Урок открытия нового знания по теме Запятая в простом предложении технологическая карта
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Предмет
русский язык
Класс
6
Тема урока
«Запятая в простом предложении».
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;
проверка умения применять полученные знания в типовых условиях;
Регулятивные:
определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений).
Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока;
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями;
рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих;
устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
положительное отношение к учебной деятельности;
убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
Оборудование
Интернет для нахождения стихотворения с однородными членами предложения
УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. идр.
Примерное поурочное планирование к программе Ладыженская Т.А. Через работу в группах (практику, исследование), достичь навык постановки запятой в простом предложении.
Цветные карточки,
тексты стихотворения В.Данько «Ягодка», ручки, тетрадь, карандаши, учебник
Основные понятия
Предложение, запятая, однородные члены предложения, обращение, вводные слова, синтаксис, пунктуация
Форма проведения урока
Урок – исследование, практикум
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
I. мотивационно-целевой этап
Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Продолжительность: 10 мин
Приветствие учителя.
Беседа с учащимися.
Ребята, знаете ли вы, когда в простом предложении ставится запятая?
С какой целью в начале года мы повторяем изученный материал?
Чем лично вам интересна и важна эта тема?
Подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?»
Приветствуют учителя.
Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.
II. Процессуальный этап
Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: построение проекта и фиксация имеющегося знания,
сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.
.
Продолжительность: 30 мин
Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить запятые в простом предложении?
Предложите план нашей работы на уроке.
распределиться на группы и в каждой выбрать координатора. (распределяемся по цвету карточек, которые учащиеся выбрали в начале урока).
Предлагает посмотреть на экран, на котором представлен кроссворд и прочитать термины, включенные в него (обращение, однородные члены, вводные слова, синтаксис, пунктуация, запятая)
Как связаны эти слова с темой урока?
Составьте вопросы, чтобы ответами служили вписанные в кроссворд слова.
Ребята, давайте немного отдохнем.
Внимательно прочитайте шуточное стихотворение В.Данько «Ягодка»
(у каждого учащегося текст стихотворения перед глазами)
Задает вопросы:
-Понравилось ли вам шуточное стихотворение?
-Какие уроки из него можно извлечь?
Дает групповые задания:
насколько хорошо вы повторили и отработали учебный материал, покажет следующий вид работы.
Дифференцированное задание.
Выбрать «оператора», который будет наглядно в программе «Microsoft Office PowerPoint» фиксировать результаты работы
Примерный план.
1.Повторение теоретических сведений по теме (какие синтаксические конструкции могут осложнять простое предложение?)
2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык постановки запятой в простом предложении.
3.На примере создания собственных текстов проверить устойчивость приобретенного навыка.
изобразить одно из состояний.
«Воздух
«Земля»
«Огонь»
«Вода»
I группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения, осложненные однородными членами, объяснить запятые, построить схемы.
II группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения с обращением, объяснить пунктуацию, построить схемы.
III группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения с вводными словами, объяснить знаки препинания, построить схемы.
1.Выполни упражнение учебника № 32, используя алгоритм действий предыдущего задания.
2..Составь и запиши небольшой текст на тему: «Летние каникулы» или «Первый погожий сентябрьский денек», используя для большей выразительности однородные члены предложения, вводные слова, обращения.
С помощью схем объясни пунктуацию.
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению, что запятая необходима в простом предложении, осложнённом однородными членами, с вводными словами и с обращениями (при выполнении конкретных заданий подтверждают свои высказывания).
Объединяются в группы, выбирают в каждой координатора
Знакомятся с кроссвордом, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя, обсуждают в группе, читают составленные вопросы.
Оператор фиксирует составленные вопросы на слайде.
Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород.
«Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте.
Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени.
Делают движения руками, как пловцы
Один ученик читает вслух, остальные слушают и следят глазами.
Высказывают свое мнение, аргументируют его.
Самостоятельно анализируют предложения, находят простые предложения с заданными синтаксическими параметрами, обсуждают в группе, презентуют групповое задание, вносят номера предложений в таблицу вместе со схемами. Обобщают ответы, делают выводы.
Оператор вносит в таблицу результаты работы каждой группы.
Ученики самостоятельно выбирают задание из предложенных учителем и выполняют его, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.
Привлечение консультантов для проверки работы слабоуспевающих учеников. По желанию – взаимопроверка в группе.
Ш. Рефлексивно-оценочный этап
Рефлексия деятельности (итог урока) 5 мин
Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.
Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.
Ответы на вопросы учителя (устно в классе).
Стихотворение В.Данько «Ягодка»
Бывает ягода брусника, черника, клюква, земляника.
А есть ли ягода
Грустника?
А веселика тоже есть?
Конечно, есть!
Глядите, дети,
Глядите, дети все на Витю!
За ягодкой сейчас нагнется,
Сорвет ее и засмеется.
А Таня и Наташа
Вероятно, даже пляшут.
Веселы все дети,
Грустно только Пете.
Может, поел грустники
Он вместо земляники?
(10)А может, вместо клюквы
Попробовал он злюквы?
(11)Скорей помогите мне, дети,
Найти веселики для Пети!
15