куликова).
К сожалению, большая часть обучающихся не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для обучающегося естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.
Самореализацию, как реализацию ценностей, нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения.
Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и обучающихся на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие.
Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих и научных объединений, клубов, конкурсах, акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение обучающихся и преподавателей, происходит культурное обогащение и духовное становление личности, развитие и углубление вкусов и т.д. Учебная же деятельность воспринимается как обязательная, но не увлекательная и личностно-значимая. Здесь, кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная. Учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции.
Саморазвитие – процесс двусторонний, взаимообусловленный обоими субъектами педагогического процесса вуза. Поэтому преподавателю следует отказаться от роли контролера и осознать необходимость быть помощником.
2. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ.
ДО12 ССО/15

Перечень работ Наименование раздела/темы рабочей программы
1 семестр Самостоятельная работа обучающихся – выполнение электронной презентации «Цивилизации Древности» Раздел 2. «Цивилизации Древнего мира».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Александр Невский – государственный деятель и полководец»; Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Дмитрий Донской и роль Куликовской битвы в победе над иноземными завоевателями» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка сообщения «Правители эпохи дворцовых переворотов» Раздел 6.«Россия в 18 веке».
2 семестр Самостоятельная работа. Электронная презентация «Культура России в 19 веке» Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «В.И. Ленин – человек и политик» Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
3семестр Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Юрий Гагарин – человек и легенда» Раздел 13. «Мир во второй половине 20 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Оттепель в духовной жизни страны» Раздел 14. Раздел XIY. «СССР в 1945 – 1991 годы».
ДОУиАПеречень работ Наименование раздела/темы рабочей программы
1 семестр Самостоятельная работа. Выполнить Электронную презентацию «Культура Древней Индии» Раздел 2. «Цивилизации Древнего мира».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Культурные контакты Руси с другими государствами» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Религия славян» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Выполнить Электронную презентацию «Церковь во времена Владимира Святого» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Нашествие Батыя на Русь» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Иван III и его правление» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Опричнина и ее последствия» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
2семестр Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Великие географические открытия» Раздел 5. «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в 16- 18 веках».
Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Достижения науки и техники». Раздел 5. «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в 16- 18 веках».
Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Буржуазные реформы 60-70-х гг.» Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Отечественная война 1812 года». Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Столыпин П.А. и его реформы». Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Первая мировая война». Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «ГУЛаг и его роль в судьбах простых людей». Раздел 11. «Между мировыми войнами».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»» Раздел 12. «Вторая мировая война».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Советско – финская война» Раздел 12. «Вторая мировая война».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Оттепель» в духовной жизни» Раздел 14. Раздел XIY. «СССР в 1945 – 1991 годы».
КС15
Перечень работ Наименование раздела/темы рабочей программы
1 семестр Самостоятельная работа. Выполнить Электронную презентацию «Культура Древней Индии» Раздел 2. «Цивилизации Древнего мира».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Культурные контакты Руси с другими государствами» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Религия славян» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Выполнить Электронную презентацию «Церковь во времена Владимира Святого» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Нашествие Батыя на Русь» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Иван III и его правление» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Опричнина и ее последствия» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Великие географические» Раздел 5. «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в 16- 18 веках».
Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Достижения науки и техники». Раздел 5. «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в 16- 18 веках».
2семестр Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Буржуазные реформы 60-70-х гг.» Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Отечественная война 1812 года». Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Столыпин П.А. и его реформы» .Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Первая мировая война». Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «ГУЛаг и его роль в судьбах простых людей» .Раздел 11. «Между мировыми войнами».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»» Раздел 12. «Вторая мировая война».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Советско – финская война» Раздел 12. «Вторая мировая война».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Оттепель» в духовной жизни» Раздел 14. Раздел XIY. «СССР в 1945 – 1991 годы».
ПР14
Перечень работ Наименование раздела/темы рабочей программы
1 семестр Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «Основные хозяйственные занятия восточных славян в древности» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка сообщения «Князь и вече в Древней Руси» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «Александр Невский – государственный деятель и полководец»; Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
2семестр Самостоятельная работа. Выполнить реферат «Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение». Раздел 6.«Россия в 18 веке».
Самостоятельная работа. Выполнить реферат «Наш край в 18 веке». Раздел 6.«Россия в 18 веке».
3семестр. Самостоятельная работа обучающихся - Выполнить реферат «Буржуазные реформы 60 – 70гг. 19века». Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Выполнить реферат «Культура России в 19 веке» Раздел 9. «Россия в 19 веке».
4семестр Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «В.И. Ленин – человек и политик» Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка реферата «ГУЛАГ и его роль в жизни СССР». Раздел 11. «Между мировыми войнами».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Юрий Гагарин – человек и легенда». Раздел 13. «Мир во второй половине 20 века».
М19
Перечень работ Наименование раздела/темы рабочей программы
1 семестр Самостоятельная работа обучающихся – выполнение электронной презентации «Цивилизации Древности» Раздел 2. «Цивилизации Древнего мира».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка сообщения «Основные хозяйственные занятия восточных славян в древности» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка сообщения «Князь и вече в Древней Руси» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка сообщения «Александр Невский – государственный деятель и полководец»;
Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Подготовка электронной презентации «Литература, зодчество, иконопись в Древней Руси». Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка сообщения «Кочевники в истории Древней Руси: война и мир». Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка сообщения «Империя Чингисхана и нашествие монголо – татар на Русь». Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
2семестр Самостоятельная работа. Выполнить реферат «Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение». Раздел 6.«Россия в 18 веке».
Самостоятельная работа обучающихся - Выполнить реферат «Буржуазные реформы 60 – 70 г.г. 19века». Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Электронная презентация «Культура России в 19 веке» Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «В.И. Ленин – человек и политик» Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
3семестр. Самостоятельная работа обучающихся - подготовка реферата «ГУЛАГ и его роль в жизни СССР». Раздел 11. «Между мировыми войнами».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Юрий Гагарин – человек и легенда» Раздел 13. «Мир во второй половине 20 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «Оттепель в духовной жизни страны» Раздел 14. Раздел XIY. «СССР в 1945 – 1991 годы».
ТА11
Перечень работ Наименование раздела/темы рабочей программы
1 семестр Самостоятельная работа. Выполнить Электронную презентацию «Культура Древней Индии» Раздел 2. «Цивилизации Древнего мира».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Культурные контакты Руси с другими государствами» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Религия славян» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Выполнить Электронную презентацию «Церковь во времена Владимира Святого» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Нашествие Батыя на Русь» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Иван III и его правление» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Опричнина и ее последствия» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Великие географические открытия» Раздел 5. «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в 16- 18 веках».
Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Достижения науки и техники». Раздел 5. «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в 16- 18 веках».
2семестр Самостоятельная работа. Выполнить таблицу «Буржуазные реформы 60-70-х гг.» Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Отечественная война 1812 года». Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Столыпин П.А. и его реформы» .Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Первая мировая война». Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «ГУЛаг и его роль в судьбах простых людей». Раздел 11. «Между мировыми войнами».
Самостоятельная работа. Выполнить электронную презентацию: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»» Раздел 12. «Вторая мировая война».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Советско – финская война» Раздел 12. «Вторая мировая война».
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Оттепель» в духовной жизни» Раздел 14. Раздел XIY. «СССР в 1945 – 1991 годы».
ПК18
Перечень работ Наименование раздела/темы рабочей программы
1 семестр Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «Основные хозяйственные занятия восточных славян в древности» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка сообщения «Князь и вече в Древней Руси» Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «Александр Невский – государственный деятель и полководец»;
Раздел 4. «История России с древнейших времен до конца 17 века».
Самостоятельная работа. Выполнить реферат «Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение». Раздел 5. «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в 16- 18 веках».
Самостоятельная работа обучающихся - Выполнить реферат «Буржуазные реформы 60 – 70 г.г. 19века». Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа. Электронная презентация «Культура России в 19 веке» Раздел 9. «Россия в 19 веке».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «В.И. Ленин – человек и политик». Раздел 10. «От Новой истории к Новейшей».
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка реферата «ГУЛАГ и его роль в жизни СССР». Раздел 11. «Между мировыми войнами».
2семестр Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «Юрий Гагарин – человек и легенда» Раздел 13. «Мир во второй половине 20 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка реферата «Оттепель в духовной жизни страны» Раздел 14. Раздел XIY. «СССР в 1945 – 1991 годы».
ТЭ33, КС25, ДО21,ДО22(ОГСЭ.02)
Перечень работ Наименование раздела/темы рабочей программы
1 семестр Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Вторая мировая война».
Раздел I. «Вторая мировая война. Послевоенное десятилетие»
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Оттепель в СССР».
Раздел II. «Советский Союз и страны Запада в 60-70-е годы 20 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Внешняя политика СССР в 70-80 гг.».
Раздел II. «Советский Союз и страны Запада в 60-70-е годы 20 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Европейский союз».
Раздел II. «Советский Союз и страны Запада в 60-70-е годы 20 века».
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Россия в начале ХХ века».
Раздел III. "Современный мир"
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка электронной презентации «Культура в ХХ – ХХI веках».
Раздел III. "Современный мир"

3. Структура и содержание внеаудиторной самостоятельной работы
Общие требования к оформлению печатной работы
Значительная часть внеаудиторных самостоятельных работ выполняется в печатном виде. К таким работам относятся: подготовка докладов, рефератов, составление анализов и другие. Следует отметить, что при наличии определенных стандартов для оформления печатных работ: докладов, рефератов и других предусматриваются титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения – дальнейшие требования определяются учебным заведением, преподавателем. Оптимальный вариант для всех видов печатных работ — следующее оформление:
Работа печатается на листах формата А4. Текст работы печатается шрифтом Times New Roman, размер – 14; междустрочный интервал – 1,5; абзацный отступ – 1,25; поля: по левому краю – 3 см, правому – 1,5 см, по верхнему и нижнему краю – 2 см. Счет страниц ведется с титульного листа. Нумеруются все страницы, начиная со второй (в отдельных случаях нумерация начинается с третьей страницы, это оговаривается преподавателем). Нумерация ведется по центру.
Каждая часть работы (содержание, введение и т. д.) начинается с нового листа и выделяется жирным шрифтом.
При делении текста на главы, каждая новая глава печатается на том же листе, ее название печатается по центру и выделяется жирным шрифтом.
При наличии источников (литературы, Интернет-ресурсов): ссылки на источники указываются в квадратных скобках согласно нумерации списка литературы (источников). При цитировании указываются также номера страниц. Например, [11, стр. 9].
Источники приводятся в алфавитном порядке в соответствии с библиографическими требованиями. Учебная литература не должна быть старше 5-и лет. В источниках отдельными списками указываются и нумеруются: используемая литература; Интернет-ресурсы.
При наличии иллюстраций (диаграмм, схем, таблиц и др.) ссылки на них указываются также в тексте в квадратных скобках (например, [Рисунок 1]). Сами иллюстрации могут приводиться по ходу работы и соответственно оформляться. Иллюстрации в виде таблиц указываются вверху справа и нумеруются, ниже по центру — название [Таблица 1]. Остальные иллюстрации: рисунки, схемы, диаграммы и другие указываются внизу по центру и нумеруются, рядом идет название иллюстрации [Рисунок 1]. Нумерация может быть сквозной, может – в пределах раздела. В этом случае идет порядковый номер раздела, точка, затем – порядковый номер рисунка (Рисунок 1.1, Рисунок 1.2 и т.д.). Также иллюстрации могут приводиться после списка источников и оформляться как приложения: Приложение 1. и т. д. и указываться в верхнем правом углу. Следовать нужно одному выбранному способу оформления.
Таблица 1
Восточные славяне
Союзы племен Районы обитания Политические центры
Вятичи Бассейн Оки Версии: Дедиславль (совр. село Дедилово Киреевскиого района Тульской области), Кордно (совр. Село Корное Мосальского района Калужской области)
Древляне К западу от Днепра, южнее Припяти ИскоростеньИльменские словене (новгородские славяне) Район озера Ильмень, бассейн Волхова Новгород
Поляне Среднее течение Днепра, р. РосьКиев
ТУМЕН (10 ТЫСЯЧ)

ТЫСЯЧА (10 СОТЕН)

СОТНЯ (10 ДЕСЯТКОВ)

ДЕСЯТКИ (ФОРМИРУЮТСЯ ПО КРОВНО-РОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ)
Рисунок 1. Организация монгольского войска.
Работа с учебником. Работа с источником
Работа с учебником
Работа с учебником является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. И от того, насколько грамотно будет построена эта работа, во многом зависит и эффективность обучения. Если говорить о работе с учебником, как о виде внеаудиторной самостоятельной работы, то прежде всего, нужно знать, какую тему Вы изучаете и какие цели ставите перед собой. Если это простое ознакомление с материалом, изучение темы в целом, нужно систематизировать процесс изучения, поставив перед собой ряд вопросов:
Какова главная мысль темы (главы, параграфа, пункта и т. д.)?
Какие события, факты изучаются в данной теме, где и когда они происходят?
Кто являются действующими лицами и какие цели они преследуют?
Какова причинно-следственная связь между событиями?
Какие выводы можно сделать на основании изученного материала?
Если изучаются события, факты, связанные с отдельно взятыми городом, регионом, страной, вспомните, какие события в этот период происходили в стране, в мире?
Такие вопросы нужно ставить как для всей темы в целом, так и для каждой главы (параграфа, пункта).
После прочтения материала, перескажите его и ответьте на вопросы в учебнике. Вне зависимости от их наличия и постановки, ответьте на вопросы, указанные выше.
Если это составление плана-конспекта, необходимо после прочтения материала:
выделить основную мысль;
разбить материал на пункты (простой план), на пункты и подпункты (сложный план) в зависимости от рассматриваемых в них событий, фактов, озаглавить их (в учебниках они обычно выделены) и определить главное;
письменно записать план изучаемого материала, делая для каждого пункта, подпункта тезисы (кратко сформулированные основные положения);
письменно сделать выводы по существу материала для каждого пункта, подпункта и для всей темы в целом.
Для выделения главного руководствуйтесь схемой вопросов, указанных выше: кто (что), где и когда? Каковы цели, причины, следствия?
Для выполнения других видов самостоятельных работ по учебнику смотрите соответствующие разделы рекомендаций.
Работа с источником
К историческим источникам относят практически все документы и предметы, отражающие исторический процесс. Из исторических источников мы узнаем информацию, поэтому выполнение внеаудиторных самостоятельных работ невозможно представить себе без работы с источниками. Например, учебник также можно рассматривать как вид исторического источника. Но работа с учебником (см. выше) и работа с остальными источниками имеют свою специфику. Прежде, чем изучать источник, необходимо определить:
тип источника (официальный документ, художественное произведение, записки, и т. д.);первичность (оригинал) и вторичность (перевод);
автора (для оригинала), переводчика (для перевода);
время и место издания;
полный это текст или отрывок;
достоверность;
объективность.
Достоверность и объективность определять достаточно трудно. Даже в наше время, при наличии свидетелей и документальных подтверждений, одни и те же события трактуются по-разному. Однако делать это нужно, поскольку только так можно приблизиться к объективному и полному изучению материала. Например, изучая древнеегипетский текст, известный как «Речения Ипусера»*, нужно ссылаться на известные данные. В данном случае точно установить ни автора, ни время, ни сами описываемые события невозможно. Точнее, существуют разные мнения ученых-востоковедов по этому поводу, на них и нужно ссылаться при работе с источником. А при изучении Приказа НКО СССР № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещению самовольного отхода с боевых позиций» от 28.07.1942 («Ни шагу назад»)** достаточно сделать ссылку на источники, где хранится документ, кем, где и когда он был опубликован. Данные по документу не вызывают сомнений. Спорным является только нравственный аспект содержания документа, но это уже тема для размышлений.
При изучении любого текстового материала необходимо учитывать (и указывать) кто, где и при каких обстоятельствах его писал. Из этого можно сделать выводы об объективности материала. Например, статьи в газетах воюющих стран, описывающих одни и те же события будут весьма отличаться друг от друга, а значит, по крайней мере, одна из них будет необъективна.
Остальную же работу с источником следует проводить с учетом поставленных целей и по аналогии с работой с учебником (см. выше).
*Речения Ипусера (прежнее чтение — Ипувера), жившего, если он был исторической личностью, в конце эпохи Среднего царства (начало XVIII в. до н. э.), дошли в записи, судя по языку и opфографии, эпохи Нового царства (ок. 1300 г. до н. э.). Они записаны на иератическом папирусе, обнаруженном подле Мемфиса, в некрополе Саккара, и хранящемся ныне в музее г. Лейдена (№ 1344) в Нидерландах.
Перевод сделан по изданию: Gardiner А. Н. The Admonitions of an Egyptian Sage from an hieratic papyrus in Leiden. Leipzig, 1909. Перевод и комментарии Струве В. В.
**Приказ НКО СССР № 227 « О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещению самовольного отхода с боевых позиций» от 28.07.1942. Источник: РГВА ф. 4, оп. 12, д. 105, л. 122 — 128. Подлинник. Опубликован в книге «История военного искусства. Курс лекций». — М.: 1958. — Т. 5. — С. 780 — 783.
Анализ. Характеристика. Сравнение. Отзыв.
Анализ материала
Анализ как вид самостоятельной работы используется достаточно часто. Он позволяет развивать логические, аналитические способности и, как и все виды самостоятельных работ, способствует изучению и усвоению материала на более высоком уровне. В зависимости от материала и от целей различными могут быть и подходы к анализу материала. Могут анализироваться содержание текста, фильма, картины и т. д. Могут анализироваться как самостоятельно, так и в сравнении. Могут анализироваться целиком и по отдельным элементам. Могут анализироваться события, а могут люди. Могут быть в виде характеристики, отзыва, рецензии и т. д. Рассмотрим самые распространенные виды анализа материала.
Анализ содержания текста
Анализ содержания текста во многом схож с работой с учебником (источником) (см. выше), но имеет несколько отличий. Во-первых, разница здесь в том, что при работе с учебником (источником) (изучение темы, составление плана-конспекта) изучается (конспектируется) весь материал. В данном случае, все зависит от целей. Можно анализировать не всю тему, а какую-то ее составную часть. Например, при работе с темой «Февральская и октябрьская революции 1917 г. в России», можно анализировать только деятельность политических партий и политических лидеров. Конкретизируются задания преподавателем, либо в учебнике.
Другое важное отличие состоит в том, что при составлении анализа, должны учитываться определенные критерии, по которым следует проводить анализ.
Для исторических процессов, периодов такими критериями являются: социальная структура (сословия, классы, этносы и т. д.), экономика (сельское хозяйство, промышленность), культура (система ценностей, образование, наука и техника, литература, и т. д.).Для исторических событий (политическая революция, война, восстание) такими критериями будут: движущие силы и их цели — для революций, восстаний; противники и союзники, их цели и военно-экономический потенциал — для войн; характер, методы, причины и повод, основные этапы (события), итоги, причины победы (поражения) — для всех видов событий.Для анализа деятельности политических лидеров нужно учитывать их социальный статус, цели, деятельность, ее мотивы и итоги. В зависимости от цели задания, можно указывать и анализировать краткую биографию (поэтапно), можно только определенный этап.
Анализ художественного произведения, фильма, картины и т.д. предполагает указание замысла (если он известен), указание на то, какие детали, какие персонажи и их действия раскрывают этот замысел. Если в произведении показаны реальные исторические события, персонажи, нужно указать, насколько полно и объективно они раскрыты.
При анализе деятельности политических партий (организаций) учитываются лидеры, социальный состав, численность, программы, цели, деятельность, тактика, итоги.Анализируя альтернативную ситуацию, нужно определить суть проблемы, участников, их цели, возможные варианты решений, причины и последствия (итоги) конкретного пути развития ситуации.
Третье отличие заключается в том, что применительно ко всем видам анализа нужно дать оценку изучаемым событиям, фактам и т. д. («плюсы» и «минусы», «за» и «против»), а при анализе альтернативной ситуации — указать свой вариант пути развития.
Характеристика
Характеристика — совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо. По сути, характеристика это вид анализа, проводится по тем же пунктам, что и анализ содержания текста (см. выше). Отличия состоят в том, что во-первых, характеристика дается в более сжатой форме. Во-вторых, если это характеристика личности, в ней делается акцент на ее деловых и личных качествах, а также мотивах деятельности, совершения тех или иных поступков.
Сравнение
Сравнение — вид анализа. Проводится оно по точно такой же схеме, как и анализ содержания текста (см. выше), но имеет свою специфику. Она состоит в том, что сравнение не только проводится по определенным критериям, но и предполагает выявление закономерностей. Основу этих закономерностей (логических выводов) составляют сходства и различия. Например, сравнивая народные выступления в России в XVII в., можно установить то, что все они заканчивались поражением т. к. носили стихийный характер, народ не был подготовлен к военным действиям, разобщен, не имел четких целей. В то же время, крепло самосознание народа и накапливался опыт.
Отзыв
Отзыв также относится к виду анализа. Он может быть дан как на текстовый материал, так и на художественное произведение. Но во внеаудиторной самостоятельной работе отзыв обычно составляют на проведенное мероприятие, например, экскурсию. При составлении отзыва нужно:
дать краткую характеристику музея (другого учреждения, объекта) (архитектурный стиль здания, год, архитектора, учреждения, находившиеся в этом здании в разные годы);
указать тематику экскурсии, ее цель;
указать содержание экскурсии (экспозиции, рассказ экскурсовода);
сделать выводы по экскурсии («плюсы» и «минусы», соответствует ли теме, достигнуты ли цели и т. д.) (для этого возможно сравнение проведенной экскурсии с имеющимися у Вас сведениями по данным экспозициям);
при оформлении отзыва желательно сделать цветные иллюстрации-приложения.
Подготовка доклада, сообщения, реферата
Подготовка доклада, сообщения
Доклад – достаточно распространенный вид внеаудиторной самостоятельной работы. Он позволяет глубже изучить недостаточно освещенные в учебниках темы (разделы тем). Весьма часто студенты просто копируют из Интернета текстовый материал, а затем монотонно читают его перед скучающей аудиторией. Сразу нужно отметить, что такая работа не может рассматриваться как значимая и не должна оцениваться. Кроме того, также существуют различные мнения по поводу определения разницы между докладом и сообщением, а также в вопросах их оформления.
Доклад отличается от сообщения, прежде всего, большим объемом информации. Оптимальное время доклада — 5 — 7 минут. Оптимальное время сообщения — 3 — 4 минуты. Другое отличие состоит в том, что доклад это небольшая научная работа, а сообщение это дополнительная информация к теме. Поэтому работа над докладом требует выполнения ряда правил:
выбор темы и цели;
подбор литературы, изучение и анализ;
составление плана;
оформление работы.
Структура доклада должна включать:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть (по пунктам);
заключение;
источники.
Во введении (половина страницы) указываются тема, актуальность, цели работы.
Основная часть (5 — 15 страниц) может делиться на пункты и подпункты, логически взаимосвязанные между собой.
В заключении (половина страницы) делаются выводы по существу достигнутых целей.
Также в докладе могут быть иллюстрации, таблицы. Они могут размещаться и по ходу текста в основной части, и отдельно в приложениях и последовательно нумероваться (например, Рисунок 1, Таблица 1, Приложение 1).
Список источников должен включать в себя 3 — 5 наименований литературных произведений (не считая учебной литературы).
Доклад не должен зачитываться целиком. Автор должен оформить на отдельном листе основные пункты, по которым он будет излагать свой материал. Все пункты должны быть логически взаимосвязаны так, чтобы в результате получился цельный, последовательный рассказ.
Требования к сообщению не такие строгие. Точнее, к его оформлению. Его изначально можно оформить на одном листе, предназначенном для автора. В остальном же, сообщение делается по тем же пунктам, что и доклад и отличается только объемом информации. Но все же, более грамотно будет и доклад, и сообщение оформлять по аналогичной схеме (см. выше).
Подготовка реферата
Реферат отличается от доклада большим объемом и более глубоким раскрытием темы. Структура реферата такая же, как и у доклада (см. выше), но имеет свои особенности. Во-первых, объем реферата составляет 20 — 30 страниц (соответственно увеличивается объем введения и заключения). Во-вторых, цели реферата изначально должны предполагать достаточно глубокое изучение материала и наличие авторского вывода по существу изучаемого вопроса, либо подтверждающее, либо опровергающее уже известные факты, версии, либо раскрывающие принципиально новые (малоизученные) исторические вопросы. В-третьих, во введении обязательно, помимо, целей, должны указываться задачи, то есть составляющие, по которым автор должен прийти к раскрытию целей. Кроме того, желательно (но необязательно) указать объект и предмет исследования. Объект это область исследования, а предмет – узкая часть этой области, аспект проблемы, выбранной для изучения. Обычно тема реферата обозначает предмет исследования. Например, в теме «Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне» объектом исследования будет вся война, а предметом – непосредственно ленд-лиз (применительно к Советскому Союзу). Далее, во введении должна быть приведена характеристика содержания всех основных пунктов работы. В-четвертых, выводы должны содержаться по каждой части реферата. В-пятых, список источников должен включать в себя не менее 10 литературных произведений (не считая учебной литературы).
Также, реферат должен иметь аннотацию (идет перед содержанием), в которой раскрываются актуальность и новизна проведенной работы, обозначаются ее тематика и основные тезисы. Этот объем информации нужно изложить максимально кратко, в пределах одной страницы. Аннотация во многом сходна с введением, но они не должны дублировать друг друга.
Итак, с учетом вышеизложенного, структура реферата включает в себя:
титульный лист;
аннотация (1 стр.);
содержание;
введение (1 — 2 стр.);
основная часть (по пунктам) (20 — 25 стр.);
заключение (1 — 2 стр.);
источники.
Составление таблиц
Таблица это краткая систематизированная информация об основных положениях рассматриваемого вопроса. Студенты, заполняя таблицы, не только более глубоко изучают материал, но и развивают логическое мышление, умение выделять главное и второстепенное, умение систематизировать материал. Преподаватель, проверяя составленные и заполненные студентами таблицы, может сделать выводы о том, насколько хорошо студенты ориентируются в изучаемой теме.
Прежде всего, необходимо выяснить, какой вопрос вы собираетесь осветить: всю тему целиком, либо отдельные ее пункты (это уместно при составлении таблиц по темам, охватывающим очень широкий круг вопросов). Не нужно стараться внести в таблицу все имеющиеся сведения. Далее, при составлении таблицы необходимо учесть те признаки, по которым материал можно систематизировать. Эти признаки и должны стать основой для составления таблицы и послужить названиями граф. Например, в теме «Древний Восток» такими критериями могут быть общие признаки, по которым можно сравнить изучаемые государства [Таблица 2]. В теме «Политические партии в России в начале XX века», ввиду большого объема изучаемого материала, такими критериями могут быть: политические партии и рассматриваемые ими основные вопросы (рабочий, крестьянский, национальный, государственное устройство, отношение к войне) [Таблица 3]. Более подробная таблица по той же теме предполагает ряд дополнительных критериев [Таблица 4]. Тема «Вторая мировая война» охватывает очень большой круг вопросов, поэтому уместнее выделить отдельные критерии для конкретных пунктов темы (например, военно-экономический потенциал воюющих стран, либо основные этапы войны) [Таблица 5].
Таблица 2.
Древний Восток
Линии сравнения Египет Индия Китай
Власть Законы Социальная структура Государство и общество
Таблица 3.
Политические партии в России в начале XX века
Политические партии Основные вопросы
Рабочий Крестьянский Национальный Государственное устройство Отношение к войне
РСДРП Большевики Меньшевики ПСР (эсеры) ПНС (кадеты) Союз 17 октября Монархисты
Таблица 4.
Политические партии в России в начале XX века
Линии сравнения РСДРП ПСР (эсеры) ПНС (кадеты) Союз 17 октября Монархисты
Большевики Меньшевики Лидеры Социальный состав, численность Основные вопросы Рабочий Крестьянский Национальный Государственное устройство Отношение к войне Тактика Деятельность, результат Таблица 5.
II Мировая война: основные этапы
Периоды Воюющие стороны Фронт, место боевых действий Основные события Итоги
1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Нужно учесть, что таблицы должны завершаться логическими выводами по существу рассматриваемых вопросов. Например, вывод по основным этапам II Мировой войны может быть о том, что военные действия велись в Азии, Африке, на Тихом океане в 1939 — 1945 гг., но основные события разворачивались в Европе на советско-германском фронте в 1941 — 1945 гг. Что успехи Германии в 1939 — 1941 гг. сменились первыми поражениями (в ходе битвы за Москву) и переломом в войне в пользу СССР (коренной перелом в ходе Сталинградской битвы, Курской битвы, битвы за Днепр), изгнанием врага из СССР в 1944 г. и его полным разгромом в мае 1945 г. Что, несмотря на открытие Второго фронта в Нормандии, поражение Германии связано с наступлением Красной армии.
Также следует учесть, что выводы по существу не рассматриваемых в таблице вопросов (например, причины побед и поражения Германии, итогов войны), должны либо оговариваться отдельно, либо быть сделаны в другой форме (например, устно, при изучении темы или письменно, при составлении плана-конспекта).
Написание эссе
Эссе (фр. essai — попытка, проба, очерк; лат. exagium — взвешивание) — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции (по Большой Советской Энциклопедии). Эссе — размышление на тему. Оно выражает индивидуальные впечатления автора по конкретному поводу, предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Этот вид работы предназначен, прежде всего, для развития творческих способностей и самовыражения.
Каких-то стандартов по написанию эссе не существует и не может существовать. Эссе — сугубо авторское произведение. Оно субъективно. Но определенные рекомендации по его написанию все же есть.
Прежде всего, нужно выбрать тему и грамотно ее сформулировать. Формулировка темы должна предполагать возможность авторского подхода к ее освещению. Например, трудно что-то внести новое в освещение вопроса о причинах поражения Красной армии в первые дни Великой Отечественной войны — они всем известны и достаточно полно приводятся в учебниках. Ответ на этот вопрос можно дать только по принципу «знаю — не знаю». Также, как нельзя добавить что-то «своего» в описание хода военных действий (если открываются новые факты, то это становится уже не предметом эссе, а научного исследования). Но зато вполне можно поразмышлять о роли партизанского движения, о роли работников тыла, о правомерности использования штрафбатов и штрафрот и т. д. Чаще всего эссе пишут на предложенную тему (либо на выбор из ряда предложенных). Как правило, это какое-то известное высказывание, какой-то сложившийся стереотип, какое-то утверждение, предполагающее возможность неоднозначного комментария.
Далее, следует оговорить объем. Не следует делать объем очень большим, как у реферата. Не следует делать объем очень маленьким, меньше, чем у доклада. Нужно понимать, что в эссе с одной стороны должен раскрываться поставленный вопрос, с другой — все это должно излагаться и анализироваться в течение нескольких минут на уроке. Оптимальный объем — 3 — 5 страниц. Но все же, объем в каждом конкретном случае должен оговариваться отдельно.
Структура эссе очень схожа со структурой доклада, сообщения, реферата. Она состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) заключения.
Во введении объясняется выбор темы, ее актуальность. Определяется проблема и отношение студента к ней.
В основной части раскрываются известные мнения по поводу проблемы. Если эссе пишется по какому-то авторскому высказыванию (произведению), то описывается видение автором сути проблемы (если это известно). А затем уже раскрывается сове мнение, свое отношение к ней. Например, «Цель оправдывает средства». Это выражение чаще всего приписывают итальянскому философу и государственному деятелю Никколо Макиавелли (XV – XVI вв.), что точно не доказано. Можно вначале рассказать о средневековых взглядах на суть проблемы, взглядах того же Макиавелли. Можно рассказать о трансформации взглядов и их применении на практике в более поздний период. Например, в XX веке было еще две фразы: «Революцию в белых перчатках не делают» и «Лес рубят — щепки летят». Первую обычно приписывают Владимиру Ленину, вторую, кстати, известную поговорку, — Иосифу Сталину. И то, и другое также не доказано. В данном случае не обязательно приводить исторические сведения о том, кто впервые, где и когда употреблял эти выражения. Можно объяснить их смысл и высказать свое мнение по этому вопросу.
Свое мнение уместнее всего высказывать в следующей форме: тезис — аргумент. Например, можно сказать о том, что авторы этих выражений считали, что для построения великого государства все средства хороши, что в таком большом деле нельзя обойтись без издержек. А затем, можно уже порассуждать на тему, как к этому относиться. Привести аргументы «за» и «против». Использовать как историческую практику, так и свой личный опыт. Можно ссылаться на другие «авторитеты».
В заключении подводятся итоги и делается общий вывод по теме. Нужно стараться не повторять уже высказанные мысли.

Подготовка слайд-шоу (презентации)
Слайд-шоу (презентации) — весьма распространенный вид внеаудиторной самостоятельной работы. Подготовка презентаций позволяет развивать творческие способности и лучше изучить материал. Но очень часто при их подготовке встречаются ошибки. Что же должна представлять собой презентация? Прежде всего, это видеоматериал, сопровождающий рассказ, но не заменяющий его. Для этого презентация должна быть читаемой, воспринимаемой и интересной. Само собой, она должна отражать все ключевые вопросы, затронутые в теме. Можно выделить основные пункты, которых следует придерживаться при составлении презентации.
Объем презентации. Объем презентации должен быть рассчитан на 7 – 10 минут рассказа. Оптимальное количество слайдов, содержание которых можно воспринять за это время — 10 — 15.
Объем текста. Текста должно быть минимум. Все содержание, все подробности — в устном рассказе. В презентации должны быть только выводы, схемы, таблицы, определения, графики, списки и т.д. Но ни в коем случае нельзя туда помещать большое количество слов — читать их утомительно, само составление презентации при этом теряет смысл — текст можно прочесть и в учебнике.
Содержание. Всегда должен быть титульный слайд с названием работы, данных автора. Второй слайд может (не всегда) содержать цели и задачи выступающего. Далее следуют слайды, в которых раскрывается вопрос по существу. В заключительном слайде указываются ссылки на источники.
Эффекты. Обилие эффектов (анимаций, звуковых и др.) в презентации ни к чему. Чаще всего они просто неуместны. К тому же достаточно утомляют и мешают вникнуть в содержание.
Сочетание цветов. Цвета должны сочетаться, не должны быть очень яркими («ядовитыми»), очень блеклыми («нечитаемыми») и очень темными. Для текста лучше всего подходит темный шрифт на светлом фоне.
Шрифт. Выбор шрифта — авторский. Но в слайд-шоу нужен «читаемый» шрифт, без всяких модных «штучек». Для этого лучше всего подходят шрифты Arrial, Lucida Console, Veranda. Размер шрифта (кегль) четко не определен, но он должен быть одним для заголовков, другим для остального текста. Лучше всего делать размер от 24-х до 36-и.
Стилевая однородность слайдов. Все слайды должны быть выполнены в одном и том же стиле. Весь текст должен быть напечатан одним и тем же шрифтом: типом, цветом, размером (размер шрифта, как уже говорилось, может быть различным только для заголовков и для основного содержания). Все иллюстрации, таблицы и др. также должны быть в одном стиле.
Иллюстрации. Они должны быть высокого качества. Ни презентации в целом, ни слайды по отдельности не должны быть перегружены иллюстративным материалом. Иллюстрации должны соответствовать теме презентации и тексту выступления. Численные показатели лучше всего воспринимаются в виде столбчатых диаграмм и гистограмм [Рисунок 2].
Выступление. Типичная ошибка выступающих — чтение текста презентации. Такое чаще всего бывает, когда не знают тему, а презентация либо «скачана», либо сделана наспех, и в нее вставлен весь материал, какой только смогли уместить. Другая ошибка — несовпадение текста рассказа и содержания слайд-шоу. Это также бывает из-за плохого знания материала (как изучаемой темы, так и самой презентации). Вывод можно сделать только один: нужно знать тему и ориентироваться в презентации. Выступление не должно превышать десяти минут, порой даже этого бывает много. Выступающий должен рассказывать материал (допускается только подглядывание в заготовленный листок (в папке). К презентации он может обращаться только, чтобы дополнить свой рассказ визуально: «На этом слайде показано...» (для иллюстрации), «Итак, можно сделать вывод, что...» (для вывода, схемы-вывода) и т. д. Выступающий должен уметь прокомментировать каждый слайд. Прокомментировать — не значит прочитать. Приведенный там текст слушатели-зрители прочтут сами. Слайды, в свою очередь, должны чередоваться соответственно тексту выступления. После показа каждого слайда дайте возможность аудитории рассмотреть материалы.
Сотрудник фирмы Apple Гай Кавасаки вывел правило презентации: 10 / 20 / 30. 10 слайдов / 20 минут показа / 30-й размер шрифта. Разумеется, с этим можно поспорить. Но, ориентироваться на это, безусловно, нужно.

Рисунок 2. Столбчатая диаграмма
Подготовка проекта
Существует достаточно много определений проекта. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что проект — организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, направленных на поиск решения конкретной проблемы и на достижение конкретного результата — творческого продукта.
Видов проектов может быть множество. Практически каждая самостоятельная работа — вид проекта. Рефераты, презентации и др. — тоже виды проекта. Но реферат все же называют рефератом, а презентацию — презентацией. Проектом же называют, как правило, нестандартно выполненное стандартное задание, выполнение которого требует коллективных усилий.
Проект подразумевает под собой очень глубокое, детальное изучение какого-то вопроса. Чаще всего, для этого требуется усилия не одного, а нескольких человек. Иногда это может быть целая учебная группа, которая, в свою очередь, делится на подгруппы, каждая из которых выполняет свою часть задания. Выполнение проекта может занимать несколько недель и месяцев. Иногда для выполнения проектов меняют график учебного процесса. О целесообразности этого можно спорить: в этом случае не будет достаточно времени для прохождения остального материала.
Проект подразумевает также получение конкретного результата. Этот результат должен быть актуален, то есть, значим. Например, исследуя демографические, экономические, экологические и прочие проблемы современного мира (конкретного региона), можно в качестве цели проекта поставить нахождение реальных путей выхода из данных проблем. Можно это делать в глобальном аспекте, а можно — в рамках конкретного населенного пункта, микрорайона. Например, проект благоустройства сада, прилегающего к ОУ СПО.
Но в предмете «История» не все темы напрямую связаны с современным миром. Например, тема «Общественное движение в России в первой половине XIX в.». В качестве предмета обсуждения можно выбрать предлагаемые проекты переустройства России. Если следовать логике актуальности, то рассуждения о плюсах и минусах этих проектов не могут составлять суть проекта. Однако, это не совсем так. Прошлое оказало прямое воздействие на будущее. А проекты, предлагаемые участниками тайных обществ не теряют актуальности и по сей день, т. к. многое из того, что ими было предложено тогда, впоследствии в той или иной степени было реализовано. Результатом такого проекта может быть составление собственного проекта переустройства государства с учетом реалий начала XIX в. Можно ограничиться только анализом проектов будущих декабристов. В этом случае это будет исследовательский либо информационный проект (см. ниже). Все это в равной степени относится и к другим темам.
Рассмотрим вначале общие подходы к организации проектной деятельности, а затем наиболее типичные варианты проектов, возможные для применения в ОУ СПО.
Этапы организации проектной деятельности
выбор темы, его типа, количества участников (определяется преподавателем);
выбор возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики (проблему выбирают студенты с подачи преподавателя);
распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений;
самостоятельная работа участников проекта по своим задачам;
промежуточные обсуждения полученных данных в группах (могут проводиться и на уроках, и во внеурочное время);
оформление проектов;
защита проектов, оппонирование;
подведение итогов, внешняя оценка, прогнозирование дальнейшего развития полученных выводов, результатов.
Следует отметить, что для выбора проблем, а затем для определения методов их исследования и решения очень часто уместно проведение дискуссий, на которых выдвигаются гипотезы и применяется метод «мозгового штурма». Участники будущего проекта высказывают свое мнение по поводу возникновения проблемной ситуации, ведущий, как правило, преподаватель, фиксирует их. Затем, когда все предложения зафиксированы, начинается обсуждение конкретной проблемы. Автор предлагает свою аргументацию в пользу сделанного им предложения. Остальные участники могут соглашаться, могут аргументированно высказываться против. Остаются лишь те предложения, за которые высказалось большинство участников. Эти предложения становятся гипотезами, предметом дальнейшего обсуждения и всего дальнейшего проекта.
Типология проектов
Для типологии проектов существует ряд критериев:
В зависимости от доминирующей в проекте деятельности выделяют:
Исследовательские проекты. Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры, четко поставленных целей, актуальности предмета исследования, продуманных методов исследования, выдвижения гипотез разрешения проблемы, определения путей ее решения. Такие проекты по своей структуре во многом совпадают с настоящим научным исследованием.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта; на ее анализ и обобщение. В дальнейшем полученные, проанализированные и обобщенные данные доводятся до сведения широкой аудитории. В таких проектах, так же, как и в исследовательских, должна быть четкая структура, цель, актуальность. Они могут быть частью исследовательских проектов.
Творческие проекты. Любой проект — творческий. В данном случае творческая деятельность является доминирующей. Такие проекты, как правило, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности студентов. Здесь главное — результат. Это может быть альбом, совместная газета, сочинение, видеофильм, постановка, ролевая игра и т. д. В свою очередь, оформление результата должно быть четко спланировано и структурировано в виде дизайна, плана, программы и т. д.
Ролевые проекты, игровые проекты. Это вид творческих проектов. Но доминирующей деятельностью здесь служит игра, поэтому их можно выделить как самостоятельный тип. В них, как и в других творческих проектах, главным является не структура совместной деятельности студентов, а результат. Участники проекта принимают на себя определенные роли — литературных персонажей, политических деятелей, полководцев и т. д. Эти персонажи имитируют социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. В отличие от собственно ролевых игр, в таких проектах персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения, стараясь показать особенность проблемной ситуации и возможные пути ее решения.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты. В таких проектах главным является результат. Он должен быть оговорен заранее, ориентирован на социальные интересы самих участников проекта. Это может быть документ, программа действий, проект закона, составленные на основе полученных результатов исследования, направленные на устранение несоответствий в обществе; справочный материал (например, словарь по истории), проект учреждения организации (клуба, музея и т. д.). Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, определения функций каждого из участников (сценария), четких выводов по результатам деятельности. Здесь очень важны координация усилий и корректировка работы. Зачастую к таким проектам привлекаются взрослые (преподаватели, сотрудники различных организаций).
В зависимости от предметно-содержательной области выделяют:
Монопроекты. Такие проекты проводятся, как правило, в рамках одной области знаний. Это не значит, что в них не применяются знания из других областей, но сама проблема лежит в русле определенного знания, в данном случае, исторического.
Межпредметные проекты. Это могут быть несколько предметов, взаимосвязанных друг с другом если не в целом, то по каким-нибудь отдельно взятым темам. Например, тема по истории «Культура России в первой половине XIX в.» связана и с литературой, и с химией, и с физикой. Тема «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.» связана с экономикой, социологией и правом. Практические все темы по истории в той или иной степени связаны с обществознанием. Выбрав проблему, например, «Проблема прав человека в российском обществе в XIX – XX вв.» (можно сузить проблему до конкретного вида прав, например, политических), можно приступать к ее решению. В этом случае потребуются консультации специалистов в конкретной области.
По характеру координации проекты делятся на:
Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах преподаватель ненавязчиво направляет работу его участников, организуя в случае необходимости проведение отдельных этапов проекта. Например, привлечение специалистов из других учебных заведений. Преподаватель здесь выполняет свои собственные функции преподавателя, специалиста в конкретной области, координатора.
Проекты со скрытой координацией. В таких проектах преподаватель не обнаруживает себя в своей функции. Он может выступать в проектах как полноправный участник. В роли же координатора выступают другие участники-специалисты (но при полной осведомленности преподавателя).
По характеру контактов проекты бывают:
Внутренние проекты. Такие проекты организуются в рамках одного учебного заведения. Могут быть междисциплинарными, могут быть межгрупповыми.
Региональные проекты, межрегиональные проекты. Такие проекты могут быть между различными учебными заведениями (студентами конкретных групп различных учебных заведений) в рамках региона, либо регионов одной страны.
Международные. Такие проекты проводятся между студентами учебных заведений различных стран.
Региональные, межрегиональные и международные проекты в основном являются телекоммуникационными проектами (см. ниже).
По количеству участников проекты делятся на:
Личностные проекты. Они проводятся между двумя партнерами из разных ОУ СПО.
Парные проекты. Проводятся между парами участников.
Групповые проекты. Проводятся между группами участников.
По продолжительности проекты делятся на:
Краткосрочные проекты. Продолжительность — от нескольких дней до нескольких недель. Их проводят для решения небольшой проблемы или части более крупной.
Проекты средней продолжительности. От месяца до полугода.
Долгосрочные проекты. От нескольких месяцев до года.
Отдельную группу проектов составляют телекоммуникационные проекты.
Телекоммуникационные проекты. Проводятся между обучающимися в разных учебных заведениях (в одном регионе, в разных регионах одной страны, в разных странах). Как правило, здесь большую роль играют современные средства связи. Здесь очень важным служит то, что общаясь со сверстниками других учебных заведений (тем более, если они из других стран), студенты общаются с представителями другого социума, носителями иного менталитета. Это особенно важно в рамках различных проектов, в которых предусматривается диалог культур.
Следует отметить, что в современных ОУ СПО не так часто используются проекты как вид самостоятельной работы обучающихся. Это связано, прежде всего, с большой трудоемкостью их реализации. Исключение составляют проекты, напрямую связанные с профильными дисциплинами. Однако элементы методов проектов используются достаточно часто. Это все те же презентации, рефераты и т. д. Из всех видов проектов самыми удобными являются те, что позволяют сэкономить затраты времени и усилий. Начинать нужно с таких. А затем, по мере их реализации, уже переходить к более сложным и длительным.
Составление кроссвордов
Составление кроссвордов — один из самых несложных и интересных для студентов вид самостоятельной работы. Тем не менее, и для составления кроссвордов должны быть применены определенные правила.
Определение списка слов. Слова должны быть подобраны по определенной теме. Это способствует ее лучшему изучению.
Составление кроссворда. Желательно (в эстетических целях), чтобы кроссворд был симметричным. Также желательно, чтобы слова пересекались, по возможности, не один раз. Это позволяет исключить возможность нахождения сразу нескольких подходящих и по смыслу, и по написанию ответов.
Составление вопросов к кроссворду. Вопросы должны быть составлены в повествовательном ключе и грамотно во всех отношениях: в историческом, в эстетическом, в отношении правописания. Вопросы типа «И железный, и мокрый» (ключ) больше подходят для кроссвордов из бульварных газет, а не для самостоятельной работы студента.
Оформление кроссворда. Кроссворд должен быть красиво и грамотно оформлен. Для этого потребуется несколько листов формата А4. В структуру кроссворда входят: 1) обложка; 2) сам кроссворд; 3) вопросы к кроссворду; 4) ответы. Каждый элемент — на новом листе.
Желательно применять в кроссвордах иллюстрации, ребусы и другие нестандартные варианты вопросов
[Рисунок 3].
Россия на рубеже XIX – XX вв.
Г 1 Г 2 П 3 а о о прпМ 1 о ро з о в н д в М 4 о Г 5 К 2 о н о в а л о в
н о ро й е пм о К 6 ы л о к С 3 и к о рс к и й
я о н В 7 в Л 8 Д 4 я г и л е в т н н к и а н
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
По вертикали: 1. Руководитель «Общества русских фабрично-заводских рабочих», организатор шествия 9 января 1905 г. 2. Низший чин полицейской стражи в столичных, губернских и уездных городах (городской полиции) в Российской империи с 1862 по 1917 [Рисунок 1]. 3. Русский изобретатель радио [Рисунок 2]. 4. Союз капиталистов, захвативших рынок. 5. Председатель Совета министров России в 1906, 1914 – 1916. 6. Русский живописец, автор картины «Федор Шаляпин», 1911 [Рисунок 3]. 7. Одно из прежних названий города Киров. 8. Лидер партии большевиков.
По горизонтали: 1. Русский фабрикант-меценат, был связан с революционерами. 2. Русский фабрикант, министр торговли и промышленности Временного правительства в1917. 3. Русский авиаконструктор, эмигрировал в США. 4. Русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже.4. Список литературы.
Нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.2013 № 464 (зарегистрировано в Минюсте России 30 июля 2013 г. N 29200) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
4. Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) (по специальностям).
Литература.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История, М., Академия, 2015.
Интернет-ресурсы.
http://www.consultant.ru/ — справочно-правовой портал «Консультант плюс».
http://www.istorya.ru/hronos.php — материалы по истории.
HYPERLINK "http://www.hrono.ru/" http://www.hrono.ru/ — материалы по истории.
HYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/history.htm" http://www.alleng.ru/edu/history.htm — литература по истории.
http://www.istorik.ucoz.com — сайт для преподавателей истории и обществознания.