Рабочая программа кружка «Основы музееведения и краеведения»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Основы музееведения и краеведения»
наименование кружка
учителя Чикриной Веры Александровны
ФИО
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Пояснительная записка
Музей является точкой преломления культуры и образования. Приобщаться к миру музея можно в любом возрасте, но серьезно осваивать музейное дело по силам детям среднего и старшего школьного возраста. Для работы в музее необходимо знать историю музейного дела и краеведения, основы современного музееведения, смежных литературоведческих и исторических дисциплин, владеть музейной терминологией. Специфика музейной деятельности состоит в ее разнообразии и универсальности, в приобщении к различным видам деятельности (поисково-исследовательской, учетно-хранительской, экспозиционной, экскурсионной, массово-пропагандистской), что требует от учащихся специальных знаний и широкого кругозора.
Основной целью кружка является ознакомление учащихся с характером и особенностями организации музейного дела и его структурой. Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
1. Создание у учащихся цельного представления об истории музейного дела, о функционировании музейной сети в России, о классификации музеев, о музеях Татарстана и Чистополя, школьном музее.
2. Знакомство с фондами музеев, их организацией, составом, структурой, комплектованием, учетом, хранением и изучением. Демонстрация музейной экспозиции и усвоение принципов ее построения.
3. Выработка практических навыков учета музейных фондов и работы с учетной документацией.
4. Формирование практических знаний о конкретном краеведческом материале и работе с ним.
5. Формирование навыков экскурсоводческой работы.
Образовательное значение кружка заключается в приобретении первоначальных знаний и умений формирования фондов музея в соответствии с требованиями имеющихся нормативов.
Выбор направления кружка обусловлен также наличием в школе литературно-краеведческого Музея книги «Чистопольские страницы», который может служить учебной базой для проведения отдельных занятий, необходимостью подготовки учащихся к работе в нем. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени, основа для углубленного изучения литературы и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Программа ориентирована на учащихся 8 класса.
Предлагаемая программа рассчитана на 78 часов, предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Для более полноценной организации работы кружка предусмотрено сотрудничество с государственными музеями, активное использование ресурсов Интернет.
Предполагаемые результаты реализации образовательного модуля:
Школьники знают: а) что такое музей, историю музейного дела в России, правления деятельности, типы музеев;б) основные направления и формы музейной деятельности;
в) историю литературного краеведения в Чистополе;
г) основные сведения о жизни писательской колонии в Чистополе и отдельных писателей;
д) основные понятия, предусмотренные программой;
е) основы составления и проведения экскурсии.
Умеют: а) составить описание музейного предмета,б) организовать поиск информации об истории предмета, в) составить презентацию собранного материала по определенной теме;
г) подобрать материал, необходимый для составления экскурсии,
д) составить небольшую экскурсию и провести ее.
Тематическое планирование
№
Темы
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Введение в музееведение
4
4
8
2.
История музейного дела в России
4
4
8
3.
Литературные музеи
2
6
8
4.
Краеведение и школьные музеи
3
3
6
5.
Литературное краеведение в Чистополе. Краеведческая работа Музея книги «Чистопольские страницы»
12
12
24
6.
Экспозиция, учет и хранение фондов школьного музея
3
3
6
7.
Культурно-образовательная деятельность
2
13
17
8.
Итоговые занятия
1
1
Всего
31
35
76
Программа
1. Введение в музееведение
Музееведение в системе наук. Понятие о музее как институте социальной памяти. Эволюция музея. Музей в современном мире. Тип и профиль музея. Понятие о музейном предмете. Классификация музейных предметов. Музейная терминология.
Практические занятия
Встреча со специалистами городских музеев. Освоение музейной терминологии. Атрибуция музейного предмета.
2. История музейного дела в России
Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр 1 и его Кунсткамера. Частные собрания в 18-19 вв. Эрмитаж. Первые общедоступные музеи. Галерея Третьякова. Род казанских собирателей Лихачевых. Музеи в 20 веке. Национальный музей Республики Татарстан. Музей 21 века и его новые возможности. Виртуальные музеи.
Практические занятия
Знакомство по литературе, иллюстрациям, видеоматериалам с изучаемыми музеями. Видеоэкскурсии.
По возможности – экскурсия в Национальный музей Татарстана.
3. Литературные музеи
Литературные музеи общего типа Государственный литературный музей в Москве, Литературный музей Пушкинского дома в Санкт-Петербурге. Историко-литературные музеи, посвященные отдельным писателям Музей А.С. Пушкина в Москве, Музей Л.Н. Толстого в Москве; мемориальные и музеи-заповедники (в составе которых, помимо экспозиций, входят расположенные на территории заповедники архитектурные или литературные памятники) Пушкинский заповедник в Псковской области, Музей усадьбы Л.Н. Толстого Ясная Поляна и Хамовники (Москва); дома музеи А.П. Чехова в Москве и Ялте; дом-музей С.А. Есенина в Константинове (Рязанская обл.) и т.д.
Практические занятия
Заочная экскурсия по Пушкинскому заповеднику. Индивидуальные проекты-презентации литературных музеев России.
Экскурсия в Мемориальный музей Б.Л. Пастернака.
4. Краеведение и школьные музеи
Зарождение отечественного краеведения. Летописание. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова. Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения. Общественная инициатива – главный двигатель краеведения. А.К. Булич – основатель чистопольского городского краеведческого музея. Первые школьные музеи. Краеведение и школьные музеи в 20 в. Краеведение и школьные музеи на современном этапе.
Практические занятия
Посещение Музея уездного города, музея школы № 16. Встречи с сотрудниками музея, активом школьного музея, ветераном краеведческого движения Чистополя Н.С. Харитоновой.
5. Краеведческая работа школьного музея
Музей – хранитель местной истории. Специфика города и профиль музея. Литературное краеведение в Чистополе. Р.Н. Порман – зачинатель литературного краеведения в Чистополе. Сбор материала. История создания книги «Чистопольские страницы», ее значение для литературоведения и краеведения. Г.С. Муханов – автор-составитель «Чистопольских страниц». «Стал Чистополь обителью для муз». Асеев в Чистополе. Дневники и стихи В. Багрицкого. «Помните, как мы на Каме»: В. Боков и Б. Пастернак в Чистополе. Песни М. Исаковского, рожденные в Чистополе. М. Петровых о Чистополе, времени и о себе. История песни А. Суркова «В землянке». Из фронтовых тетрадей С. Щипачева. Л. Леонов в Чистополе.
Практические занятия
Сбор материала о Р.Н. Пормане и Г.С. Муханове. Знакомство с деятельностью школьного музея. Занятие-экскурсия «Чистополь литературный». Подготовка сообщений и презентаций по темам занятий.
6. Экспозиция, учет и хранение фондов музея
Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Концепция и художественный замысел экспозиции. Методы построения экспозиции. Понятие о фондах музея. Структура фондов. Учетная документация школьного музея.
Практические занятия
Знакомство с экспозицией школьного музея. Участие в работе по созданию выставки.
Знакомство с фондами и документацией школьного музея. Заполнение музейной документации.
7. Культурно-образовательная деятельность
Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея. Специфика музейной экскурсии. Классификация экскурсий. Базовые формы культурно-образовательной деятельности.
Практические занятия
Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение источников экскурсионного материала. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Работа в библиотеке и в фондах школьного музея по изучению темы экскурсии. Работа с мемуарной литературой, воспоминаниями и письмами. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Прослушивание и обсуждение подготовленных экскурсий. Проведение экскурсий
7. Итоговое занятие.
Каледарно-тематическое планирование
1. Введение в музееведение
1
Музееведение в системе наук. Понятие о музее
6.09
2
Эволюция музея. Музей в современном мире
6.09
3
Тип и профиль музея.
13.09
4
Встреча со специалистами городских музеев
13.09
5
Понятие о музейном предмете. Классификация музейных предметов
20.09
6
Освоение музейной терминологии.
20.09
7-8
Атрибуция музейного предмета.
27.09
2. История музейного дела в России
9
Коллекционирование древностей. Первые музеи в России
4.10
10
Заочная экскурсия в Эрмитаж
4.10
11
Первые общедоступные музеи. Галерея Третьякова.
11.10
12
Один час в Третьяковской галерее
11.10
13
Род казанских собирателей Лихачевых. Сбор материала
18.10
14
Музеи в 20 веке.
18.10
15
Национальный музей Республики Татарстан
25.10
16
Музей 21 века и его новые возможности. Виртуальные музеи
25.10
3. Литературные музеи
17
Литературные музеи общего типа
1.11
18
Историко-литературные и мемориальные музеи
1.11
19-20
Заочная экскурсия в Пушкинский заповедник
8.11
21-22
Индивидуальные проекты-презентации «По литературным музеям России»
15.11
23-24
Экскурсия в Мемориальный музей Б.Л. Пастернака
22.11
4. Краеведение и школьные музеи
25
Зарождение отечественного краеведения. Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения
29.11
26
Общественная инициатива – главный двигатель краеведения. А.К. Булич – основатель чистопольского городского краеведческого музея
29.11
27-28
°Экскурсия в Музей уездного города
6.12
29
Первые школьные музеи. Краеведение и школьные музеи в 20в. и на современном этапе.
13.12
30
Встреча с ветераном краеведческого движения Н.С. Харитоновой
13.12
5. Литературное краеведение в Чистополе. Краеведческая работа Музея книги «Чистопольские страницы»
31-32
Р.Н. Порман – зачинатель литературного краеведения в Чистополе. Сбор материала. Составление биографии
20.12
33
История создания книги «Чистопольские страницы», ее значение для литературоведения и краеведения
27.12
34
Г.С. Муханов – автор-составитель «Чистопольских страниц»
27.12
35-36
Знакомство с деятельностью школьного музея
3.01
37
«Стал Чистополь обителью для муз»
10.01
38
Занятие-экскурсия. Чистополь литературный
10.01
39-40
Дом учителя как центр
17.01
41-42
Асеев в Чистополе
24.01
43-44
Дневники и стихи В. Багрицкого
31.01
45-46
«Помните, как мы на Каме» В. Боков и Б. Пастернак в Чистополе
7.02
47-48
Песни М. Исаковского, рожденные в Чистополе
14.02
49-50
М. Петровых о Чистополе, времени и о себе
21.02
51
История песни А. Суркова «В землянке»
28.02
52
Из фронтовых тетрадей С. Щипачева
28.02
53-54
Л. Леонов в Чистополе
7.03
6. Экспозиция, учет и хранение фондов музея
55
Концепция и художественный замысел экспозиции. Методы построения экспозиции
14.03
56
Знакомство с экспозицией школьного музея
14.03
57-58
Обучение составлению мини-выставки. Защита групповых проектов
21.03
59
Понятие о фондах музея. Структура фондов. Учетная документация школьного музея
28.03
60
Знакомство с фондами и документацией школьного музея. Заполнение музейной документации
28.03
7. Культурно-образовательная деятельность музея
61
Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея
4.04
62
Специфика музейной экскурсии. Классификация экскурсий
4.04
63
Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы.
11.04
64
Отбор литературы и составление библиографии. Определение источников экскурсионного материала.
11.04
65
Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов
18.04
66-67
Работа в библиотеке и в фондах школьного музея по изучению темы экскурсии. Работа с мемуарной литературой, воспоминаниями и письмами
18.04
25.04
68-69
Подготовка контрольного текста экскурсии
25.04
2.05
70-71
Комплектование «портфеля экскурсовода»
2.05
16.05
72-73
Прослушивание и обсуждение подготовленных экскурсий
16.09
23.05
74-75
Проведение экскурсий
23.05
30.05
76
Итоговое занятие
30.05
Список литературы
Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989
Введение в генеалогию (родоведение). Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Казань: Хэтер, 2009
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Просвещение, 1985
Казань, 2005, № 3
Мир и музей, 2002, № 1-2
Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006
Порман Р.Н. Литературное краеведение. – Уфа, 1987
Примерное положение о музее общеобразовательного учреждения / Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16
Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – М.: Прогресс, 2001
Рубан Н.И. Музеология: Учебное пособие. – Хабаровск, 2004
Семейные летописи. Хрестоматийное приложение к учебному пособию И.Ю. Протащук «Введение в генеалогию». – Казань: Хэтер, 2009
Сокровища культуры Татарстана: Историческое наследие, культура и искусство. – М.: НИИЦентр, 2004
Чистопольские страницы. – Казань, 1987
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: Русское слово, 2003
Приложение
Словарь музееведа
Аттрактивность – способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (формой, размером, цветом) или своей художественной и исторической ценностями.
Ансамблевая экспозиция – сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка и т.д.
Вспомогательный фонд – материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диаграммы, муляжи, модели, репродукции, ксеро- фотокопии, макеты, тексты и т.д.
Деблетный фонд – фонд, состоящий из типовых предметов, в нескольких экземплярах.
Информационный потенциал предмета – это вся совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа.
Классификация музейных предметов – это деление всего объема нужных музею предметов на группы по признакам родства и различия.
Коллекционный фонд – ядро основного фонда, включает музейные предметы, имеющиеся в музеи в единственном экземпляре, и по одному лучшему, имеющихся в нескольких экземплярах.
Комплектование фондов – один из основных видов деятельности музея, важнейшее звено в процессе документирования развития общества.
Консервация музейных предметов - сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процесс их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим закреплением предметов.
Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.
Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальный информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопление и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных целях.
Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, часто художественный интерес, как единое целое.
Музейная педагогика – это общественно-научная, специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования.
Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом.
Музейный каталог – это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, расположенных в определенном порядке, складывающимся в процессе их систематизации.
Музейный предмет – это привлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительное время сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального богатства.
Музейный фонд – совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Новодел – точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и в размере оригинала.
Обменный фонд – фонд предметов, в которых данный музей не нуждается.
Основной фонд музея – все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории общества и природы.
Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций по средствам музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.
Раритет – редкие предметы, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.
Реставрация музейных предметов – восстановление облика предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происходящих в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.
Система фондовой документации – это взаимосвязанная совокупность документов, составляемых по установленным формам в процессе учета фондов, их классификации и систематизации, физической охраны, необходимая для выполнения музеем его социальных функций.
Состав фондов музея – организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также с деятельностью самого музея и определяющая юридическое положение предметов.
Структура фондов музея – организация фондов, основанная на взаимосвязях предметов и направленная на создание условий, максимально удобных для изучения, пополнения, хранения и использования.
Типовой музейный предмет – музейный предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время.
Уникальный музейный предмет – это предмет, существующий в настоящее время в единственном или в очень ограниченном числе и обладающий особой исторической или культурной ценностью.
Хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.
Экскурсия – коллективный осмотр музея или немузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Экспрессивность – выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.
Заголовок 815