Доклад по религиоведению «Семья в свете христианского учения»


Тема: «Семья  в свете христианского учения»
Выражение «семья - малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их и «Домашнюю их церковь» (Рим. 16:4).
Церковь Христова состоит из Малых Церквей – которые есть не что иное, как православные семьи. Значение семьи трудно переоценить. Все наше общество держится семьей, семейными ценностями. До тех пор, пока существует институт Семьи, мы на правильном пути. Нам необходимо хранить и беречь семью, ибо без нее невозможна полноценная жизнь, воспитание детей, спокойная старость. Но что же такое – семья? Каково ее предназначение?
Союз мужчины и женщины в Священном писании всегда сравнивается с союзом Христа и Церкви. Так должен любить муж жену, как Христос возлюбил Церковь. Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть. То же происходит и в Церкви, где люди объединяются духом святым, Плотью Кровью Христовыми в единое тело Христово. Поэтому мы и говорим о семье, как о малой Церкви. Это союз людей, которые в семье живут христианскими идеалами и церковной жизнью.
Ни одна мировая религия не отводит семье столь важного места в системе вероучения, как христианство, которое в полной мере можно определить как «религию семьи». Священное Писание открывается созданием мужчины и женщины по образу и подобию Божию и заканчивается видением «брака Агнца»(Откр. 19:7,9). Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой внутреннюю общность жизни и любви, основан Творцом, Который снабдил его собственными законами. Самой природой своей он направлен на благо супругов, как и на рождение и воспитание детей. Этот союз крещёных возведён Господом Иисусом Христом в достоинство таинства.
Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям (ср. Быт. 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).
В Таинстве брака Господь вносит Себя в сердцевину супружества; Он становится средоточием семьи. И только Господь оживотворяет и по-настоящему созидает семью, дает супругам и силы, и любовь, и мудрость. Супруги должны искать Бога, Его любовью жить и не уклоняться от Него! Ибо «Без меня не можете делать ничего(Ин.15.5)» – говорит нам Господь. Апостол Павел говорит: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос(1Кор.3,11)»
Никакие иные цели, кроме жизни во Христе, семью, как Церковь, не создадут: ни просто человеческая любовь, ни воспитание и устройство детей, ни совместный быт и улучшение его, ни что иное; но только Христос, – а Он придает всему этому смысл, крепость, совершение, и во всем этом – залог жизни вечной.
Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.
Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом, тем не менее, осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1Тим. 4:2−3). 51-е Апостольское правило гласит:«Если кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения... – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви». [1, с. 3]
Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову Иоанна Златоуста,«таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. [2, с. 98]
Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака.
Православное учение о браке находит своё отражение в различных документах. Одним из основных являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ)» [4].
Одним из первых в главе, посвящённой вопросам личной, семейной и общественной нравственности, поднимается вопрос о соотношении церковных и светских браков. Священный Синод РПЦ с сожалением отметил, что некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом. В принятом Синодом определении указано:«Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние. Священнослужители призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.
В 1918 году Поместный Собор РПЦ в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освящённого Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию (наступившую до брака или вследствие намеренного самокалечения), заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.
В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Церковь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье как в школе благочестия формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Семейная жизнь, как и монашество, - это тоже христианский труд, тоже «путь спасения души», но нелегко найти учителей на этом пути.
В писаниях святых и отцов Церкви придается большое значение христианской семейной жизни. Но трудно найти в них прямые, конкретные советы и указания, приложимые к семейной жизни и к воспитанию детей в наше время.
Как верующие христиане, мы стараемся научить наших детей христианскому вероучению и законам Церкви. Учим их молиться и ходить в церковь.
В семейном миросозерцании очень важна его открытость к окружающему миру, интерес ко всему. Очень значительным элементом семейного миросозерцания является понимание смысла послушания.
Цель дисциплины - научить человека владеть собой, быть послушным тому, что он считает высшим, поступать так, как он считает правильным, а не так, как ему хочется. Этим духом внутренней дисциплины должна быть проникнута вся семейная жизнь, родителей еще больше, чем детей, и счастливы те дети, которые растут в сознании, что их родители послушны правилам, которые они исповедуют, послушны своим убеждениям.
Еще одна черта имеет большое значение в общей семейной жизни. По учению святых Православной Церкви, самая главная добродетель - смирение. Мы не хотим воспитывать наших детей в духе законничества, то есть соблюдения буквы закона или правила. Мы хотим воспитывать в них желание быть хорошими, быть верными тому образу доброты, правдивости, искренности, который является частью нашей веры в Бога.
Семейная жизнь - школа любви и для детей, и для супругов, и для родителей. Любовь - это труд, и за умение любить надо бороться. В нашей семейной жизни мы должны каждый день реагировать так или иначе на все, что происходит, и мы открываемся друг другу такими, как мы есть, а не только такими, как мы показываем себя. В семейной жизни выявляются наши грехи, все наши недостатки, и это помогает нам бороться с ними.
На нас, родителей, возложена Богом ответственность быть воспитателями наших детей. Мы не имеем права отказываться от этой ответственности, отказываться нести бремя родительского авторитета. В эту ответственность входит и умение видеть и любить наших детей такими, как они есть, понимать те условия, в которых они живут, уметь отличать то, что «кесарево», от того, что «Божье», дать им на опыте познать добрый порядок в семейной жизни и значение правил.
Разрушительные силы действуют на семью со всех сторон, и особенно сильно их влияние на душевную жизнь детей. Задача духовного «окормления» семьи советами, любовью, указаниями, вниманием, сочувствием и пониманием современных нужд - самая главная задача церковного труда в наше время. Помочь христианской семье действительно стать «малой церковью» - такая же великая задача, какой в свое время было создание монашества.
В условиях духовного кризиса человеческого общества средства массовой информации и произведения так называемой массовой культуры нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные половые извращения, другие греховные страсти. Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях, способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого дьявольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества.
Брак и семья в христианском понимании не хозяйственная только организация, не бытовое только общение, не естественно-биологический только союз (существующий и в животном мире), имеющий целью поддержание рода, наконец, не единство только общественно-политического строя, - моменты, выступающие на первый план в нехристианской жизни, в нехристианском быте и сознании. Христианство возводит брак и семью на степень высшей духовной связи и с точки зрения данной духовной основы подходит ко всем внешним проявлениям семейной жизни. Брак основан на глубоких внутренних личных отношениях, проникающих все стороны жизни. Это союз для совместного прохождения жизненного пути в свете высшей цели жизни и при взаимной поддержке. Это союз любви, при котором соединяющиеся составляют как бы единое целое, единый организм, не теряя при этом своей личности.
В силу указанных свойств и в силу связи христианского брака и семьи с общими началами христианского дела апостол Павел называет семью «малой Церковью» , а брачный союз уподобляет союзу Христа и Церкви. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от костей Его. Потому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Быт. 2, 24). «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 25-32).
Список литературы
1.Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец.– М.: Русский Хронограф, 2004. – 448 с.
2.Иоанн Златоуст. О христианском браке и об общении между мужчинами и женщинами.– Калининград: Янтарный сказ, 2001. – 171 с.
3.Джеймс М. Брак и любовь.– М.: Прогресс, 1985. – 192 с.
4.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.– М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. – 88 с.
5.Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви.– М.: Христианская Россия, 1999. – 380 с.
6.Дружинин В. Н. Психология семьи.– СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
7.Портал психологических изданий PsyJournals.ru  http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n3/35491_full.shtml [Брак и семья в свете христианского учения - Социосфера - 2010/3]