Рабочая программа историко-краеведческого кружка Летописцы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 13 им.Э. Д. Балтина» г. Смоленска
Рабочая программа
деятельности кружка
«Летописцы»
Часов в неделю: 2 часа
Руководитель: Е. В. Гаврилова
Пояснительная записка
Программа кружка «Летописцы» предполагает обучение обучающихся 7-11-х классов основам музейного дела и краеведения в процессе развития, пополнения и обеспечения деятельности школьного историко-краеведческого музея.
Объект изучения: история и культурное наследие Смоленской области и микрорайона школы.
Изучение истории – важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам школьного музея, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось русским народом. Обучающиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только города Смоленска, но и микрорайона.
Формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал, но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике, представлять его на краеведческих чтениях, конференциях, на мероприятиях школьного музея.
Курс «Летописцы» призван так же способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Основные цели программы:
Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания обучающихся средствами краеведения;
Воспитание у обучающихся патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
Приобщение обучающихся к краеведческой и поисково - исследовательской деятельности;
Сохранение исторической памяти;
Формирование у обучающихся устойчивых навыков, необходимых в современном обществе, самореализации, самоуправления, высокой нравственности и трудолюбия.
Задачи:
формирование знаний по истории малой Родины
Способность развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.
Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
По содержанию программа познавательная, уровень освоения программы углубленный.
Методические приемы:
Исследовательская деятельность. (Организация и проведение экскурсий, конкурсов, праздников, встреч с интересными людьми).
Поисковая деятельность.
Индивидуальная работа с учащимися.
Методическая работа (составление сценариев, экскурсий, выступлений)
Ожидаемые результаты:
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, с историей поселка, школы.
Итогом работы становятся: составление паспорта экспонатов, составление экскурсий, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, проводят экскурсии. При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы.
Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным краеведческим материалом. Изучение семейного архива, статистических данных по разным периодам развития родного края.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования:
изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции.
Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, семинары, беседы, опросы, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Развивает навыки выступлений на конференциях. Умения использования методики презентации выступлений.
Методы определения результативности:

Предполагается мониторинг навыков, умений, знаний. Отслеживание мастерства выступлений на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.
Учебно – тематический план к программе кружка «Летописцы»
№ Содержание программы Количество часов Организационные формы
I
II
III
IV




V


VI
VII

VIII


Х
XI Функции школьного музея
Наследие в школьном музее
1.Понятие об историко-культурном наследии. Формы бытования наследия
2.Родной край в истории государства Российского
3.Моя семья и родной край. Составление проектов
Наша школа в истории края
1.Источники по истории школы
2.СМИ о школе, её учителях и выпускниках
Военная слава выпускников
1.Участие учителей и выпускников школы в Колоднянском подполье
2. Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны. Выпускники школы – участники парада Победы в 1945г.
3. Женщины – выпускницы школы – участники ВОВ
4. Выпускники школы – Герои Советского Союза
6. Малолетние узники, бывшие выпускники школы
7. Воины-интернационалисты, бывшие выпускники школы
8. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России
Экспозиция школьного музея
1.Концепция экспозиции школьного музея
2. Виды экспозиций: экспозиционное оборудование
3. Тексты в музейной экспозиции
4. Правила составления этикеток к экспонатам
Экскурсионная работа в школьном музее:
1.Виды экскурсий
2. Приемы подготовки экскурсий с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы
3. Практическое занятие по составлению материала для экскурсии
4. Оформление экскурсионных материалов: составление проектов
5. Проведение тематических экскурсий
Оцифровка экспонатов школьного историко-краеведческого музея 1. Правила описания экспонатов для использования в оцифровке
2. Фотосъемка экспонатов школьного музея для проведения оцифровки3. Особенность ведения «Книги учета оцифрованных экспонатов школьного музея»
Подготовка новой экспозиции к Летописи школы: «Учителя школы»
1.Сбор и систематизация материала
2. Составление проектов по данной теме
Исследовательская работа в музее
1.Участие в конкурсах, викторинах, краеведческих олимпиадах
2. Практическая работа по подготовке проектов исследовательско-краеведческой работы
3. Участие в краеведческих городских, областных и Российских конкурсах, викторинах, олимпиадах
4. Подготовка документации для участия в районных, городских, областных смотрах школьных музеев
Творческая деятельность членов кружка «Летописцы» по подготовке военно-патриотических, Российских праздников (День освобождения Смоленщины, День Героев Отечества, День вывода войск из Афганистана, День защитника Отечества, День моряка-подводника, 9 мая – День Победы)Подведение итогов работы кружка «ЛетописцыИТОГО: 1 час
6 часов
2 часа
1 час
3 часа
2 часа
1 час
1 час
9 часов
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
2 часа
1 час
10 часов
2 часа
4 часа
2 часа
2 час
11 часов
1 час
2 часа
3 часов
2 часа
3 часа
6 часов
2 час2 часа2 час
6 часа
2 часа
4 часа
10 часов
4 часа
2 часа
2 часа
2 часа
5 часов
2 часа
68 часов Беседа
Лекция, беседа
Лекция, работа с энциклопедиейПрактикум
Лекция
Лекция
Урок-практикум
Практическое занятие
Беседа
Беседа, практикум
Беседа, практикум
Беседа, практикум
Беседа, практикум
Практикум
Беседа, практикум
БеседаПрактикум
Лекция
Беседа, практикум
Практикум
Беседа, практикум
Беседа, практикум
Беседа, практикум
Практикум
Беседа, практикум
Лекция
Лекция
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум. Подготовка презентаций