Урок-повторение по истории 6 класс Нашествие монголо-татар.
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Нашествие монголо-татар на Русь».
Интегрированный урок (история, литература, музыка).
Урок разработан и проведен
Учителем истории высшей категории
Муниципальное Автономное
Общеобразовательное Учреждение
лицей №4 (ТМОЛ)
Сычевой Светланой Васильевной.
Таганрог 2016г.
Цели урока:
Закрепить, систематизировать знания учащихся по данной теме;
Прививать любовь к героическому прошлому своего народа, воспитывать чувство патриотизма;
Воспитывать умения работать в команде, умение слушать, сопереживать, соотносить понятие «Я» и «коллектив».
Ход игры:
Играет 1 класс. Выбирается 3 команды по 6 человек, выбирается капитан.
Вначале игры соревнуются команды №1и 2, потом победившая команда и команда №. В общий результат команд зачисляются правильные ответы капитана и зрителей.
Если команды не могут ответить на вопрос, отвечают зрители. Капитанам команд по 4 вопроса, если капитан не может ответить, отвечает другая команда.
Между раундами – музыкальные паузы (заставки). Класс готовил 2 номера художественной самодеятельности, номера относятся к русскому народному творчеству.
Класс (зал) украшен картами данного периода, портретами князей, правящих в этот период, русскими музыкальными инструментами.
Фоном для данного урока послужили стихи Евтушенко «Баллада о русской игрушки».
Ученик 1:
По разграбленным селам шла Орда на рысях
Приторочивши к седлам русокосый ясак.
Как под темной водою молодая ветла
Русь была под Ордою, Русь почти не была.
Учитель: здравствуйте, ребята. Мы с Вами изучали тему «Нашествие монголо- татар на Русь». Сегодня в игровой форме мы повторим, закрепим и упорядочим ваши знания по этой теме. I блок вопросов посвящен возникновению монголо-татарской империи и ее лидерам.Вопросы:
В каком веке было создано Монгольское государство?
Кто стоял во главе этого государства?
Как на русский язык переводится имя Чингисхан?
Как звали внука Чингисхана?
Какое настоящее имя у Чингисхана?
Ученик 2:
Но однажды, как будто, все колчаны без стрел
Удалившийся в юрту хан Батый захмурел.
От бараньего сала, от лоснящихся жен,
Что-то в нем угасало, это чувствовал он.
И со взором потухшим хан сидел одинок
На сафьянных подушках, сжавшись будто хорек.
Хан сидел иступленной скукотою томясьИ бродяжку с котомкой ввел угодник-толмач.
Ученик 3:
В горсть набравши урюка, колыхнув животом
«Кто такой?» - хан угрюмо ткнул в бродяжку перстом.
Тот вздохнул: («Божья Матерь! То Батый, то князья!); Дел игрушечных мастер, Ванька Сидоров я».
Из холстин дыроватых той торбенки своей,
Стал вынимать деревянных медведей и курей
И в руках баловался потешатель сердец
С шебутной балалайкой скомарох-дергунец.
Ученик 1:
Но в игрушки вникая, умудренный как змий,
На матрешек вниманье обратил хан Батый.
И с тоской первобытной он подумал в тот миг
Скольких здесь перебил он, а постичь не постиг.
В мужичках скоморошных, простоватых на вид,
Как матрешка в матрешке, тайна в тайне сидит.
Учитель: II тур вопросов посвящен борьбе русского народа с монголо-татарами.Вопросы:
Что произошло в мае 1223 года?
Почему русские потерпели поражение в битве на р.Калке?
Какой город и почему Батый назвал «Злым»?
Каковы были итоги похода Батыя на русские земли?
Как вели себя в русских землях монголо-татары?
Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
(музыкальная пауза – русская народная песня «Во поле березка стояла»)
Ученик 2:
Озираясь трусливо, буркнул хан толмачу:
«Все игрушки тоскливы! Посмешнее хочу!
Пусть он, рванная нечисть, этой ночью не спит
И особое нечто для меня смастерит».
Хан добавил, икнувши:
«Перстень дам и коня. Но чтоб эта игрушка просветлила меня».
Думал Ванька про волю, про судьбу про свою
И кивнул головою: «Сочиню. Просветлю».
Шмыгал носом он грустно, но явился в свой срок
«Сочинил я игрушку, Ванькой -Встанькой нарек».
На кашме не кичливо встал простецкий, не злой,
Но дразнящее качливый мужичок удалой.
Ученик 3:
Хан прижал его пальцем и ладошкой помог
Ванька-Встанька попался
Ванька-Встанька прилег,
Хан отдернул свой палец, но силен, хоть и мал
Ванька-Встанька задорно снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха вмял в корчму сапогом
И знобея от страха заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул, но держась за бока,
Ванька-Встанька вдруг вынырнул из-под носка.
Хан попятился грузно Русь и русских кляня:
«Да, уж эта игрушка просветлила меня…».
Хана страхом качало и велел он скорей
От Руси, от шайтатна повернуть всех коней.
Учитель: III тур – это вопросы капитанам. Посмотрим, как они знают основные понятия этой темы.
Определения:
Нойон – князь
Курултай – совет монгольской знати
Фураж – корм для лошадей (скота)
Сарай – столица – Дворец
Дань – вещественный или денежный налог с покоренных народов
Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях (право на княжение)
Баскак – представитель ордынского хана на Руси, который осуществлял контроль за действиями князей, ведал сбором дани
Агрессия – вооруженное нападение одного или нескольких государств на другое с целью захвата его территории и порабощение народа
Выход – дань (налог монголо-татарам).
(музыкальная пауза – танец «Русских хоровод»).
Ученик 1:
И теперь уж отмаясь, положенный в повалВанька Сидоров – мастер у дороги лежал
Он лежал отсыпался, руки белые врозь
Василек между пальцев натрудившихся рос.
А в пылище прогорклой так же мал да удал
С головенкою гордой Ванька-Встанька стоял.
Из под стольких кибиток, из под стольких копыт,
Он вставал не убитый, только временно сбит.
Опустились туманы на лугах заливных
И ушли басурманы, будто не было их.
Ну а Ванька остался, как остался народ
И душа Ваньки-Встаньки в каждом русском живет.
Учитель: последний IV тур нашей игры – это игра со зрителями. Данные вопросы будут посвящены экономической и политической зависимости русских людей от Орды.
Вопросы:
Почему Александр Невский подавил выступление новгородцев против монголо-татар?
Каковы последствия владычества монголо-татар на Руси?
Перечислите повинности русского населения Орде.
Как вы думаете, почему русские князья воевали против западных захватчиков, а с монголо-татарами пытались не конфликтовать?
В чем проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды?
Ученик 2:
Мы – народ Ванек-Встанек,
Нас не Бог уберег,
Нас давили, пластали, столько разных сапог.
Они знали – мы – Ваньки, нас хотели покласть,
Но о том, что мы встаньки, забывали платясь.
Мы – народ Ванек-ВстанекМы встаем – так всерьез.
Мы от бед не устанем, не поляжем от слез.
И смеется не вмятый, не затоптанный в грфзь.
Мужичок хитроватый чуть пока-чи-ва-ясь.
Учитель: теперь подведем итоги.
(Команды награждаются грамотами и сладкими призами, самым активным вставляются оценки в журнал.).
Спасибо всем за работу, до свидания.