Пробный вариант ЕГЭ по русскому языку
ВАРИАНТ ЕГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
1)Интересно сравнить нормальную поступь человека со скоростью таких – вошедших в пословицу – медлительных животных, как улитка или черепаха. 2) Улитка вполне оправдывает репутацию, приписываемую ей поговоркой: она проходит 1,5 мм в секунду, или 5,4 м в час – ровно в тысячу раз меньше человека! 3) Другое классически медленное животное, черепаха, не намного перегоняет улитку: ее обычная скорость – 70 м в час. 4) Проворный рядом с улиткой и черепахой, человек предстанет перед нами в ином свете, если сопоставить его движение с другими, даже не очень быстрыми движениями в окружающей природе. 5) … он легко перегоняет течение воды в большинстве равнинных рек и не намного отстает от умеренного ветра. 6) Но с мухой, пролетающей 5 м в секунду, человек может успешно состязаться разве только на лыжах. 7) Зайца или охотничью собаку 3 человек не перегонит даже на лошади карьером. 8) Состязаться в скорости с орлом человек может лишь на самолете.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1. Если сравнивать скорость человеческого шага с движением улитки или черепахи, то человек, конечно же, окажется проворнее.
2. Интересно сравнивать нормальную поступь человека со скоростью различных животных.
3. С мухой, пролетающей 5 м в секунду, человек даже не может сравниться.
4. Только если человек будет лететь на самолёте, он сможет состязаться в скорости с птицами, а именно, с орлом.
5. Улитка способна пройти заданное расстояние в единицу времени в 1000 раз меньше человека.
2. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.
Итак,
Правда,
Следовательно,
Но
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Способ существования материи, ее неотъемлемое свойство, непрерывный процесс изменения и развития материального мира (в философии). 2. Состояние, характеризующееся - в отличие от покоя - изменением положения материальных частиц, предметов и т.п. в пространстве. 3. Изменение положения предмета или его частей относительно какой-л. точки отсчета. // Состояние чего-л., характеризующееся перемещением его частей в пространстве. // Деятельность массы людей, каждый из которых выполняет какую-л. работу. // Работа какого-л. механизма. 4. Перемещение в пространстве в каком-л. направлении. 5. перен. Продвижение чего-л. по инстанциям. // Переход с одной должности на другую, более высокую; продвижение по службе. 6. перен. Деятельность широких масс или слоев общества, направленная на достижение каких-л. целей.
7. Переход из одного состояния в другое, из одной стадии в другую; развитие. // Течение времени. // перен.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1. каталОг2. коклЮш3. газопрОвод4. ходАтайствоВ одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Пожилой ДИПЛОМАНТ вышел из здания МИДа.
Учащиеся легко УСВОИЛИ новую тему урока.
Перед прогулкой я НАДЕЛ ошейник своей собаке.
Лицо моего друга украшала ДРУЖЕСКАЯ искренняя улыбка.
МЕДЛЕННАЯ завораживающая музыка раздавалась с танцпола санатория «Черноморочка».
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова, либо приведён просторечный вариант. Исправьте ошибку (или приведите литературную норму) и запишите слово правильно.
ЛЯЖЬ в постель
с ВОСЕМЬЮСТАМИ ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
ГРУШЕВЫЙ джем
ОДЕТЬ бабушку в платье
сошёл с РЕЛЬСОВ
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. ошибка в построении предложения с однородными членами 1. Заводя дома собаку или кошку, надо всегда помнить об ответственности за братьев наших меньших.
Б. нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2. Те товарищи, кто проголосовали за нашего нового сотрудника, обоснуйте, пожалуйста, ваш выбор на дополнительной линии в опроснике.
В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом 3. В этом году летом многие с удовольствием отдохнули на Черноморском побережье и Крыму.
Г. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 4. Посмотрев по сторонам, иду дальше по переходу.
Д. неправильное построение предложения с косвенной речью 5. Мама попросила, что пойди и купи хлеба к обеду.
6. По окончанию школы я собираюсь поступать в Высшее лётное военное училище.
7. В гости часто заходила Вера и её подруга, ставшая для нас новым интересным собеседником.
8. Все, кто не хочет слушать докладчика, могут покинуть зал!
9.К нему на ум пришло древнее изречение о том, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..нзинперег..родить
предл..жение..рматуракар..ндашОпределите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ни..падающий, ни..вергатьсямеж..нтегральный, пред..нфарктное (состояние)
п..черпнуть, н..резной
пр..зывать, пр..открыть
с..ёмка, павил..он
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
раскид..стый талантл..вый
оговор..нный завис..мый
за..нька11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
бре..тсябор..тся
не перевод..тсязасе..м
колыш..шь12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Казалось, она опять совершала (не)обдуманный шаг.
Прогулка по городу оказалось отнюдь (не)полезной для психологического состояния подростка.
Бабушка опять ничегошеньки (не)расслышала.
Это (не)новая, а старая модель телефона.
(Не)зря мы пошли этой дорогой.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Бок(о)бок с нами трудились негры, и латиноамериканцы, китайцы и малазийцы, португальцы и норвежцы, и (в)продолжение всего плавания нас окружала многоголосая весёлая команда.
(В)последствии мы должны будем пройти новый курс обучения, что(бы) всё время оставаться на вершине нашего профессионального мастерства.
(В)течение всего дня штормило, но (не)смотря на качку Лиза не испытывала морской болезни.
Во (что)бы то ни стало нам надо вести свою работу (по)новому, всё время согласовывая действия с отцом.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Мальчик держался увере(1)о, отвечал на вопросы спокой(2)о, слегка сдержа(3)о, но чувствовалась какая-то лёгкая напряжё(4)ость в ответе, а мать смотрела на него рассея(5)о и, казалось, безучаст(6)о.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Огромный сооружённый по рисункам Растрелли дом величественно возвышался на вершине холма.
В лес прозрачный сосновый осенний золотая вошла тишина.
О его намерениях никто никогда низа что не мог бы догадаться.
В старом лесу растут величественные дубы и иногда попадаются берёзовые рощицы.
Море бунтует и клокочет и свищет и ревёт.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда-то(1)до революции(2) один русский миллионер(3) решил построить под Москвой летний дворец(4) да такой(5) чтобы подобного ни у кого не было.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Медведь-камень на реке Тагил представляет собой(1) без сомнения(2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь(3) по преданию(4) зимовал со своим войском Ермак.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу(1) интрига(2) которой(3) весьма изящна.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
В сказках часто повествуется о том(1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой(2) и(3) если говорить о владимирских печах(4) то сказочники были недалеки от истины.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25
1)Все же мне это удалось бы в конце концов, если бы наутро не заболела мать. 2)Она у меня всегда была странная, но такой странной я ее еще никогда не видел.
3)Прежде, когда она вдруг начинала стоять у окна часами или ночью вскакивать и в одной рубашке сидеть у стола до утра, отец отвозил ее за несколько дней домой, в деревню, и она возвращалась здоровой. 4)Теперь не было отца, да, впрочем, едва ли помогла бы ей теперь эта поездка!
5)Простоволосая, босая, она стояла в сенях и даже не оборачивалась, когда кто—нибудь проходил в дом. 6)Она все молчала, только изредка рассеянно говорила два—три слова.
7)И она как будто боялась меня. 8)Когда я начинал «говорить», она с болезненным выражением затыкала уши. 9)Как будто стараясь что-то припомнить, она проводила рукой по глазам, по лбу. 10)Она была такая, что даже тетя Даша втихомолку крестилась, когда, в ответ за ее уговоры, мать оборачивалась и молча смотрела на нее исподлобья черными, страшными глазами…
11)Прошло, должно быть, недели две, прежде чем она сшилась. 12)Рассеянность еще мучила ее, но понемногу она стала разговаривать, выходить со двора, работать. 13)Теперь все чаще повторялось у нее слово «хлопотать». 14)Первый сказал его старик Сковородников, за ним тетя Даша, а потом уже и весь двор. 15)Нужно хлопотать! 16)Мне смутно казалось, что это слово чем—то связано с игрушечным магазином «Эврика» на Сергиевской улице, в окнах которого висели хлопушки.
17)Но вскоре я убедился, что это совсем другое.
18)Мы с сестрой долго сидели в полутемном высоком коридоре на железной скамейке. 19)Сторожа бегали с бумагами, хлопали двери. 20)Потом мать вернулась, схватила сестру за руку, и мы побежали. 21)Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. 22)Но я услышал сухой, равнодушный голос, и этот голос, к моему ужасу, говорил то, на что только я один во всем мире мог бы основательно ответить.
- 23)Григорьев Иван... – 24)И послышался шорох переворачиваемых страниц. - 25)Статья 1454 Уложения о наказаниях. – 26)Предумышленное убийство. 27)Что ж ты, голубушка, хочешь? - 28)Ваше благородие, - незнакомым, напряженным голосом сказала мать, - он не виноват. 29)Не убивал он никогда. - 30)Суд разберет.
31) Я давно уже стоял на носках, закинув голову так далеко, что она, кажется, готова была отвалиться, но видел над барьером только руку с длинными сухими пальцами, в которых медленно покачивались очки.
- 32)Ваше благородие, - снова сказала мать, - я желаю подать прошение в суд. 33) Весь двор подписал.
- 34)Прошение можешь подать, оплатив гербовой маркой в один рубль.
- 35)Тут заплачено. 36)Ваше благородие, это не его нож нашли. 37)Нож?! 38)Я подумал, что ослышался. - 39)На этот счет имеется собственное показание подсудимого.
- 40)Может, он его неделю как потерял...
41) Я видел снизу, как у матери задрожали губы.
- 42)Подобрали бы, голубушка! 43)Впрочем, суд разберет. 44)Больше я ничего не слышал. 45)В эту минуту я понял, почему арестовали отца. 46)Не он, а я потерял этот нож - старый монтерский нож с деревянной ручкой. 47)Нож, который я искал наутро после убийства. 48)Нож, который мог выпасть из моего кармана, когда я наклонялся над сторожем на понтонном мосту. 49)Нож, на котором Петька Сковородников выжег мою фамилию сквозьувеличительное стекло.
50)Теперь, вспоминая об этом, я начинаю думать, что моему рассказу все равно не поверили бы чиновники, сидевшие в энском присутствии за высокими барьерами в полутемных залах. 51)Но тогда! 52) Чем больше я думал, тем все тяжелее становилось у меня на душе.53) Значит, по моей вине арестовали отца, по моей вине мы теперь голодаем. 54)По моей вине было продано новое драповое
пальто, на которое мать целый год копила, по моей вине она должна ходить в присутствие и говорить таким незнакомым голосом и униженно кланяться этому невидимому человеку с такими длинными, страшными, сухими пальцами, в которых медленно покачивались очки...
55)Никогда еще с такой силой я не чувствовал свою немоту.
(по В.Каверину*)
*Каверин Вениамин Александрович (1902-1989) – видный советский писатель. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас — детективной увлекательностью и искусным построением.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
По возвращении из деревни мама становилась больной.
Мальчик не знал, в чём обвиняется его отец.
Мать Григорьева подала прошение с подписями жильцов дома.
Подросток непременно решил рассказать суду, что перочинный нож принадлежал ему.
Отец потерял перочинный нож, принадлежащий его сыну.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1-4 содержат описание.
2) Предложения 11-16 являются рассуждением повествовательного характера
3) Предложение 45 объясняет содержание предложений 46-49.
4) Предложения 32-41 содержат повествование.
5) Предложения 50-53 содержат рассуждение.
22. Из предложений 44-49 выпишите контекстные антонимы.
23. Среди предложений 11-17 найдите такое, которое объясняет при помощи личного, указательного и неопределённого местоимений смысл предложения 13. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анадизировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рецензии рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Фрагмент из романа В.Каверина «Два капитана» повествует об одном из самых острых моментов в жизни главного героя Сани Григорьева. С детских лет Саня Григорьев научился добиваться успеха в любом деле. Он вырастет мужественным и храбрым человеком. Но уже в детстве его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения. Настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Автор доносит до нас переживания главного героя, используя следующие языковые средства: (А)_______(«по моей вине» в предложениях 53-54). К лексическим средствам выразительности, которыми автор описывает мать Сани Григорьева, относятся также (Б)_______(«простоволосая, босая». Предложение 5.). При помощи такого синтаксического средства, как (В)_______(Предложения 19-22) автору удалось показать напряжённость момента и быструю смену событий, а в предложении 33 автором используется троп Г)_______для передачи сопереживания соседей трагедии в доме Григорьевых.
Список терминов:
1) анафора
2) лексический повтор
3) парцелляция
4) риторический вопрос
5) просторечные слова
6) фразеологизмы
7) ряды однородных членов
8) эпитеты
9) метонимия.
А Б В Г
Ответы:
1. 24
2. 2
3. 4
4. 3
5. 1
6. 1
7.
А Б В Г Д
3 2 7 1 5
8. перегородить
9. призывать приоткрыть
10. оговоренный
11. не переводится
12. необдуманный
13. впоследствии чтобы
14. 26
15. 1
16. 1245
17. 1234
18. 1
19. 124
20. 23
21. 345
22. он я
23. 16
А Б В Г
2 5 7 9
24.