Открытый урок по математике на тему Нахождение периметра и площади геометрических фигур (3 класс)
Учитель начальных классов Советской средней школы района Магжана Жумабаева Северо - Казахстанской области: Гребенюк Светлана Леонидовна.
Открытый урок по математике в 3 классе
Тема: Нахождение периметра и площади геометрических фигур. (Закрепление изученного.)
Цель : Закрепить знания о разных способах вычисления периметра, площади прямоугольника и других фигур; учить выполнять вычисления рациональным способом.
Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся о геометрическом материале, закрепить знания о разных способах нахождения периметра прямоугольника; отработка вычислительных навыков по таблице умножения.
2. Развивать математическое мышление, кругозор учащихся, интеллект, память, речь, внимание.
3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: презентация, карточки, учебник, линейка.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологический настрой.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.
Сегодняшний наш урок пройдёт под девизом: «Ученье везде найдёт примененье». (Слайд – 4)
Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы закрепим знания о разных способах вычисления периметра и нахождения площади геометрических фигур.
Оформление тетрадей. ( Слайд-5)
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания. (Слайд-6)
Посмотрите на ряд чисел: 2 6 3 16 7 342 9 1
- Какие числа лишние? Почему?
- Что вы можете сказать о числе 16 ? (Оно двузначное, чётное, состоит из одного десятка и шести единиц).
- Что можете сказать о числе 342? (Оно трёхзначное, чётное, состоит из 3 сот., 4 дес., 2 ед.).
Пропишите эти числа в тетради через 2 клетки.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков. (Слайд-7)
- Сегодня мы отправимся в геометрическую экспедицию на замечательном поезде. Он скоростной, потому что за 45 минут мы должны многое успеть сделать. Но для того, чтобы стать участником экспедиции необходимо пройти несколько испытаний.
Испытание №1. (Слайд-8,9)
Решение примеров на умножение и деление. (Ромашки )
6 х 3 56 : 7
6 х 8 35 : 7
6 х 6 42 : 7
6 х 4 63 : 7
6 х 7 21 : 7
6 х 9 49 : 7
Испытание №2. (Слайд-10)
Блиц – опрос на знания табличного умножения и деления.
6 увеличить в 5 раз
6 увеличить на 5
7 умножить на 3
Первый множитель 8, второй – 4. Чему равно произведение?
Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное?
Найти произведение чисел 6 и 8
Во сколько раз 60 больше 10?
На сколько 60 больше 10?
Испытание №3.
Ответьте на вопросы: (Слайд-11)
- Как называется простой инструмент для проведения линии? (Линейка)
- Как называется часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками? (Отрезок)
- Как называется линия у которой есть начало, но нет конца? (Луч)
- Как называется след от соприкосновения пишущего предмета с бумагой? (Точка)
VII. Закрепление изученного.
Итак, вы прошли испытания и теперь готовы к экспедиции.
У каждой научной экспедиции есть цель: изучение каких – либо особенностей научного явления.
- Как вы считаете, какая цель должна быть у нашей экспедиции? (Вычисление площади и периметра, а так же изучения происхождения геометрии.) (Слайд-12)
А теперь обратите внимание доску (где написано слово «геометрия»)
- Кто из вас знает, что обозначает это слово? Вы встречали это слово в математике? (Геометрическая фигура) (Слайд-13)
Геометрия – одна из самых древних наук, в переводе с греческого обозначает «землемерие». Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии связано с различными измерительными работами, которые выходилось выполнять при разметки земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий.
(Слайд-14)
- Ребята, если обратиться к истории возникновения геометрии, то главной мерой длины у египтян служил локоть. Локоть делился на семь ладоней, ладонь на 4 пальца. При помощи этих мер, египетские землемеры научились измерять длины и находить площадь квадрата, треугольника и круга.
Древние греки заимствовали у египтян их геометрические знания. Именно в Древней Греции и сформировалась геометрия, которая стала наукой о свойствах геометрических фигур. (Слайд-15)
- Какие геометрические фигуры изображены на слайде? (Назвать, показать по цвету)
- А где в жизни вам встречались эти геометрические фигуры? Какие предметы они вам напоминают?
- Назовите фигуры, с которыми мы работаем чаще всего на уроках математике ( Квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Вспомните свойства этих фигур.
VIII. Физминутка. (Слайд-16)
Мы писали, мы решали,
Много нового узнали.
А теперь мы встанем –
Руки вверх потянем.
Прыгнем , хлопнем и
Легонько топнем.
Математика –наука точная и поэтому при нахождении периметра и площади необходимо знать и использовать формулы.
- Давайте вспомним формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника; площади прямоугольника и квадрата. (Дети пишут на доске)
(Слайд-17)
IX. Работа по карточкам.
Обратите внимание, у вас на карточках нарисованы домики.
- Ваша задача: найти периметр и площадь заштрихованной фигуры.
(Слайд-проверка 18)
X. Работа учащихся у доски.
Вычисление периметра прямоугольника разными способами используя действия умножения и сложения . (Кот) (Слайд -19)
XI. Работа по учебнику. (С. 20, №3)
- Найдите периметр прямоугольников разными способами. (Девочки-Мальчики) (Слайд-20)
Решение задачи (С. 21, №4)
Сколько метров забора понадобится садовнику, чтобы огородить сад, длинна которого 7 метров, а площадь – 21 м2 ?Решение: S = 21 м2 , а = 7 м, b = ?, P = ?.
b = 21 м2 : 7 = 3 м
P = (7+3)х2 = 20 м
Ответ: P = 20 м.
XII. Математический тренажёр. (Решение задач на нахождение площади и периметра геометрических фигур) --- ВКЛЮЧИТЬ
XIII. Подведение итогов урока. (Слайд-21)
Итак, наш поезд вернулся из экспедиции на станцию «Школа».
- Чем мы занимались сегодня на уроке? Что нового узнали? Какие задания вызвали у вас трудности?
- Продолжите предложения:
Я научился ………………
Я запомнил ……………...
Мне понравилось ……….
XIV. Оценивание детей. (Слайд-22)
XV. Домашнее задание: с. 21, № 4. Найдите периметр ковра в вашем доме разными способами.