Статья Социально-гражданская компетентность младших школьников: воспитание на основе этнопедагогики
Социально-гражданская компетентность младших школьников:
воспитание на основе этнопедагогикиВведение
1. История и причины актуализации этнопедагогики2. Пути реализации социально-гражданской компетентности и патриотизма на основе уважения культуры своего народа;
3. Практика формирования социально-гражданской компетентности
Заключение
Литература
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального образования. Результатом образования должно стать формирование личности способной занимать активную жизненную позицию в обществе. В стандарте нового поколения под универсальными учебными действиями понимается система действий, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность.
Одним из ведущих положений стандарта является ориентация на формирование семейных ценностей, как составляющей культурного духовного и нравственного богатства регионов России.
Семья и образование являются непреходящими ценностями цивилизованного общества, от которых во многом зависит успешность цивилизованного общества, успешность развития, качество жизнедеятельности, социальное положение каждого человека, прогресс общества, стабильности и благополучие государства.
С точки зрения И.Я.Лернера, понятия «обучение» и «воспитание» отражают разные характеристики одного и того же явления – трансляции социального опыта как процесса и результата. Считаю необходимым проанализировать соотношение двух подсистем целостного процесса образования обучения с точки зрения воспитания. Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
История и причины актуализации этнопедагогикиФормирование социально-гражданской компетентности младших школьников на основе на основе опыта наших предков является прекрасным методом воспитания. Он предоставляет возможность ребенку дотронуться до глубин истории родного края, традиции, культуры своего народа, а учителю, родителям воспитывать на основе этнопедагогики. В настоящее время, когда на первое место ставится развитие личности, наша задача состоит в том, чтобы совместно с семьей восстановить в генетической памяти неиссякаемую кладезь этнопедагогики, способствовать обогащения опыта маленького ребенка. Здесь уместно вспомнить слова великого китайского философа «Конфуция: «Только лелея старое можно создавать новое».
Понимание важности семьи и школы в жизни человека и общества, обусловило актуальность поиска наиболее действенных путей в воспитании новых поколений.
Как отмечают Аратюнов и Чебоксаров: «Возрастание роли этнического в современном мире объясняется тем, что сложность информационной ситуации значительно опережает возможности адекватно реагировать на эту ситуацию. В результате возникает острая потребность в обращении к этническим ценностям, представляющимися вечными и незыблемыми в изменчивом настоящем». При разрушении любой идеи, скрепляющей общество, на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования – этническая.
Пути реализации социально-гражданской компетентности и патриотизма на основе уважения культуры своего народа;
Важнейшим аспектом воспитания и формирования общечеловеческих ценностей в семье и школе является воспитание с учетом опыта народной педагогики, где особое внимание уделяется сохранению национального культурного наследия и культурно-исторических традиций.
Предназначение школы – передавать подрастающим поколениям все наиболее ценные, стабильные знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества. Исходя из данной трактовки предназначения школы, мы выделили одно из основных направлений школы – патриотическое воспитание.
Патриотизм включает:
Почитание места своего рождения и места своего проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
Уважение к своим предкам, проживающим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желанием помогать им.
Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, ее приукрашивания и благоустройства.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании).
«Культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования народов, малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование лишается смысла. Культура по существу поставлена в один ряд с жизнью. И поэтому право на культуру должно стоять в одном ряду в правом на жизнь, правами человека. Культура – условие продолжения осмысленной жизни, человеческой истории, дальнейшего развития человека». Замечательные слова академика Д.А.Лихачева подчеркивают неоспоримое единство культуры и образования в воспитании подрастающего поколения. Самое важное место здесь отводится образованию, а именно, учителю как носителю культуры, творцу культуры последующих поколений.
Привлекательность региональной культуры для воспитательных целей объясняется тем, что она позволяет, опираясь на природные закономерности региона, осмыслить ментальное единство народов, имеющих природно-экологические условия и культурно-исторические истоки существования.
В России интерес к этнической культуре появился во второй половине ХVIII века, когда в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и русского человека. Ключом к пониманию психологии любого народа является его культура, история конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание духа.
Вхождение бурятского народа в состав России стало примером его мудрости и нравственности. Мудрость, которая передавалась из поколения в поколение, приобщалась детям в семье. Таким образом, семья у бурят является подлинным очагом воспитания детей. Воспитание любви и уважения к родителям и родовой солидарности являлась фундаментом народного воспитания, модулем формирования у детей положительных качеств. Эта прекрасная система воспитания является основой совместной плодотворной работы семьи и школы.
Практика формирования социально-гражданской компетентности
в нашей школе
Данное направление реализуется практически на всех предметах, мы стараемся найти наиболее ценный, интересный материал по изучению родного края, связать его с темой своего предмета, что не только позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей, но и создать условия для творческого развития личности.
Нами накоплен материал по изучению природы родного края, народных традиций, песенного фольклора. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету. Самое главное, воспитывается в детях любовь к родному краю, чувство гордости за свою Малую Родину.
Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного уголка, красоту творений рук человека, живущего рядом. Через изучение достопримечательностей родного края у детей формируется любовь к Малой Родине, гордость за свой край, его природу и хозяйство, понимание того, что и своё родной край, родное село – частица великой России.
В нашей школе сложилась довольно самобытная этнокультурная ситуация, отражающая своеобразную структуру духовной жизни населения, которое представлено несколькими этническими группами: буряты, русские. Каждая из этих этнических групп отличается самобытной социальной организацией, имеет свои религиозные воззрения, собственные духовно-нравственные и культурные традиции, обряды, ритуалы, праздники, своеобразный быт. Естественная географическая локализация округа позволила сохранить и донести до наших дней многие уникальные элементы народных культур в их этническом своеобразии.
Формирование социально-гражданской компетентности расширяются по мере продвижения ученика через межпредметные связи, по единой системе, включающей все предметы. Данный подход позволяет объединить занятия по различным предметам единой идеей: восхищение, гордость и любовь к родному дому, семье, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность детей.
Претворяя в воспитательной работе стержневое качество личности – социально-гражданская компетентность, которая основана на общечеловеческих моральных ценностях, где ярко выраженными нормами являются глубокое уважение и почитание родителей, обострённое чувство родовой солидарности, мы проводим в классе исследовательскую работу «Моя родословная». Ребята с удовольствием стремятся узнать, кто был основателем рода, какие люди были в роду, гордятся, тем, что у кого, то в роду были силачи, мастера – народные умельцы, мастерицы-швеи, певцы и т.д.
Традиционно в школе проводится факультативный курс «Еhо заншал», где ребята с 1 класса знакомятся с историей своего села, края, родной природой, с достопримечательностями края, знаменитыми людьми. Это помогает ребятам занимать призовые места, в проводимых в районе, крае конкурсах.
Так, Батуева Эржена в 2011 году стала призером районного конкурса «Эрхим диктант», в 2012 году стала победителем этого конкурса, а в 2013 году заняла 1 место на районной олимпиаде младших школьников по родному языку. Базаргуруева Туяна - призёр районного конкурса «Эрхим диктант» 2012г, а в 2013 году стала победителем окружного конкурса«Эрхим диктант» в рамках месячника по бурятскому языку, 2013г, также является победителем районного конкурса сочинений в рамках месячника по бурятскому языку.
Ребята участвуют в научно-исследовательских конференциях. Так в 2013 году Галсанов Алдар участвовал в окружной научно-практической конференции, посвященной к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Базара Ринчино «Нравственные ценности учителя – основа патриотического воспитания молодежи», в секции «Духовно-нравственный феномен патриотизма» и занял 3 место.
Каждый год в школе, районе, округе проводится спартакиада молодежи допризывного возраста, которая воспитывают патриотические чувства любовь уважение и любовь к своей Родине. В 2014 году впервые на данных соревнованиях проведена районная научно-практическая конференция «Военно-патриотическое воспитание школьников и молодежи Дульдургинского района: опыт, перспективы развития», посвященная 25 –й окружной спартакиаде допризывной молодежи на призы памяти Заслуженного учителя школ РСФСР, подполковника Дугаржапова С.Ц. Победителем НПК стал Галсанов Алдар с темой «Из истории моей семьи».
В ознаменовании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в классе проводятся классные часы, конкурсы чтецов, рисунков, исследовательская работа, тимуровская работа.
Заключение
Сегодня стала востребованной этнопедагогика так как она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями.
В возрождении народной нравственности ведущее место должна занимать работа по формированию национального самосознания и правосознания, только на их основе возникает весь спектр положительных нравственных качеств человека, обеспечивающую и сравнительную безболезненную социализацию. Первой школой великодушия и доброты и доброты являлась семья, первыми и непосредственными учителями нравственности были родители.
Школа во все времена стремилась к взаимодействию с семьей. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Технология формирования социально-гражданской компетентности младших школьников на основе этнопедагогики может помочь в воспитании и тогда результатом воспитательной работы будет гражданин мира, здоровый человек, - семьянин, патриот своей Родины.
Литература
1. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / Нар. образование. – 2003.
2. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. // Педагогика -2002. - № 4.
3.. Яковлева Н.Н. Воспитательная работа в школе. - Мн.: НИО, 1997. - 194 с.