Нашествие монголо-татар

Конспект урока
Тема урока: Нашествие монголо – татар
Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цель урока: 1) знание учащимися материала о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях этого события
2) развитие умений по анализу и синтезу учебного материала
3) воспитание патриотических чувств к родному Отечеству
Задачи:
1.Познакомить учащихся с политической обстановкой в Древнерусском государстве в начале XIII в.
2. Отработать умения и навыки по использованию атласа и контурной карты по истории России на уроке.
3. Научить кратко излагать свои мысли устно.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный
Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая
Оборудование урока: карта «Русские земли в XII – XIII вв.», презентация к теме урока, атласы и контурные карты.
Планируемый результат:
учащиеся должны знать: основные исторические даты, касающиеся монголо-татарского нашествия, фамилии выдающихся личностей (Чингисхан, Евпатий Коловрат, Батый,киевыский воевода Демитр, московский боярин Филипп Нянко)
учащиеся должны уметь: анализировать учебный материал, выделять причины и последствия этих событий
Ход урока: занятие начинается с представления учителем презентации, содержащей информацию о теме учебного занятия. Здесь же с помощью учителя учащиеся отвечают на вопросы теста по предыдущей теме.
Затем учитель обращает внимание учащихся на план урока и задание, которое они должны будут выполнить к концу урока.
( 5 мин.) Учитель вспоминает вместе с учащимися об усобицах на Руси, особенно обращает внимание на усобицу во Владимиро – Суздальской Руси. Вопрос: как междоусобные войны отразились на состоянии обороноспособности Руси?
( 10 мин.) Затем с помощью презентации учитель рассказывает о создании монгольской империи. Учащиеся анализируют текст учебника на стр. 96-97 и отвечают на вопросы учителя:
- Кто такие монголы и кто-татары?
- Каким видом хозяйственной деятельности деятельности они занимались до начала завоеваний?
- Где их родина?
- Какие племена и государства они завоевали до нападения на Русь?
- Кто возглавил монголов?
- В чем была сила монгольского войска?
Один из учеников показывает на карте границы государства Чингисхана к моменту его смерти, остальные находят границы этого государства в атласах и отмечают их в контурных картах.
(5 мин.) О битве на реке Калке рассказывает сам учитель, используя слайды презентации.
(15 мин.) Учитель рассказывает о завоевании Батыем Рязанского княжества и втором походе Батыя на Русь, обращаясь к слайдам. Рассказать о подвиге Евпатия Коловрата, о сражении у Коломны, о сопротивлении Москвы, сражении на реке Сить, о взятии Торжка. Рассказать о жестокости монгольского войска, пояснить ученикам, что жестокость на войне вообще тогда была делом обычным. После рассказа, учитель задает вопросы учащимся для закрепления материала:
- В чем было отличие монгольского боевого искусства от искусства других кочевых племен?
- Какие приемы использовали монголы для взятия городов?
- В чем была заслуга Руси перед народами Европы?
Учащиеся закрепляют изученный материал, отвечая на вопросы и составляя с помощью материала учебника хронологическую таблицу, которую заносят в компьютер.
(5мин) Учитель подводит итог изучаемой темы: Русь была обречена. Войско монгол было слишком сильным. Ни один из современных им народов не мог им противостоять. Однако Русь, даже будучи раздробленной, оказала достойное сопротивление захватчикам. Затем обращает внимание учеников на слайд презентации, где выделены исторические слова, касающиеся изучаемой темы.
(3 мин) Домашнее задание по теме: Параграф 12, вопросы в конце параграфа.
(2 мин) Сообщение результатов учащимся за время работы на уроке.














А



15