Разработка урока по истории. Обобщение знаний по теме «Киевская Русь в конце Х – в первой половине ХІ ст.»
История. 7 класс
Тема: Обобщение знаний по теме «Киевская Русь
в конце Х – в первой половине ХІ ст.»
Цель:
Повторить и обобщить материал, выученный учениками по теме «Киевская Русь в конце Х – в первой половине ХІ ст.»;
Подготовится к тематическому оцениванию;
Развить в учениках умение анализировать и систематизировать исторические факты;
Составить рассказ об исторических событиях;
Работа с картой;
Улучшить навыки работы в группах;
Вызвать у учеников интерес к истории своего народа.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации учебной деятельности: творческие, индивидуальные и групповые.
Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут:
Улучшить навыки роботы в группах;
Развить умение обобщать и систематизировать материал;
Сделать выводы;
Выражать собственную точку зрения;
Углубить умения составлять рассказ;
Задавать вопросы;
Работать с историческими терминами и понятиями;
Подготовиться к тематическому оцениванию;
Оборудование: карта, атлас, компьютерная доска, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Урок-соревнование.
Ученикам предлагается пять конкурсных заданий.
Задание 1. Проще не бывает.
Используются компьютерные технологии.
Для участия в этом конкурсе приглашаются по одному участнику от каждой команды, которым будут предложены задания. На компьютерной доске появляется плакат с «полем боя»:
Учитель по очереди ставит вопросы трём участникам игры (время на обдумывание не дается). Если ученик дает правильный ответ, то он имеет право поставить в сетку на «поле боя» свой знак (один ученик ставит квадрат, второй – треугольник, третий - круг). Задания игроков – составить ряд «своих» знаков по горизонтали, вертикали или диагонали. Игра продолжается до тех пор, пока не будет построен один ряд знаков или не закончатся все вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, при условии составления ряда своих значков ученики дополнительно получают еще 4 балла.
Примерные вопросы.
1) Как звали братьев Владимира, в борьбе с которыми ему удалось утвердиться в Киеве?
2) В каком году христианство на Руси было введено в качестве государственной религии?
3) С какой целью Владимир построил систему оборонительных укреплений в южном пограничье?
4) Какие враги Киевской Руси было окончательно разгромлены Ярославом Мудрым?
5) Как назывался первый сборник законов, изданный при Ярославе Мудром?
6) Когда у восточных славян появилась письменность?
7) Как назывались древние славянские азбуки?
8) Кто является автором «Слово о законе и благодати»?
9) Кто создал первую библиотеку на Руси?
10) Кого из князей называли «тестем Европы»?
11) Как звали выдающегося русского иконописца?
12) Что такое Киево-Печерская Лавра?
13) Какой вклад в развитие культуры сделал Феодосий Печерский?
14) Какое второе называние имела церковь Богородицы в Киеве?
15) При каком князя в Киеве был построен Софийский собор и Золотые ворота?
16) Как звали известного на Руси исполнителя былин?
Задание 2. Веселая азбука.
Задача этого конкурса - повторить основные понятия и термины по теме. Учитель произносит любую букву алфавита, а ученики в ответ называют исторический термин или понятие, начинающиеся с этой буквы, после чего говорят, что они означает. Отвечает та команда, у которой быстрее будет готов ответ. За каждый правильно названный термин команда получает 1 балл. Продолжительность игры - 6-7 мин.
Например, если учитель называет букву К, ученики должны назвать :
Киевская Русь - древнерусское государство, образовавшееся в IX в. на восточнославянских землях.
Киев - столица Киевской Руси.
Князь - титул правителя Киевской Руси.
Княжество - государственное образование во главе с князем.
Кириллица - древнеславянский алфавит.
Культура - ценностные достояния человечества в материальной и духовных сферах.
Кольт - старинная женское украшение в виде подвески, вплетался женщинами в косы.
Ковка - один из самых распространенных видов ремесла на Руси, изделий из железа и т.п.
Буква Г:
Гривна - серебряный слиток в Киевской Руси, выполнявший роль денег.
Глаголица - древнеславянский алфавит.
Гравировка - украшение ювелирных изделий узором, вырезанным на металле.
Гончарство - один из самых распространенных видов ремесла на Руси, изготовление изделий из глины.
Герб - знак государства, города или рода и т.д.
Буква В:
Вече - народное собрание на Руси, на которых решались важные общественные дела.
Вервь - сельская община на Руси.
Вотчина - земельная собственность, которую можно было передавать по наследству, продавать и т.д.
Буква М:
Мозаика - изображение или узор, сделанные из цветных кусочков стекла, смальты или камней.
Монастырь - церковное учреждение, в который монахи удалялись от мирской жизни.
Монах - глубоко верующий христианин, посвящал свою жизнь служению Богу.
Миниатюра - рисунок - иллюстрация в древнерусских книгах и т.д.
Буква С:
Скань - сложный узор из спаянных между собой завитков тонкой скрюченной проволоки.
Смерд - свободный крестьянин на Руси, член общины.
Социальная структура - совокупность групп человеческого общества и взаимоотношения между ними.
Скоморохи - странствующие актеры на Руси.
Собор - духовное учреждение, где совершаются богослужения.
Своды - выпуклое перекрытие, соединяющее стены здания и т.д.
Задание 3. Историческая сказка.
Каждой команде предлагается иллюстрация, на которой изображена какая-то вещь. Задача учащихся - «оживить» эту вещь, то есть составить рассказ от её имени. В рассказе должны содержаться сведения о развитии хозяйства в Киевской Руси. Для подготовки задачи предоставляется 2 мин. От команды выступает один ученик, остальные имеют право на дополнение. Максимальная оценка за этот конкурс - 6 баллов.
Команда № 1
Команда № 2 Команда № 3
Задание 4. Составьте схему.
Для участия в этом конкурсе приглашаются по одному представителю от каждой команды. Они должны составить на доске схемы по определенной теме.
Первый ученик - «Политический строй Киевской Руси»; второй ученик - «Социальная структура Киевского государства»; третий ученик - «Хозяйство Киевской Руси».
Для выполнения задания предоставляется 5-6 мин, после чего ученики должны прокомментировать составленые схемы. Максимальная оценка за этот конкурс - 6 баллов.
Пока ученики у доски выполняют задания, команды принимают участие в следующем конкурсе.
Задание 5. Словесный теннис.
Команды быстро ставят друг другу вопросы по теме «Деятельность князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого».
После окончания «Словесного тенниса» слово для ответа предоставляется тем ученикам, которые работали у доски.
III. Подведение итогов.
В конце урока учитель подводит итоги соревнования. Подсчитывают заработанные командой баллы и объявляется победитель. Вместе с капитанами команд учитель выставляет ученикам оценки за работу на уроке. При этом ученики победившей команды получают оценки на один балл выше.
IV. Домашнее задание.
Повторить даты и понятия по теме «Киевская Русь в конце Х - первой половине XI в.», подготовиться к уроку тематического оценивания.