Рабочая программа историко — краеведческого кружка Знаменитые люди Смоленского края (5-9 кассы)
МУНИЦИПКАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИКО – КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
«ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ СМОЛЕНСКОГО КРАЯ»
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составил: учитель истории и обществознания
Анжелла Владимировна Анисимова
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Учебный план образовательного учреждения на 2014/ 2015 год.
Рабочая программа историко-краеведческого кружка «Летописцы Смоленщины» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, формирование универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Программа кружка «Летописцы Смоленщины» направлена на воспитание у школьников чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия ребятами исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Программа рассчитана на обучающихся 5- 10 классов.
Цели программы:
воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
овладение навыками исследовательской работы;
Задачи программы:Образовательные
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепление этих знаний на практике
4. Формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники;
трудовой десант;
экскурсии
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Летописцы Смоленщины» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Летописцы Смоленщины» у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные действия:
Учащийся научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Учащийся получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с культурой Смоленской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Учащиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Учащиеся получат возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Учащиеся научатся:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Смоленской области, города Смоленска;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Учащиеся научатся:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Учащиеся получат возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Перечень учебно-методического комплекта:
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: /Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998.
Содержание программы Вводное занятие (1ч.) Задачи: знакомство с членами кружка, согласование плана работы на год, выбор актива, техника безопасности, анкетирование. Раздел I. Исследовательская работа по историческому краеведению. (3 часа)
Краеведение – наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края."
Структура учебно-исследовательской деятельности. Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?Преобразование учебной, научной информации в тему исследования.Актуальность и практическая значимость исследования. Объект и предмет исследования.Как организовать исследовательскую работу. – Определение цели и задач исследования. Формулирование гипотезы– Определение методов исследования. Планирование исследования. Распределение ролей при работе в команде.
Эксперимент и исследование. Общая методология выполнения исследовательских работ. Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных. Ведение дневника.
Интервьюирование и анкетирование как метод сбора информации. Интервью ветеранов Великой Отечественной войны. Вопросы интервью:
Ф.И.О.
Год рождения.
Образование.
Сфера деятельности.
Семейное положение.
Как узнали о начале войны.
Как оказались на передовой.
В каких частях Красной Армии воевали
На каких фронтах воевали
В каких военных операциях участвовали
Где и в каком звании закончили войну.
Были ли награждены орденами и медалями? (Если да, то за что?)
Самые памятные моменты военной жизни.
«Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы». Разработка памятки «Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы», ее публичное предъявление и защита.
Раздел II. История школы (10 ч.)
Задачи: Изучение истории возникновения и развития школы. Содержание: История строительства школы. Учителя и ученики разных лет. Интересные воспоминания, традиции. Развитие школы, этапы. Учителя – ветераны: сердце, отданное детям. Учительские династии. Учительские семейные пары. Преемственность поколений. Проект «От школы прошлой, к школе будущего». Школьные традиции. Раздел III. Ими гордится школа (6 часов)
Задачи: Изучение жизни и деятельности выпускников школы разных лет.
Содержание: Выпускники – участники боевых действий в Афганистане и других горячих точках. Люди интересной судьбы. Деятели культуры. Спортсмены. Люди различных профессий. Знакомство и встречи.
Раздел IV. Знаменитые люди микрорайона (6 ч.)Задачи: Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, Почетных граждан района.Содержание: Окружающие тебя люди интересны своими делами. Поэты, передовики производства разных лет, орденоносцы, почетные граждане района. Знакомство, встречи с интересными людьми, которые рассказывают о жителях, их судьбах.Раздел V. Великая Отечественная война и жители микрорайона (8 часов. )Задачи: Изучение военной истории на местном краеведческом материале. Содержание: Судьба микрорайона в годы Великой Отечественной войны. Особенности военного времени Итоговое занятие (2 ч.) Подведение итогов и предварительное планирование работы на следующий год.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п занятия
Тема занятия
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
(учащиеся должны знать/уметь)
Способы деятельности учащихся
Дата проведения
По плану
По факту
Вводное занятие (1 час).
1.
Презентация кружка «Летописцы Смоленщины». План работы: цели и задачи.
План работы: цели и задачи.
Раздел I. Исследовательская работа по историческому краеведению. (3 часа)
2.
Краеведение – наука о родном крае.
Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
3.
История краеведения на Смоленщине.
Погуляев, Г.Т. Рябков, И.Н. Салов, Е.Я. Шабловский, Е.А. Шмидт, В.В. Ильин, Г.С. Меркин, А.А. Кондрашенков, Я.Р. Кошелев, Д.Ф. Маймусов. Краеведы сегодняшнего дня: И. Блинов, И. С. Герасимова, В. А. Кононов и др.
5.
Как организовать исследовательскую работу.
– Определение цели и задач исследования– Формулирование гипотезы– Определение методов исследования– Планирование исследования– Распределение ролей при работе в команде.
Эксперимент и исследование.Общая методология выполнения исследовательских работ. Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных.Ведение дневника.
Раздел II. История школы (10 ч.)
8.
История строительства школы.
9.
Этапы развития школы.
Учителя – ветераны: сердце, отданное детям.
Учительские династии.
Учительские семейные пары.
Преемственность поколений. Интересные воспоминания.
Утраченные традиции школы.
Школьная жизнь прошлых лет.
Путь от октябренка до комсомольца. (История детских и молодежных организаций школы в советский период).
Наша школа вчера, сегодня, завтра.
Раздел III. Ими гордится школа (6 часов)
Наши выпускники - медалисты разных лет.
Выпускники – участники боевых действий в Афганистане и других горячих точках
Выпускники – участники спецопераций на Северном Кавказе.
Есть такая профессия – Родину защищать. (Выпускники – военнослужащие)
Деятели культуры и искусства и спорта.
Люди интересной судьбы.
Раздел IV. Знаменитые люди микрорайона (6 ч.)
Окружающие тебя люди интересны своими делами.
Почетные железнодорожники разных лет.
Передовики производства предприятий микрорайона.
История людей – история микрорайона.
История людей – история микрорайона.
Наш депутат – Максимчук Т. А.
Раздел V. Великая Отечественная война и жители микрорайона (8 ч. )
Судьба микрорайона в годы Великой Отечественной войны.
Особенности военного времени
Письма с фронта
Памятники военной истории вокруг нас
Описание памятников.
Ветераны Великой Отечественной войны нашего микрорайона.
Интервью с ветеранами с использованием технических средств (диктофона, кинокамеры, фотоаппарата). Создание картотеки
Труженики тыла и узники концлагерей, живущие в микрорайоне
Интервью с ветеранами с использованием технических средств (диктофона, кинокамеры, фотоаппарата). Создание картотеки.
Труженики тыла и узники концлагерей, живущие в микрорайоне
Интервью с ветеранами с использованием технических средств (диктофона, кинокамеры, фотоаппарата). Создание картотеки
Практикум «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».
Сбор информации об участии членов семьи в ВОВ.
Раздел VIII. Отчет о работе кружка. (2 часа)
35.
«Ведем летопись».
Учащиеся выступают с докладами по заранее выбранным темам курса. Приглашаются родители, учителя.
36.
«Что нового я узнал за год».
Отчет о работе кружка.
Выступление кружковцев.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315