Модульная технология и рейтинговый контроль успеваемости в процессе обучения русскому языку и литературе

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)












Методическая разработка

Модульная технология и рейтинговый контроль успеваемости в процессе обучения русскому языку и литературе





Автор-составитель: Лысечко И.А. –
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РО ВПК





Волгодонск
2015
Сегодня в учебном заведении нужны образовательные технологии, которые обеспечивают качество учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности студентов, развитию их умственных способностей, готовили бы каждого студента к самостоятельному овладению необходимой информацией и давали бы возможность приобретать практический опыт. Именно такой является технология модульного обучения, которая, будучи личностно ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы студентов, совместить жёсткое управление познавательной деятельностью с широкими возможностями для самоуправления. Ее использование в учебном процессе объясняется тем, что учебный материал легко разбивается на несколько крупных блоков.
Модульное обучение основано на следующей основной идее: студент должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый студент получает от преподавателя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.
Во-вторых, меняется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.
В-третьих, студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Несомненно, что преподаватель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью студентов через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.
В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.
Не менее важным для управления обучением студентов имеет принцип обратной связи, т. к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, обучением, учением со стороны студентов.
Для успешной работы студента с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы студент эффективно его усваивал. Желательно, чтобы преподаватель как бы беседовал со студентом, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.
УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в котором дается резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением. УЭ последний - выходной контроль.
Модуль может иметь следующую форму:
№ стр.
№ М
№ УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного содержания







Рекомендуется к модулю делать вкладной лист, в котором излагаются методические советы преподавателя по освоению его содержания.
Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями.
Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.
Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Верхнего предела может и не быть, все зависит от интересов студентов.
Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Здесь есть большая возможность осуществить проблемность обучения.
В модуле должна быть возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме». Хорошо, если обобщение сделано не только словесно, но и в форме таблиц сравнительных характеристик, графиков, диаграмм и т. д.
При модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений студентов, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
При обнаружении пробелов в знаниях студентов необходимо провести соответствующую коррекцию.
Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.
После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной; лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее, качество и эффективность.



Главными задачами при работе с модулем становятся обязательное формирование у студента способности видеть перспективу своего продвижения, выработка студентом способов отслеживания результатов своей учебной деятельности. Для этого используется рейтинговая система, которая по ряду признаков имеет сходство с количественной шкалой.
Критерии оценки результата. Рейтинговая система оценивания качества учебной работы студентов в данном модуле.
Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является:
повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы студентов;
осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими модулей, необходимых для формирования компетентности;
реализация таких педагогических принципов как научность и доступность, системность и последовательность, индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный подход.
Рейтинг по модулю – сумма баллов рейтинг-контроля текущей работы и промежуточного рейтинг-контроля по отдельному модулю.
Рейтинг по модулю – это интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по изученному модулю, включающая:
входной контроль;
рейтинг-контроль текущей работы;
промежуточный рейтинг-контроль;
итоговый рейтинг-контроль;
добор баллов (дополнительные задания).

Оценочные материалы.

Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения.
При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение объективности и надежности оценки.
Общий итоговый балл определяется как сумма баллов, полученных по отдельным результатам, на основании которых и выставляется оценка.
Дидактические средства оценки разрабатываются на основе критериев оценки результата и требований к объекту оценки спецификации модуля.
При проведении оценивания, кроме традиционных, используются и такие методы как: метод проектов, портфолио, метод экспертной оценки и др.
Рейтинг число, получаемое путем набора баллов и их суммирования. Каждый студент видит, какую работу ему необходимо сделать, чтобы добиться высоких результатов.
Рейтинговая система вызывает у студентов неподдельный интерес, усиливает дух соревновательности, способствует утверждению культа учебы.
Индивидуальный рейтинг каждого студента заносится в базу данных и учитывается при определении итогового рейтинга за весь период обучения.
Подсчёт баллов выстраивается по целому ряду показателей:
- освоение учебной программы (отдельные темы, разделы);
- результаты контрольных работ, тестирования;
- оценки за написание рефератов, докладов, за самостоятельную работу с дополнительной литературой, её рецензирование;
- предоставление студентам набирать дополнительные баллы за счёт активной работы на занятиях;
- введение системы поощрительных и штрафных баллов, которые учитываются в зависимости от качества и времени сдачи работ и т.д.
Итак, при модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. При использовании модулей осуществляется индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
Цели и решаемые противоречия
Цели:
обеспечить качественную подготовку специалистов среднего звена и выполнение требований к выпускнику в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда;
обеспечить студентам условия для овладения знаниями и умениями по предмету посредством модульной технологии обучения и рейтингового контроля успеваемости.
Решаемые противоречия:
между большим объёмом материала и недостаточным, в традиционном понимании, объёмом часов на дисциплину согласно государственному образовательному стандарту и учебным планам по специальностям.
Выбор модульного обучения был не случаен. Модульная технология обучения обеспечит решение основной задачи, стоящей перед преподавателем русского языка и литературы: через использование специфики интересов и склонности студентов помочь им овладеть необходимыми учебными навыками.
Модульное обучение строится на принципе структурирования материала, в основе которого лежит системный подход. Всякая система состоит из элементов с определёнными связями между ними. А каждый элемент является новой системой.
Модульная организационная система. В модульной организационной системе учебной дисциплины выделено 10 модулей:
Модуль 1 (М-1) – «Творчество А.Н.Островского, И.С.Тургенева»;
Модуль 2 (М-2) – «Творчество Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета»;

Модуль 3 (М-3) – «Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина,
Ф. М.Достоевского»;
Модуль 4 (М-4) – «Творчество Л.Н.Толстого, А.П.Чехова»;
Модуль 5 (М-5) – «Творчество И.Бунина, А.Куприна, М. Горького»;
Модуль 6 (М-6) - «Поэзия серебряного века. Творчество А.А.Блока, В.В.Маяковского, С.А.Есенина»;
Модуль 7 (М-7) - «Роман М.А.Шолохова « Тихий Дон»;
Модуль 8 (М-8) – «Тема Великой Отечественной войны»;
Модуль 9 (М-9) – «Творчество А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова»;
Модуль 10 (М-10) – «Творчество В.Г.Распутина, В.П.Астафьева».
Студентам предлагаются следующие задания для самостоятельной работы:
составление словарика по теории литературы;
исторические справки по времени творчества писателя или действия произведения;
карточки с цитатами о произведении или авторе;
презентация по теме.
Текущий и рубежный контроль знаний и умений студентов по учебной дисциплине осуществляется с помощью разнообразных форм и средств:
- выборочное изложение по материалам художественного произведения;
- изложение с элементами сочинения;
- сочинение-размышление;
- тест;
- практическая работа;
- литературоведческий анализ текста.
Рейтинговая оценка знаний и умений студентов
Модульная технология обучения более эффективна с использованием рейтинговой оценки знаний и умений студентов.
Рейтинговая система оценивания способствует повышению качества обучения, если при её внедрении чётко определяется содержание оценки и метод оценки. При методе оценки предпочтение отдано балльной оценке и методу коэффициентов.
Алгоритм работы преподавателя в системе рейтингового контроля
Весь годовой учебный материал нужно разделить на несколько крупных блоков, в каждом блоке выделить учебные элементы. На основании учебных элементов составить контрольные задания. Для контроля и самоконтроля необходимо подготовить наглядность – ЛИСТ КОНТРОЛЯ
Усвоения учебного материала по учебной дисциплине.
Количество баллов рассчитывается по формуле:
«5» 0,90 – 1; Ку = n/m Ку – коэффициент успеваемости;
«4» -0,75 – 0,89; n – количество рейтинговых баллов;
«3» - 0,60 – 0,74; m – количество max баллов
«2» - 0,59 и меньше

Как складывается итоговая оценка за дисциплину?
В расчёт берутся прежде всего баллы за зачётные и контрольные работы по каждому модулю.
Поощрительные баллы добавляются за отличные и хорошие работы текущего контроля. Штрафное снятие баллов производится при наличии пропусков занятий без уважительной причины и «2» за текущий контроль.
Итоги доводятся до студентов с помощью сводной ведомости или листа контроля.







Сводная ведомость
фамилия
М-1
М-2
М-3
М-4
М-5
М-6
М-7
М-8
М-9
М-10
итого
«+»
«-»
семестр

















Завершается изучение курса экзаменом. На экзамене учитывается оценка, полученная студентом за семестр.
Выводи и рекомендации
Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некоторые выводы
При модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у технологии и для развития таких качеств личности студента как самостоятельность и коллективизм.
Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя обязательно мотивировать студентов, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать студентов. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью студентов. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности студентов, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от преподавателя хорошего знания своих студентов.
Для перехода на модульное обучение необходимо создать определенные условия.
Первое условие связано с мотивацией преподавателей.
Второе условие связано с готовностью студентов к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.
Третье условие - это материальные возможности в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый студент будет обеспечен этой программой действий.










Литература
Андронова И. А. Модульный урок в X классе [Текст]/ Андронова И. А., Ромашко И. В.: Математика в школе №4. М.:, 2001г.-220с.
Вазина К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение - Н.: Просвещение,2001г.-324с.
Громкова М. Т. Модульное структурирование научного знания М.:1996г.-237с.
4. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии [Текст]: – Н.: 1999г.-374с.
5. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе?: / Т. И. Шамовой, Т. И. Третьякова. – Т.: 1998г.-204с.
6. Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография - М.: 1999г.-301с.
7. Эллис А. Д. Педагогические инновации - М.:, 2003г.-356с.
8. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения: - К.:1999г.-344с.
9. Воронина Е.А. Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ:  2008г.  ISBN: 978-5-989 23-196-6.-401с.
10. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 томах том 2: 2006г.-204с.  ISBN: 978-5-87953-227-2
11.Селевко Г. К Энциклопедия образовательных технологий: 2006г.-198с.  ISBN: 978-5-87953-211-1 
12.Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие 2007г.-128с.  ISBN: 978-5-91382-018-1 
 


















13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 315