Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения русскому языку и литературе
Берсенёва Вера Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №3 г. Коряжмы»
Материалы из опыта работы
Формирование ценностных ориентаций школьников
в процессе обучения русскому языку и литературе
Школа формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности и даже просто памятливости Ясно, какая огромная ответственность возлагается здесь на педагога
А.Т. Твардовский
Проблема нравственного воспитания всегда была для общества одной из важнейших, но в настоящее время она стоит как никогда остро. Назовем актуальные проблемы сегодняшнего дня:
- потеря нравов,
- потребительское настроение,
- стремление к материальному благополучию любыми средствами,
- наркомания,
- рост преступности.
Нравственное воспитание - важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы морального облика личности.
Учитель призван содействовать идейно-нравственному взрослению школьников. Но наша школа до сих пор не может освободиться от этической и эстетической «недостаточности». В доказательство приведём высказывание педагога Л.С.Айзермана: «Учитель виноват в том, что наши старшеклассники не всегда понимают, какое место занимают доброта и сострадание в нашем духовном мире».
Не секрет, что наши выпускники, вооружённые обилием всевозможных понятий, представлений из разных областей современных знаний имеют весьма смутные представления о том, что такое «нравственный долг», «честь», «совесть» Учителя признают, что нравственное воспитание отстаёт от всё возрастающих требований жизни. В настоящее время эта отсталость, к сожалению, имеет хронический характер.
Но как быть педагогу, если в современном обществе нет единых представлений о нравственных нормах? Меняется идеология, меняются ценности, меняется вся жизнь. Как теперь воспитывать детей? В каких формах? Что говорить детям? Часто пишут, что мы должны передать им вечные истины, вечные ценности. Но как?
Сейчас много говорят о том, что надо вести особые уроки этики, и даже проводят такие уроки. Но они мало оправдывают себя, и прежде всего потому, что у преподавателя нет материала для таких уроков. Какой-то особой этики как законченного предмета, с которым можно было бы идти в класс, просто-напросто не существует.
Словесники в большей мере, чем остальные предметники, могут содействовать нравственному воспитанию учащихся, ибо в содержании предметов «русский язык» и «литература» заложены для этого большие возможности.
Возрастные и психологические особенности подростков
При разработке конкретного содержания нравственного просвещения школьников необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности.
У младших подростков появляется стремление к самоутверждению, хотя пути его достижения могут быть неправильными, а иногда и аморальными. Например, они обычно оценивают поступки своих сверстников по бескомпромиссным нравственным критериям - довольно легко обвиняют друг друга в нечестности, несправедливости, трусости, зато избранным идеалам из своей среды готовы прощать всё.
Постепенно система отношений "подросток - подросток" у учащихся 7-8 классов начинает приобретать черты, основанные на равенстве в предъявлении и выполнении прав, требований.
Большую роль в нравственном становлении подростков начинает играть самооценка. Даже младшие подростки не всегда удовлетворяются только той оценкой поведения, которую дают им взрослые, а пытаются самостоятельно оценить как свои поступки, так и поступки своих сверстников.
Так постепенно у всех подростков появляется стремление к нравственному самовоспитанию, желание научиться владеть собой, своим поведением и чувствами.
Но далеко не все из них могут воплотить это в жизнь: не хватает настойчивости, последовательности, силы воли У школьников проявляется интерес к моральным проблемам. Они активно обсуждают проблемы долга и бескорыстия, совести и стыда, справедливости и гражданской ответственности, пытаются разобраться в сущности аморальных поступков. Общественное мнение подростков становится реальным средством борьбы с детским потребительством, жестокостью, безответственностью. Школьнику-подростку свойственен усиливающийся интерес к нравственной стороне окружающей его действительности. Он начинает анализировать поступки взрослых и сверстников, старается разобраться в мотивах своих действий, чутко прислушивается к общественному мнению, которое также оценивает его поступки, суждения, отношение к другим и к самому себе. К 5 классу у школьников создаются предпосылки для более глубокого понимания нравственных норм поведения. Они ожидают от учителя не прямого требования следовать нормам и правилам морали, а более тонкого, аргументированного изложения самой сущности нравственности, ее необходимости для жизни в коллективе, обществе.
Подросткам свойственны противоречия, которые наиболее полно охарактеризовал В.И. Сухомлинский в книге "Рождение гражданина". В главе, которая так и называется "Противоречия отрочества", В.А.Сухомлинский пишет, что с одной стороны непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни - с другой,
- желание быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время неприязнь к назиданиям,
моральным наставлениям;
- желание самоутвердиться и неумение это сделать;
- глубокая необходимость в совете, помощи и в то же время словно нежелание обратиться
к старшему;
- богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможностей для их осуществления;
- показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное
может быть в нашей будничной жизни;
- презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие;
- удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать;
- романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество;
- восхищение красотой и ироническое отношение к красоте [ 2 ]
Таким образом, знание возрастных и психологических особенностей
школьников должно лежать в основе методики формирования ценностных ориентаций подростков.
Формирования ценностных ориентаций школьников в процессе обучения
Нравственное просвещение призвано ознакомить школьников с системой этических понятий и суждений, научить сопоставлять свое личное поведение с общепризнанным..
Формирование у учащихся ценностных ориентаций, нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок является процессом формирования нравственного сознания в целом. Моральные понятия, которыми овладевают подростки, формируют у них нравственные мотивы поведения, умение давать правильные оценки явлениям общественной жизни, собственному поведению и своих товарищей, отношениям в коллективе. Развитое нравственное сознание способствует возникновению у школьников готовности самостоятельно выбирать способы поведения в простых и сложных жизненных ситуациях.
Формирование ценностных ориентаций в школе осуществляется:
- в процессе преподавания основ наук (главным образом гуманитарных),
- во внеклассной работе (беседы, диспуты, обсуждение книг, в которых затрагиваются проблемы нравственности и т.п.
При правильной организации учебного процесса существенную роль играет та моральнопсихологическая атмосфера, которая складывается на каждом уроке между педагогом и подростками, между учащимися, их отношением к учебнопознавательной деятельности. Взаимопонимание и взаимопомощь, уважение к достоинству подростка, вера в возможности каждого ученика помогают формировать у школьников нравственное сознание. И напротив, атмосфера недоверия и равнодушия, неумение видеть внутренние проблемы подростков затрудняет усвоение ими нравственных норм.
Процесс обучения происходит в коллективе сверстников, когда все действия учеников их отношение к учению, к содержанию программного материала, к учителю, к своим товарищам подвергаются постоянной коллективной оценке. При этом ученики, естественно, используют уже имеющиеся знания о нравственности и накапливают личный опыт, обогащая его новыми переживаниями, неизвестными ранее фактами, событиями.
Большие возможности для нравственного просвещения заложены в содержании учебных предметов. В школьных программах содержится большое количество фактов, событий, поступков людей, которые характеризуют явления нравственной жизни общества. В текстах учебников по литературе, истории, географии и т.д. заложены все основные понятия и критерии нравственности, приобретающие в каждом конкретном случае новый смысловой оттенок. [ 1 ]
При изучении литературных произведений перед школьниками проходят характеристики положительных и отрицательных героев. Вопросы и задания учителя направлены на нравственную оценку ими действий и поступков, на выявление личностного отношения учащихся к данному герою, факту или событию.
Важно, чтобы нравственный идеал, нравственные ценности раскрывались на урокам в ярких образах, вызывающих восхищение.
Успех нравственного воспитания на уроках зависит от эмоциональности преподавания. Учитель, используя различные методические приемы /подбор фактов, иллюстративный материал, выразительность речевых средств и др./, старается добиться положительного эмоционального настроя учащихся при решении тех нравственных задач, которые будут поставлены на уроке. Именно эмоциональная окрашенность преподавания позволяет учителю оттенить главное, существенное в нравственной стороне изучаемого явления, раскрыть свою точку зрения. Пробуждая чувства подростков, педагог влияет на разные стороны их морального сознания, прежде всего на мотивы деятельности и духовные потребности.
Методика проведения уроков должна отвечать ряду требований
1. Передача и усвоение нравственных норм должны происходить на доступных для подростков фактах и способах их анализа. От 5 к 9 классу содержание и глубина фактов должны усложняться. Так в 5-6 классах учащиеся в основном оперируют фактами из жизни своих сверстников, а в 7-9 объектами наблюдения становятся явления более широкой действительности.
2. Доступность усвоения этического материала подростками зависит не только от сложности содержания самого материала, но и от того, насколько школьники могут применить имеющиеся у них навыки учебного труда к данной отрасли знаний.
З. Для усвоения знаний о морали особенное значение приобретает развитие наблюдательности у подростков за общественными явлениями, интерес к ним, умение видеть нравственную сторону действий людей. Надо учить подростков выделять существенное в поступках людей отделять главное от второстепенного. Таким существенным являются мотивы поступков (во имя чего совершается поступок) и направленность действий личности (общественная или эгоистическая).
4. При отборе фактов надо помнить, что в сознании школьников прочно откладывается то, что они эмоционально пережили.
5.Сообщение знаний о нравственности должно быть тесно связано с личным опытом подростков, с жизнью школьного коллектива. Обсуждение моральных проблем, оценка и самооценка поступков помогает подросткам определить свою позицию по отношению к происходящим событиям, определить нравственность своей деятельности. Именно поэтому важно не превращать уроки в морализирование, когда одних хвалят, других осуждают. В центре внимания должно быть прежде всего обсуждение проблемных вопросов, выработка умений действовать в незнакомой ситуации на основе усвоенных этических норм.
6. В приобретении нравственного опыта школьник имеет дело непосредственно с действительностью, которая настолько сложна, что подростку часто бывает трудно вычленить ее нравственную сторону и поступить на основе известных норм морали, т.е. перевести план нравственного сознания непосредственно в свой жизненный опыт. В связи с этим в ходе уроков желательно создавать проблемные ситуации, в которых подросток анализирует нравственный аспект ситуации и избирает способ возможного решения.
7. В процессе обучения дети учатся реализовывать творческий, исследовательский подход в решении нравственных проблем. Но исследовательские задачи можно ставить на доступном для них материале, по темам, где они могут проводить больше личных наблюдений.
8. Психологами установлено, что потребность поступать в соответствии с полученным знанием появляется у подростков тогда, когда это знание имеет для него личностный смысл, тогда оно является жизненно значимым. Такое отношение может формироваться на основе индивидуального опыта и в процессе сопереживания с опытом другим людей, чаще всего с героями художественным произведений. Именно поэтому на уроках огромное значение имеет использование в качестве фактического материала различных литературных источников (художественных и публицистических).
9. При более сложных проблемах (гордость, честь, милосердие) должна преобладать информация учителя, опора на литературные источники. При менее сложных проблемах (доброжелательность, уважение к старшим) следует опираться на личный опыт школьников.
10. Наблюдение за жизнью классного коллектива поможет учителю увидеть результат уроков, определить, какие стороны деятельности, общения и отношений подростков "западают", какой проблеме посвятить следующий урок, какой вариант проведения занятия выбрать.
Только при выполнении этих методических требований уроки станут эффективными, принесут максимальную пользу учащимся.
Система уроков нравственности
Класс
Темы уроков
5 класс
Быть доброжелательным - что это значит
Что есть добро?
6 класс
Уважение к старшим
Жадность
7 класс
Урок гражданина России
Память – наше богатство
8 класс
О милости и милосердии
Береги честь смолоду
9 класс
Зависть
Гордость
10 класс
Совесть
В чём смысл жизни
Примечание: данные уроки являются интегрированными: на каждом занятии имеет место интеграция двух предметов: русского языка и литературы. Проводится большая словарная работа (с использованием различных словарей): толкование и этимология слова, синонимическое гнёздо, словообразовательные ряды и т.п. Для осознания сущности нравственного понятия используются примеры из художественных произведений. Настольная книга на всех занятиях – «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.
Комментарии к урокам
Быть доброжелательным - что это значит
В начале урока проводится мини-исследование, заставляющее детей задуматься над тем, доброжелательны ли они. Идёт обсуждение жизненных ситуаций, дети должны выбрать вариант поведения. Ученики знакомятся со словом комплимент, учатся делать комплименты. Обсуждают советы Д. Карнеги, рассуждают о роли улыбки в жизни людей.
Что есть добро?
На занятии сравниваются понятия добрый и добренький, имеющие разную эмоциональную окраску. Идёт работа с фразеологизмами, в состав которых входит слово добро. Дети анализируют стихотворение А.С. Пушкина («чувства добрые я лирой пробуждал»), пишут сочинение-миниатюру «Легко ли быть добрым».
Уважение к старшим
В начале урока проводится мини-исследование, заставляющее детей задуматься над тем, как они относятся к старшим. Строится работа со словом снисходительность, обсуждаются жизненные ситуации, ведётся анализ стихотворения «Берегите старых людей» Е. Благининой
Жадность
Занятие начинается с обсуждения сказки Л.Н. Толстого о жадном крестьянине. В рамках словарной работы выясняется суть понятий: алчность, скопидом, скряга. Идёт обсуждение героев «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина и поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (Плюшкина). Читается письмо 16 из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. Дети рассуждают о том, есть ли противоядие жадности.
Урок гражданина России
Занятие посвящено государственной символике России: гербу, флагу, гимну. Дети выясняют, что значит быть истинным гражданином и патриотом своего Отечества
Память – наше богатство
Ведётся работа над понятиями: память семейная, народная, культурная. Обсуждается глава «Четвёртое измерение» из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. Раскрывается взаимосвязь понятий: память – совесть. Идёт обсуждение газетных статей о беспамятстве. Ведётся работа со стихотворениями А. Твардовского «Я знаю никакой моей вины» и А.С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам».
О милости и милосердии
Ведётся работа со словами милый – милость – милосердие. В качестве примеров используются произведения А.С. Пушкина («Барышня-крестьянка», «Памятник») публицистический очерк Д.Гранина «О милосердии». Организуется виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Детьми приводятся многочисленные примеры милосердных поступков жителей города Коряжмы.
Береги честь смолоду
Занятие проводится после изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Раскрывается суть понятия честь на основе анализа эпизодов повести А.С. Пушкина и фактов его биографии. Ведётся работа с письмом 10 из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва («Честь истинная и ложная»). Дети пишут сочинение «Какой смысл мы вкладываем в старинную русскую пословицу «Береги честь смолоду»
Зависть
Идёт знакомство с афоризмами о зависти. Дети делают вывод, что это один из самых страшных человеческих пороков. Инсценируется басня С. Михалкова о завистливом цыплёнке. Разграничиваются понятия чёрная и белая зависть. В качестве примеров используются эпизоды из русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, звучат стихотворения Е. Евтушенко и А. Чистякова. Под диктовку дети записывают а 15 из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва («Про зависть») .
Гордость
Урок начинается с чтения стихотворения Л. Татьяничевой «Гордым легче». Организуется дискуссия: согласны ли с мнением поэтессы. Разграничиваются понятия: гордый, горделивый, гордец, гордыня; самолюбие и себялюбие. Ученики анализируют отрывки из стихотворений и эпизоды повести «Дубровский» А.С. Пушкина.
Совесть
Учащиеся вникают в суть понятия, обращаясь к эпизодам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», работают со статьёй из журнала «Студенческий меридиан» (VIP-лекция Фазиля Искандера «О совести» в Международном университете у Гавриила Попова), озвучивают афоризмы об этом нравственном понятии.
В чём смысл жизни
Организуется дискуссия по теме занятия. Затем ученики выясняют, как отвечают на этот вопрос писатели-классики (И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.П.Чехов (рассказы) А.Н.Островский («Бесприданница»). Ученики читают и обсуждают письмо 5 из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва («В чём смысл жизни»), пишут сочинение-миниатюру «В чём я вижу смысл моей жизни».
Таким образом, главная цель, которая преследуется нами на этих уроках – дать учащимся представление о некоторых нравственных понятиях, формировать ценностные ориентации школьников. Приобщая детей к ценностям, созданным человечеством, мы помогаем сделать их достоянием собственного «Я»..
Подсчитано, что ученик за время обучения в школе посещает в среднем одиннадцать тысяч уроков. Хочется, чтобы они стали этапами личностного развития школьника и постижения им смысла собственного бытия.[3 ]
Использованная литература
Богданова О.С. Калинина О.Д. Этические беседы с подростками, М.: Просвещение, 2007
Кон И. Психология ранней юности, М.: Просвещение, 1989
Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся, / Воспитание школьников, 2008. - №10 – С. 21-23.
15