Конспект урока по обществознанию Роль религии в жизни общества
Конспект урока по обществознанию в 11 классе.
Тема: « Роль религии в жизни общества».
Цель урока:
определить место религии в современном мире как одной из древнейших и основных (наряду с наукой, правом, искусством) форм духовной жизни.
Задачи:
обучающие
сформировать понятие об особенностях религии как форме духовной культуры;
сформировать у учащихся представление о видах религий (монотеистические, политеистические, мировые, национальные);
закрепить знания учащихся о религии как социальном институте.
развивающие
дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
воспитательные
воспитание толерантности к различным культурным традициям.
Оборудование: Конституция РФ, учебник, индивидуальные тесты , компьютер,
проектор.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Сообщение темы и цели урока.
Освоение новых знаний.
Закрепление нового материала.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
1. Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Образование)
2. Каким образом тема образование связана с духовной сферой жизни общества, которую мы начали недавно изучать? (примерный ответ: образование позволяет нам получать научные знания, а наука это один из элементов духовной жизни общества).
3. Готовимся к ЕГЭ , 3 человека выполнят мини-тест по данной теме индивидуально, а после выполнения мы с вами выполним этот тест все вместе, а ребята проверят свои ответы. (Задания см. в приложении к конспекту).
4. Пока ребята решают, мы вспомним задание, которое было дано вам на дом:
«Существуют две точки зрения на роль образования. Первая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только «работать» на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Ваше мнение аргументируйте.» (Ответ ученика, возможна дискуссия).
5. А теперь проверим выполнение ребятами теста.( учащиеся дают ответы на тест, выведенный на экран.
III. Сообщение темы и цели урока.
6. Образование дает нам научные знания. Выполните задание и решите в чём особенность научного познания мира.
6. Какие элементы духовной жизни общества кроме науки и образования вам известны? (примерный ответ: право, мораль, искусство, религия).
7. Как вы думаете, какой из элементов возник раньше всех? Аргументируйте свой ответ. (Религия).
Учитель:
Общество динамичная система, с его развитием могут появляться новые и исчезать старые элементы, но религия, появившись одной и з первых в первобытном обществе, существует до сих пор. Для того чтобы понять, почему религия такой устойчивый элемент духовной жизни, что нам необходимо выяснить? ( Роль религии в жизни общества).
Тема нашего урока сегодня: «Роль религии в жизни общества».
Цель урока:
Определить место религии в современном мире как одной из древнейших и основных форм духовной жизни.
Чтобы достигнуть цели, нам нужно выполнить следующие задачи:
План.
1. Религия как одна из форм культуры.
А) понятие религии
Б) структура религии. Характеристика структурных элементов.
В) этапы развития религии2. Виды религий (Сообщения учащихся)
3. Принцип свободы совести. (Работа с Конституцией).
4. Функции религии в жизни общества. (Работа с учебником)
IV. Освоение новых знаний.
Учитель:
Какое понятие религии вы уже знаете из курса истории и обществознания?
Давайте посмотрим на понятие религии с позиций применения научного понятийного аппарата. (Слайд 2).
Поскольку религия понятие многоплановое, оно имеет определённую структуру. (Слайд 3).
Давай те рассмотрим подробнее каждый элемент структуры. (Работа по слайдам 4-7).
Вместе с развитием общества развивалась и религия. Какие вы знаете самые ранние виды религии? (В беседе разбирается слайд 8).
Краткую характеристику мировых религий нам дадут по подготовленным презентациям 4 ученика. А ваша задача составить тезисы по основным моментам их выступления. В конце урока я выборочно соберу на проверку тетради с тезисами.
1ый ученик: презентация «Буддизм».
2ой, 3ий ученики: презентация «Христианство».
4ый ученик: презентация «Ислам».
Учитель:
Какие общие черты вы заметили у всех религий? (Слайд 9).
С развитием научных знаний всё больше людей отвергает религиозное мировоззрение. И на современном этапе во многих государствах есть как верующие, так и неверущие граждане. Чтобы не возникало конфликтов на религиозной почве, в демократических странах проводится определённый комплекс мер, направленный на стабилизацию отношений в этом плане.
Откройте текст Конституции, найдите и выпишите статью, относящуюся к регулированию отношений церкви и государства. В Российской Федерации конфессиональная политика основана на принципе свободы совести. Давайте раскроем это понятие (Слайды 10,11).
Появление религии в древности связывалось со страхом перед силами природы и невежеством, но почему же религия не исчезла на этапе постиндустриального общества, в эпоху непрерывного научно-технического прогресса? Возможно дело в социальных функциях религии? Откройте учебники, стр. прочитайте пункт «Функции религии» и выпишите их, дав им краткую характеристику (Слайд12,13).
V. Закрепление нового материала. Учитель: Итак, мы рассмотрели религию как явление. Давайте закрепим полученные знания мини-тестом. (Задания см. в приложении к конспекту)
VI. Рефлексия.
Какие новые знания о религии вы сегодня получили?
На основании всего изученного сегодня, что можно сказать о роли религии в жизни современного общества? Аргументируйте свой ответ.
VII. Домашнее задание. П. 33, вопросы, задание 1, работа с источником вопросы 1,2,4