Использование развивающей педагогики оздоровления для обеспечения жизнедеятельности дошкольников


МАСТЕР-КЛАСС
ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИГИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила: Анищенко А.Б.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИГИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель: Расширить знания педагогов в области развивающей педагоги оздоровления.
План:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
I часть
Дорогие коллеги! Нам очень приятно видеть вас сегодня на нашем мастер – классе. Мы надеемся на ваше сотрудничество, и активную двигательную деятельность.
Мы выбрали педагогическую профессию и решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Нашими воспитанниками стали самые маленькие члены общества – дети дошкольного возраста.
Развивающая педагогика оздоровления — новое направление междисциплинарных исследований и образовательной практики в ДОУ. В его рамках оздоровительная работа с дошкольниками основывается на гуманитарных идеях, сплачивающих усилия педагогов, психологов и медиков. Она является формой развивающей работы, а оздоровление в целом — неотъемлемой частью развивающего образования в дошкольном учреждении. Особое внимание уделяется развитию воображения как средству оздоровления детей.
Развивающая педагогика оздоровления включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы: - приобщение детей к физической культуре
- развивающие формы оздоровительной работы
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовольствие от работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Такого человека мы педагоги и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
II часть
И сегодня мы познакомим с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности.
Уважаемые коллеги, мы хотим предложить один из физических методов оздоровления детей. Это «Гимнастика маленьких волшебников». Данная форма работы способствует сохранению и стимулированию здоровья детей. В ней органично соединяются следующие компоненты: формирование и отработка движений, создание радостного, эмоционального настроения у детей, а главное – это средство обучения детей самомассажу.
Уважаемые коллеги, прошу Вас выполнить со мной несколько упражнений.
1 упр. «Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
Цель: улучшить работу кишечника.
2 упр. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная»
Цель: воспитывает бережное отношение к своему телу, учим любить себя.
3 упр. Массаж «Мячик - ежик». Возьмите в руку мяч с шипами, положите его на спину соседа и, катая, мяч говорим:-мячик влево, мячи к вправо, покатался по спине. -на макушечку поднялся, покатался и обратно побежал.Постукивание мячиком по спине.
4 упр. «Массаж головы». Поза: сидя на стуле, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
5 упр. «Похлопаем ушками»Заводим ладони за уши и загибаем их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их. При этом ощутить хлопок.
Далее уважаемые коллеги, я хочу предложить Вашему вниманию еще одну из форм работы, используемую в работе с детьми. Это психогимнастика, которая, как и предыдущие продемонстрированные формы работы, является одним из средств оздоровления детей. Цель: освобождение от перенапряжения и стрессов, создание эмоционального радостного настроения.
Принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения.
Во время упражнений предлагаем ребенку стать кошкой. Имитируя кошку, ребенок преображается. Не надо объяснять ему как напрячь или расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит образ кошки.
«Надувала кошка мяч»Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:Надувала кошка шар,А котенок ей мешал:Подошел и лапкой – топ!А у кошки шарик – лоп!На слова: «надувала кошка шар...» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал «лоп» – «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.
«Морщинки»Цель: учить детей снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т.д.Описание: воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится.
«Остров плакс»
«Путешественник попал на необитаемый остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, но дети-плаксы, отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха (3-5 мин.). благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
«Сосулька»Цель: расслабить мышцы рук.
я хочу загадать вам загадку: У нас под крышейБелый гвоздь висит,Солнце взойдет,Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!
Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!
Игра «Любопытная Варвара»
Релаксационные упражнения для расслабления мышц шеи
Предложить ребенку поиграть в игру: мама или папа проговаривают стихотворение, а малыш исполняет то, о чем в нем говориться. Играть в игру нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки книзу, расслаблены. Делать упражнение лучше вместе с малышом, чтобы он видел, как оно выполняется. Слова ведущего:
«Любопытная Варвара смотрит влево (повернуть голову влево и 3 секунды удерживать в таком положении), смотрит вправо (то же упражнение, только голова вправо). А потом опять вперед – тут немного отдохнет (голову повернуть вперед и смотреть перед собой 3 секунды). А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! (Поднять голову вверх и смотреть на потолок 5 секунд). Возвращается обратно – расслабление приятно! (Вернуться в исходное положение – взгляд вперед). А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! (Голову медленно опустить вниз и прижать подбородок к груди). Возвращаемся обратно – расслабленье так приятно! (Голову опять поднять и смотреть перед собой, расслабить мышцы).
Уважаемые коллеги, можно еще долго освещать здоровьезберегающие формы оздоровления детей, которые можно использовать в работе, но к сожалению, мы ограничены во времени. Но мы надеемся, что те формы оздоровления, которые были продемонтрированны на нашем мастер-классе, вы сможете использовать в своей работе.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.
Будьте всегда здоровы!